Село Коломенское

Sep 23, 2015 15:08

Бывая в Коломенском, туристы прежде всего обращают внимание на старинные храмы, на уцелевшие дворцовые постройки, на виды, открывающиеся из парка... Между тем, один из старинных объектов Коломенского - дворцовое село - оказался утраченным и теперь его кропотливо восстанавливают.



Реконструированная усадьба кузнеца - дом "простонародной застройки", характерной для Москвы и Средней России в целом в 18 - 19 веках (первый этаж кирпичный, второй деревянный, украшенный резьбой: наличники и т.д.). Рядом с домом - отдельно стоящая кузня и другие надворные постройки крестьянской усадьбы.




Коломенское - одно из древнейших мест обитания людей в Москве. Человеческое поселение появилось здесь примерно в VII - V веках до новой эры. Эту древнюю культуру историки называют Дьяковской по имени села Дьяково (входящего ныне в состав музея-заповедника Коломенское). Там во время археологических раскопок, начатых в 1864 году, впервые были открыты ее следы. Среди находок - наконечники стрел, примитивные сельскохозяйственные орудия, керамика, украшения из бронзы, фигурки людей и лошадей из глины и кости… О том, что люди в разные периоды снова и снова пытались обосноваться в этих местах, известно благодаря другим археологическим находкам. В центре Коломенского учеными были обнаружены следы средневекового славянского поселения VIII - Х веков, а у подножия Дьяковского холма раскопали остатки древнерусского села ХI - ХII веков.
Возникновение села Коломенское под знакомым нам названием связано, согласно преданиям, с трагическими событиями татаро-монгольского нашествия. В конце 1237 года орды хана Батыя (Бату), внука Чингисхана, осадили город Коломну. Горожане оказали ожесточенное сопротивление захватчикам; им на помощь подтянулись дружины из других городов Руси. В январе 1238 года при очередном штурме коломенского кремля в кровавой сече был убит сын Чингисхана Кулькан. Это был единственный из чингизидов (потомков Чингисхана), погибший в бою при нашествии на Русь. На татар его смерть произвела жуткое впечатление - они полагали, что подобное просто невозможно. Чтобы отомстить за Кулькана, Батый приказал поголовно истребить все население Коломны. Его воины принялись приводить приказ в исполнение... Небольшому числу защитников Коломны удалось спастись бегством.
Ночами они передвигались по льду Москвы-реки, а с рассветом прятались. Это опасное путешествие длилось почти месяц, пока беглецы не добрались до Москвы. Однако за это время хан Батый тоже успел дойти до Москвы и, после тяжелейшей осады, захватил и разорил город.

«Взяша Москву татарове, и воеводу убиша… за правоверную хрестьянскую веру, а князя Володимера яша (задушили) руками.., а люди избиша от старьца и до сущаго младенца; а град, и церкви святыя огневи предаша, и монастыри вси и села пожгоша, и много именья въземше отъидоша».

Лаврентьевская летопись



Полагая, что Коломны уже нет, и возвращаться им некуда, беглецы обосновались неподалеку от разоренной Москвы. Среди могучих лесов, недоступных для татарской конницы, они построили село, которое назвали Коломенским в память о родном городе. Никто из них не знал, что после их побега рязанский боярин Евпатий Коловрат со своей дружиной ударил со всей силой отчаяния по передовой коннице татар и разгромил ее. Татары не смогли закрепиться на занятых землях, и Коломне, сожженной и обезлюдевшей, еще суждено было возродиться. Возрождалась после набега Батыя и Москва. Московские князья взяли село Коломенское «под свою руку».
Битвы с захватчиками помогли большинству русских городов уцелеть, а не сгинуть бесследно, но все же в результате похода Батыя Русь оказалась на века покоренной татарами. Все князья признали свою зависимость от Золотой Орды и вынужденно ездили на поклон к татарским ханам, чтобы получить у них ярлык (разрешительную грамоту) на княжение в обмен на обязательство платить дань и не злоумышлять против захватчиков. Такие поездки нередко заканчивались плачевно - не угодившие или взбунтовавшиеся против издевательств князья принимали жестокую смерть у ханского шатра.


Иван Калита

В 1339 году князь Иван Калита, уже добившийся у ордынского хана Узбека права сделать московское княжение великим (в результате чего Москва из небольшого городка стремительно стала превращаться в главный город Руси), снова собирался в Орду. Опасаясь плохого развития событий, Калита перед отъездом составил духовную грамоту (завещание), поделив свое княжество на уделы, дабы избежать усобицы среди наследников. Все города и села были назначены либо кому-нибудь из старших княжичей, либо второй жене Калиты Ульяне, которая должна была поднять младших детей. Симеону было обещано 26 городов и селений, включая Можайск и Коломну, Ивану отец отдавал 23 поселения вместе со Звенигородом и Рузой, княгиня Ульяна могла рассчитывать на 26 поселений. Коломенское и Нагатино в уделе с Серпуховом и еще 19 поселениями отходили к сыну князя Ивана Андрею. Москва оставалась в общем пользовании семейства.
Наряду с городами и селами педантичный князь поделил между детьми и женой все более-менее ценное: золотые украшения, серебряную посуду, дорогую одежду, шитые золотом и каменьями шапки и пояса, и даже зимние кожухи…

«Во имя Отця и Сына и Святаго Духа, се яз, грешныи худыи раб Божии Иван, пишу душевную грамоту, ида в Ворду, никимь не нужен, целымь своимь умомь, в своемь здоровьи. Аже Бог что розгадаеть о моемь животе, даю ряд сыном своим и княгини свoеи. Приказываю сынам своим отчину свою Москву. А се есмь им роздел учинил… <…> Даю есмь сыну своему Андрею... Лопастну.., Серпохов.., Перемышль.., село Коломниньское, село Нагатинское...»

Духовная грамота великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты

Поездка, которой Иван Калита так боялся, вскоре благополучно состоялась... Скончался Иван Калита в 1341 году, и его наследники получили то, что им было завещано. Коломенское, как отцу и хотелось, отошло к Андрею, князю Серпуховскому. В Москве сначала правил князь Симеон Гордый, потом его брат Иван Красный (Красивый), а Андрей, не претендуя на московский престол, довольствовался скромным серпуховским княжением. Он пережил отца на 13 лет и оставил Серпухов с городками и селами, включая Коломенское, своему сыну Владимиру. Тогда, в середине четырнадцатого столетия в селе появился первый княжеский дворец, о котором известно лишь то, что стоял он на берегу, фасадом к Москве-реке.
Владимир Андреевич Серпуховский, внук Ивана Калиты, стал сподвижником своего двоюродного брата, московского князя Дмитрия Ивановича в борьбе против татаро-монгольского ига. В 1380 году они вместе сражались на поле Куликовом, причем Владимир с воеводой Боброк-Волынским командовал знаменитым засадным полком, решившим исход битвы. И князь Дмитрий, и князь Владимир были после победы прозваны Донскими, но позже Владимира чаще называли Храбрым (Хоробрым), в отличие от двоюродного брата, который так и вошел в историю как Дмитрий Донской.



Реконструированная крестьянская усадьба в Коломенском




Князей, возвращавшихся вместе с войском с поля Куликова, в Коломенском встречали с хлебом-солью, медами и соболями. В честь победы князья Дмитрий и Владимир построили в Коломенском храм, посвященный Георгию Победоносцу. Радость победителей соединилась со скорбью - храм был возведен при кладбище, на котором захоронили умерших «на возвратном пути» бойцов, вывезенных ранеными с поля сечи. Этот древний Георгиевский храм не сохранился, но, как часто бывает, имя его перешло к другому храму, позже возведенному в этих местах.
После смерти Владимира Храброго село Коломенское было передано московским князьям и превратилось в их подмосковную резиденцию. Вдова Владимира Серпуховского, видя какой интерес вызывает Коломенское у московской ветви княжеского рода, сочла за лучшее добровольно отказаться от усадьбы, чтобы не спровоцировать вражду с родственниками мужа.

«А благословляю своего господина великого князя Василья Васильевича по своем животе (жизни) селом Коломенским с деревнями, что к нему потягло…»
Из дарственной княгини Елены Ольгердовны, вдовы Владимира Серпуховского.

После Дмитрия Донского несколько князей сменились на престоле московском, делая свое государство все сильнее. Правнук Дмитрия Донского, Иван III в 1476 году отказался выплачивать ослабевшей Орде дань, после чего в течение двух десятилетий татарское иго было полностью устранено. Московские князья получили заслуженную славу и главенство на Руси. Коломенское, как и Кремль, с этого времени становится символом государственной власти; ему придается все более парадный вид.


Модель-реконструкция княжеских теремов  в Коломенском

По своему расположению на берегу Москвы реки, среди обширных москворецких лугов, большею частью поемных, оно [Коломенское] представляло в домашнем княжеском хозяйстве едва ли не лучшую загородную усадьбу, которая, кроме хозяйственных статей, может быть, ещё более привлекала князей как местность, доставлявшая много удобств для увеселения охотой, особенно соколиною. Не говорим уже о красоте местоположения, которым так славится Коломенское и которое также всегда составляло одно из важнейших условий первоначальных княжеских поселений.
Историк Иван Забелин

Однако набеги татар на Москву продолжались. Чаще всего это были уже не волжские, а крымские татары. Их конные отряды врывались в города и села, грабили, жгли, убивали, захватывали пленников и уносились прочь. Не обходили они стороной и Коломенское, приобретавшее значение передового рубежа, защищавшего Москву с юга.
В 1521 году крымский хан Махмет Гирей по словам летописцев беспрепятственно «Коломеньская места повоевав» и «многыя села и святые церкви пожегоша». Но через шесть лет, в сентябре 1527 года великий князь Московский Василий III с братьями, собрав в Коломенском войско, выступил в поход против 40-тысячной орды крымского царевича Ислам Гирея. Переправившись через Оку, русские ратники разбили крымскую армию. Это была большая победа.
В августе 1530 года в Коломенском у великого князя Василия III, праправнука князя Дмитрия Донского, родился сын Иван. Этому мальчику предстояло стать первым русским царем, прозванным за крутой нрав Грозным. В момент его рождения началась буря, разразилась страшная гроза, сверкали молнии, грохотал гром, все вокруг сотрясалось… Но счастливые родители сочли это добрым знаком. Мальчик был долгожданным. Его появлению на свет предшествовали драматические события. Василий III двадцать лет прожил в бездетном браке с Соломонией Сабуровой, потом насильно заставил ее принять монашеский постриг, сослал в монастырь и женился на польской княжне Елене Глинской в надежде, что молодая супруга подарит, наконец, наследника. По Москве ходили слухи, что несчастная княгиня Соломония в монастырь прибыла беременной и родила там сына, но бояре, посланные великим князем для разбирательства, ничего не прознали (или оставили все в тайне). Однако и Елена не сразу смогла выполнить свою миссию - супруги несколько лет ожидали, когда же у них появится дитя… Они усердно молились, раздавали милостыню, посещали монастыри, просили помощи у чудотворных икон и заложили в Коломенском новый храм с мольбой о чадородии. Место для церкви было выбрано на высоком берегу реки.
Строил ее итальянский зодчий Петр Франческо Аннибале (Ганнибал), который в русских летописях именовался Петром Фрязиным или Петроком Малым. Фрязиными на Руси обычно называли итальянцев (поэтому так много однофамильцев оказалось среди заезжих архитекторов и других специалистов).




То ли строительство моленного храма помогло, то ли княжеские милостыни, но Елена вскоре почувствовала признаки беременности, и через положенный срок у нее родился мальчик, наследник престола. Великий князь, который к тому моменту перешагнул пятидесятилетний рубеж, был безмерно счастлив. Новый храм достраивали уже после рождения великокняжеского сына Ивана и посвятили этому событию. Так в Коломенском появился древнейший архитектурный памятник из сохранившихся - церковь Вознесения Господня. В 1532 году эта церковь упоминается уже как действующая.
В том же 1532 году крымский хан Сафа Гирей вновь вторгся в пределы Московского государства. Василий III, помня свою прошлую победу над татарами, опять выдвинулся в Коломенское и стал собирать войско. Летописцы рассказывали: «Выехав, князь великий стал в Коломеньском дожидаться князя Ондрея Ивановича, брата своего, и воевод со многими людьми, и тогоже дни прииде весть… в Коломеньское от воевод с Резани, что Сафа Кирей царь… и иные царевичи со многими людьми пришли на Резань да и посады пожгли; и князь великий… велел послать за Оку-реку… языков добывать, и воеводы тех татар к великому князю прислали в Коломеньское». Взятых за Окой татарских «языков» великий князь лично допрашивал в Коломенском. На миниатюре летописного свода середины XVI века, посвященной этому событию, изображены не только многоверхие княжеские палаты, но и церковь Вознесения. К 21 августа 1532 года крымские орды были разбиты.



Масленица в Коломенском

Продолжение следует.

Москва, история России, парки, история Москвы, музеи, Коломенское

Previous post Next post
Up