Ранние христиане активно обсуждали третью главу Книги Бытия, повествующую об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание. Пелагий настаивал, что грех этих двоих полностью искуплен жертвой Христа, так что их потомки могут достичь божественного совершенства - а значит, и полновесного счастья - если будут следовать христианским заветам: «Итак, будьте
(
Read more... )
Comments 141
Reply
"For if the fall of Rome revealed the fragility of all human things, it also exposed what Augustine called the "lust to domination" so long central to Roman rule and now turned back on itself. [60] In the awful specter of the rape and pillage of the eternal city, one witnessed directly the savagery and cruelty that surround us at all times. "Men are plundered by their fellow-men and taken captive, they are chained and imprisoned, exiled and tortured, limbs are cut off and organs of sense destroyed, bodies are brutally misused to gratify the obscene lust of the oppressor, and many such horrors are of a frequent occurrence." [61].
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Конечно, было бы интересно проследить эволюцию представлений о счастье в масштабе всей планеты, но, похоже, это неподъемная задача. Книги Макмэхона (я прочла две) мне понравились удачным сочетанием основательности исторического анализа и занимательности изложения, но, по-видимому, дальнейшее расширение сферы охвата сделало бы их чем-то вроде книг Юваля Харари, которые показались мне слишком поверхностными.
Reply
Reply
Reply
А вообще туда идут с разных сторон. Так потихоньку всё это и зазвучит.
Reply
Reply
В быстро сдернутых перчатках
Сохранился оттиск рук,
Черный креп в негибких складках
Очертил на плитах круг.
В тихой мгле исповедален
Робкий шепот, чья-то речь.
Строгий профиль мой печален
От лучей дрожащих свеч.
Я смотрю игру мерцаний
По чекану темных бронз
И не слышу увещаний,
Что мне шепчет старый ксендз.
Поправляя гребень в косах,
Я слежу мои мечты, -
Все грехи в его вопросах
Так наивны и просты.
Ад теряет обаянье,
Жизнь становится тиха, -
Но как сладостно сознанье
Первородного греха…
Reply
Вот что меня поражало всегда это описание или анализ человека в том числе категории счастья это его и его изоляция от окружения. Как я понимаю, праведность, греховность, ощущения счастья-несчастья категории не только общественные, но и исторические, географические, семеные, традиционные, ...
Reply
Да, Макмэхон как раз и пытается проследить, как представления о счастье менялись на протяжении европейской истории. В частности, христианская доктрина утверждает, что счастья при жизни достичь невозможно, хотя праведники обретут его после второго пришествия.
Идея первородного греха всегда ускользала от моего понимания. В самом деле, ведь обычно мы исходим из принципа, что сын за отца не отвечает, а наказание потомков за поступки предков кажется нам варварским обычаем. Тем не менее, христианский Бог поступает именно так - наказывает уже много, много поколений потомков за дела предков. Читая Макмэхона, я вдруг поняла, почему это так: потому что это дает объяснение несчастьям, случающимся с праведниками.
Reply
<христианский Бог поступает именно так - наказывает уже много, много поколений потомков за дела предков.>
Историческая и родовая перспектива.
<потому что это дает объяснение несчастьям, случающимся с праведниками.>
Вы думаете, что тут выполняется одно из главных (всяко в прошлом) предназначений церкви - объяснять мир? Я тоже так думаю.
Reply
Религиозная (христианская) трактовка счастья понятна: счастье приносит Божья благодать. Христианина вообще заботило (-ит) не счастье, а праведность, поскольку именно вознаграждением за нее ему было обещано вечное блаженство в загробной жизни. Другое дело, что мнения о том, можно ли добиться благодати личными усилиями, различались в разных деноминациях. Как Вы наверняка знаете, например, Кальвин считал, что нельзя, и что каждый из нас уже заранее предопределен в грешники или праведники. Популярность этого крайне пессимистического представления для меня тоже загадка, как и концепция первородного греха.
"Вы думаете, что тут выполняется одно из главных (всяко в прошлом) предназначений церкви - объяснять мир?"
Да, я полагаю, что по крайней мере некоторые люди ищут в религии ответы на мучащие их вопросы, как прежде, так и сейчас.
Reply
Leave a comment