Село Коломенское. Часть 2

Sep 24, 2015 22:47

Продолжение. Начало см.:http://eho-2013.livejournal.com/686390.html



Вид теремов в Коломенском

Сыну и наследнику великого князя Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <...> Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро... Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.

Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь - аки Бог»). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку Коломенское оставалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.



Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании - Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки. В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли - разнообразные цвета появились лишь в ХVII - ХIХ веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы», написанной в 1872 году.


В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.
Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете - подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается. Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.
К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место.
Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.


Храм зимой

В 1552 году Иван Грозный отправился в свой знаменитый поход на Казань, и выдвинулся он не из Москвы, а из Коломенского. Прежде, чем пойти на завоевание Казани, он дал в своей подмосковной резиденции пир. Летописцы указывали: «…И поииде Государь к селу своему Коломеньскому, ту ему кушати. И вкушаючи Государь всех с ним сущих вельми жаловал». Военный поход увенчался победой.
Коломенское было любимым местом отдыха царя Ивана, здесь он отмечал свои именины, проводил праздники, пиры. В том же году, когда была взята Казань, на именинном пире он получил замечательный подарок - весть от своих воевод о покорении Астрахани; «а Государь тогда был в своем селе Коломеньском, праздник творяще рождению своему». Но были в истории усадьбы и другие события. С Коломенским связана история опричнины, страшной страницы царствования Ивана IV.
В 1558 году царь Иван, добиваясь выхода к Балтийскому морю, развязал Ливонскую войну, один из самых кровопролитных военных конфликтов шестнадцатого столетия в Европе. Ему пришлось столкнуться с широкой коалицией стран, не желавших усиления Руси. Польша и Литва, Крымское ханство, Швеция, Турция объединились против русского царя. Но тяжелее, чем борьба с внешними врагами, казалось Ивану предательство приближенных. Особенно больно ударила его измена Андрея Курбского, друга и родственника, одного из главных русских военачальников, перебежавшего на сторону польского короля Сигизмунда Августа и обласканного на чужбине за свое предательство. Измена Курбского привела царя Ивана к мысли, что существует подлый заговор бояр и церковников, желающих свергнуть его с престола.
3 декабря 1564 года Иван Грозный внезапно выехал с семьей и свитой на богомолье в Коломенское. Летописцы указывали, что отъезд его по тщательности сборов казался странным: «Подъем же его не тако был, яко же преже того езживал по монастырем молитися, или на которые свои потехи и объезды ездил... и платье, и деньги, и всю свою казну повелел взяти с собою. Которым же боярам и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и дворянам и детем боярским... велел тем всем ехати с собою, с людми и конми, со всем служебным нарядом». Царь прихватил с собой казну, библиотеку, ценнейшие иконы и символы власти (шапку Мономаха и прочее). Прибыв в загородную усадьбу, он, якобы из-за «беспутья», простоял в Коломенском две недели, готовясь к удивительной политической акции.



Ю. Сергеев. Пир Ивана Грозного

Минуя Москву, Грозный из Коломенского поехал в Тайнинское, оттуда, едва переночевав, в Троице-Сергиевский монастырь, и, наконец, в Александровскую слободу *. Через две недели после прибытия, 3 января 1565 года, он отправил в Кремль послание, обвинив духовенство и бояр в измене и заявив о своем отречении от престола. Народ, узнав, что остается без государя из-за «измены боярской», сбежался к Кремлю и вынудил боярскую Думу нижайше просить Ивана Васильевича вернуться на царство. Грозный ответил, что одним из условий его возвращения станет учреждение опричнины. Вернувшись в Москву в начале февраля, он объявил, что вновь принимает на себя правление с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников и распоряжаться их имуществом, «без докуки» со стороны Думы и духовенства. Вскоре было создано опричное войско, стоившее много крови русским людям, - тайная полиция и карающий орган царя, сперва числом в одну тысячу человек, позже разросшееся до шести тысяч. И начался страшный произвол, когда наряду с единицами изменников, не успевших покинуть Русь, были жестоко казнены тысячи невиновных.



Иван Грозный

В этот период значительную роль при дворе царя Ивана стали играть Годуновы. Большинство представителей этого рода служили в 1510-1550-х годах воеводами в разных городах (Великих Луках, Серпухове, Смоленске, Вязьме, Галиче и других) и участвовали в войнах, обращая на себя внимание государей беспримерной доблестью. Наиболее высокого положения достиг Дмитрий Иванович Годунов, ближний боярин царя и глава Постельничего приказа. Он взял к себе рано осиротевших племянников Василия, Бориса и Ирину, росших при дворе вместе с царскими детьми. Каждое лето семья царя выезжала в Коломенское, а ними перебирались туда и юные Годуновы, для которых царская резиденция была любимым местом детских игр.
Но мирная жизнь в Коломенском скоро закончилась. Воспользовавшись тем, что опричнина ослабила Русь, в 1571 году в поход на Москву двинулся татарский хан Давлет Гирей. В конце мая орды крымских татар подошли к Москве и заняли Коломенское. Иван Грозный вместе с опричным войском бежал в Ростов, а Давлет Гирей приказал сжечь царский дворец в Коломенском,  прежде чем пойти на захват Москвы. В столице татары также устроили сильнейший пожар, но полностью захватить город не смогли из-за сопротивления жителей, и ушли обратно в Крым. В огне погиб Опричный двор, ставка опричного войска, считавшаяся страшным местом пыток и казней, и новый, любимый дворец Ивана Грозного, выстроенный рядом с Арбатом. С возвращением царя в Москву жизнь в столице вернулась в мирное русло, однако ни сожженный арбатский дворец, ни Коломенское Грозный восстанавливать не спешил.
Между тем, Ирина Годунова, повзрослев, приглянулась сыну Ивана Грозного царевичу Федору и стала его женой, а Борис Годунов добился боярства и, женившись на дочери главы опричников Малюты Скуратова, поднялся на заоблачные высоты в придворной иерархии. Когда царь в приступе гнева убил своего сына Ивана, который должен был унаследовать царский венец, своим преемником волей-неволей Грозному пришлось назначить Федора. Зная мягкость сына и его нежелание заниматься государственными делами, царь незадолго до смерти поручил нескольким боярам опекать будущего царя. В этот совет входил и Борис Годунов, имевший огромное влияние на сестру и ее мужа, своего друга детства…


Царь Федор Иоаннович, последний правитель Руси из династии Рюриковичей

После воцарения Федора Ивановича, случившегося в 1584 году, Борис Годунов сумел отодвинуть других членов опекунского совета от кормила власти и на правах царского шурина правил государством сам. Обладая качествами, необходимыми для правителя, Годунов вел дела мудро, на благо России. Но отношение к нему было сложным - знатным боярам был не по нраву выскочка, род которого шел от татарского мурзы, да и в борьбе за власть Годунов нажил немало врагов.
Коломенское оставалось царской резиденцией, и царь Федор повелел восстановить его после пожара, устроенного Давлет Гиреем. На современников большое впечатление произвела новая мощная ограда с большими дубовыми воротами «из самых толстых бревен с выпуклой резьбой на каждой верее». Но особо масштабных построек в это время в Коломенском не возводили, в отличие от окрестных селений, бывших вотчинами бояр Годуновых. Даже знаменитые Борисовские пруды появились по приказу Годунова в его любимом имении на счет царской казны - как защитный рубеж на южном пути к Москве и средство избежать голода в лихолетье (в пруды была пущена рыба, которая могла дать пропитание). Однако и Коломенское Борисом Годуновым не было забыто. В своей вотчине Красное на Волге близ Костромы в 1592 году Годунов приказал возвести шатровую церковь Богоявления, воспроизводящую коломенский храм Вознесения.
Брак Федора оказался бездетным, а младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий ребенком погиб при невыясненных обстоятельствах. Со смертью Федора, последнего царя из рода Рюриковичей, династия в январе 1596 года пресеклась. Вскоре Борису Годунову удалось добиться своего избрания царем на Земском соборе. Но в Москве, где разворачивалась основная борьба за власть, многие не признавали нового царя. Представители древней династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, казались подданным «природными» государями, в отличие от Бориса, по рождению не принадлежавшего к «царскому племени».
Обитатели Коломенского, служившие Ивану Грозному и страдавшие от его крутого нрава, тем не менее, безропотно подчинялись воле царя-батюшки, а Бориску, которого помнили мальчишкой-сорванцом, царем не считали и презирали за стремление сесть не в свои сани. Окруженный неприязнью слуг, Борис Годунов не любил и даже боялся жить в Коломенском, хотя царская резиденция перешла в его распоряжение. Он по-прежнему предпочитал собственные вотчины по-соседству. К концу шестнадцатого столетия Годуновым принадлежали огромные владения от Коломенского до устья реки Пахры...



Прогулочная зона вдоль Москвы-реки в Коломенском в начале 1980-х




Это же дерево в наши дни




И эта же река...

* В настоящее время город Александров.

Продолжение следует...

Москва-река, Москва, войны, история России, Иван Грозный, история Москвы, Коломенское

Previous post Next post
Up