Ад теряет обаянье, жизнь становится тиха

Oct 30, 2024 09:00



Ранние христиане активно обсуждали третью главу Книги Бытия, повествующую об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание. Пелагий настаивал, что грех этих двоих полностью искуплен жертвой Христа, так что их потомки могут достичь божественного совершенства - а значит, и полновесного счастья - если будут следовать христианским заветам: «Итак, будьте ( Read more... )

религия, ecce homo

Leave a comment

Comments 141

lenivtsyn October 30 2024, 17:16:27 UTC
Августина не читал. А что - его правда потрясло разорение Рима? Вот именно в том смысле: "Почему праведная жизнь не вознаграждается?" Вестготы были христианами, а римские храмы и статуи - языческими, и римские христиане с радостью присоединились к завоевателям. По их тогдашнему мнению это было справедливое вознаграждение. О праведной жизни речь, конечно, не шла, вознаграждение - за грехи.

Reply

egovoru October 30 2024, 20:06:41 UTC
Вот что пишет Макмэхон о влиянии падения Рима на Августина:

"For if the fall of Rome revealed the fragility of all human things, it also exposed what Augustine called the "lust to domination" so long central to Roman rule and now turned back on itself. [60] In the awful specter of the rape and pillage of the eternal city, one witnessed directly the savagery and cruelty that surround us at all times. "Men are plundered by their fellow-men and taken captive, they are chained and imprisoned, exiled and tortured, limbs are cut off and organs of sense destroyed, bodies are brutally misused to gratify the obscene lust of the oppressor, and many such horrors are of a frequent occurrence." [61].

Reply

lenivtsyn October 30 2024, 20:31:07 UTC
Всё же, судя по приведённой цитате, падение Рима его поразило в другом смысле. Я бы подчеркнул слова "so long central to Roman rule and now turned back on itself" и "one witnessed directly the savagery and cruelty that surround us at all times".

Reply

egovoru October 30 2024, 20:33:23 UTC
Да, ужасов в жизни Августина и без разорения Рима хватало :(

Reply


groningen_sn October 30 2024, 18:27:48 UTC
Очень подозрительно, когда человек знает ВСЮ мировую историю, а заодно и социологию, и психологию.

Reply

egovoru October 30 2024, 20:12:01 UTC
Так Макмэхон же вовсе не претендует на это. Напротив, взявшись за грандиозную задачу проследить эволюцию представлений о счастье, он заведомо оговаривает, что будет ограничиваться только европейской историей (начиная с греко-римской античности), потому что его компетенции недостаточно для более широкого охвата. Он по профессии именно историк Европы, как я понимаю.

Reply

messala November 2 2024, 04:49:09 UTC
"Историк Европы" - это круто! Хотя историк Евразии был бы, наверное, еще круче.

Reply

egovoru November 2 2024, 10:27:37 UTC
А как еще назвать человека, специализирующегося на истории Европы? Историк-евопеист (как бывает медиевист и т.д.)?

Конечно, было бы интересно проследить эволюцию представлений о счастье в масштабе всей планеты, но, похоже, это неподъемная задача. Книги Макмэхона (я прочла две) мне понравились удачным сочетанием основательности исторического анализа и занимательности изложения, но, по-видимому, дальнейшее расширение сферы охвата сделало бы их чем-то вроде книг Юваля Харари, которые показались мне слишком поверхностными.

Reply


skogar October 30 2024, 20:05:22 UTC
Вот и биологи подтягиваются к христианской тематике...

Reply

egovoru October 30 2024, 20:27:27 UTC
Рассуждая об изменении представлений о счастье в ходе человеческой истории, как же обойтись без религии?

Reply

skogar October 30 2024, 20:31:10 UTC
Резонно.
А вообще туда идут с разных сторон. Так потихоньку всё это и зазвучит.

Reply


robin_fr_fr October 30 2024, 22:41:12 UTC
Кто думает, что ад теряет обаянье - не ад представляет вообще. Нет у ада никакого обаянья.

Reply

egovoru October 30 2024, 23:37:06 UTC
Это из стихотворения Черубины де Габриак 1909 года. Вот оно полностью:

В быстро сдернутых перчатках
Сохранился оттиск рук,
Черный креп в негибких складках
Очертил на плитах круг.

В тихой мгле исповедален
Робкий шепот, чья-то речь.
Строгий профиль мой печален
От лучей дрожащих свеч.

Я смотрю игру мерцаний
По чекану темных бронз
И не слышу увещаний,
Что мне шепчет старый ксендз.

Поправляя гребень в косах,
Я слежу мои мечты, -
Все грехи в его вопросах
Так наивны и просты.

Ад теряет обаянье,
Жизнь становится тиха, -
Но как сладостно сознанье
Первородного греха…

Reply


pol_shaga October 31 2024, 02:06:29 UTC
не скажу, что имею достаточную образовательную базу. Кроме Нового завета ничего из какой-либо религиозной литературы не читал. Новый завет читал очень давно - хотя сюжеты изнаю. Поэтому мой пост скорее вопрос, чем мнение.
Вот что меня поражало всегда это описание или анализ человека в том числе категории счастья это его и его изоляция от окружения. Как я понимаю, праведность, греховность, ощущения счастья-несчастья категории не только общественные, но и исторические, географические, семеные, традиционные, ...

Reply

egovoru October 31 2024, 09:58:33 UTC
"праведность, греховность, ощущения счастья-несчастья категории не только общественные, но и исторические, географические, семеные, традиционные"

Да, Макмэхон как раз и пытается проследить, как представления о счастье менялись на протяжении европейской истории. В частности, христианская доктрина утверждает, что счастья при жизни достичь невозможно, хотя праведники обретут его после второго пришествия.

Идея первородного греха всегда ускользала от моего понимания. В самом деле, ведь обычно мы исходим из принципа, что сын за отца не отвечает, а наказание потомков за поступки предков кажется нам варварским обычаем. Тем не менее, христианский Бог поступает именно так - наказывает уже много, много поколений потомков за дела предков. Читая Макмэхона, я вдруг поняла, почему это так: потому что это дает объяснение несчастьям, случающимся с праведниками.

Reply

pol_shaga October 31 2024, 16:32:25 UTC
допускаю, что вам известно религиозная трактовка счастья :)

<христианский Бог поступает именно так - наказывает уже много, много поколений потомков за дела предков.>
Историческая и родовая перспектива.

<потому что это дает объяснение несчастьям, случающимся с праведниками.>
Вы думаете, что тут выполняется одно из главных (всяко в прошлом) предназначений церкви - объяснять мир? Я тоже так думаю.

Reply

egovoru October 31 2024, 22:12:48 UTC
"религиозная трактовка счастья"

Религиозная (христианская) трактовка счастья понятна: счастье приносит Божья благодать. Христианина вообще заботило (-ит) не счастье, а праведность, поскольку именно вознаграждением за нее ему было обещано вечное блаженство в загробной жизни. Другое дело, что мнения о том, можно ли добиться благодати личными усилиями, различались в разных деноминациях. Как Вы наверняка знаете, например, Кальвин считал, что нельзя, и что каждый из нас уже заранее предопределен в грешники или праведники. Популярность этого крайне пессимистического представления для меня тоже загадка, как и концепция первородного греха.

"Вы думаете, что тут выполняется одно из главных (всяко в прошлом) предназначений церкви - объяснять мир?"

Да, я полагаю, что по крайней мере некоторые люди ищут в религии ответы на мучащие их вопросы, как прежде, так и сейчас.

Reply


Leave a comment

Up