Если логика - законы нашего мышления, то почему же мы совершаем логические ошибки? Понятно, на решение специально составленных задач с длинными цепочками рассуждений нашим мозгам просто не хватает вычислительной мощности, но опыт показывает, что даже простейшие случаи способны нас запутать.
(
Так много сделано ошибок )
Так какая разница? Любая формальная конструкция будет нести противоречие.
Reply
Reply
Reply
Под "умозрительной" я здесь имела в виду "теоретическую". То есть, не физическую, как глобус - физическая, вещественная модель Земли.
"научная теория - не модель, а высшая форма знания на данный момент развития науки"
Это опять вопрос словоупотребления. Я имела в виду не конкретные модели каких-то отдельных явлений, а естествознание в целом. То, что называют "научной картиной" мира, и есть его теоретическая (умозрительная) модель.
Reply
Reply
Reply
НКМ - ИСТИНА. Какая - абсолютная или относительная?
НКМ - ГИПОТЕЗЫ+ТЕОРИИ+СТРУКТУРЫ. Здесь формы знания объединены со структурами
НКМ - КОНЦЕПЦИИ. Концепция - способ понимания предмета, явления, процесса.
НКМ - ФОРМА ЗНАНИЯ. Данное определение не указывает, в чем состоит эта особая форма знания.
НКМ - МНОЖЕСТВО ТЕОРИЙ. Уже идет создание "Теории всего". Поэтому приходится решать - множество терий разных наук, или одна универсальная.
Reply
Reply
Тогда остается неотвеченным вопрос - является ли данное знание истинным?
>>Теория от гипотезы отличается не качественно, а только количественно: теория - это просто такая гипотеза, вероятность опровержения которой новыми данными мы оцениваем как очень малую.<Гипотеза как форма знания содержит предположение, сформулированное на основе научных фактов, истинное значение которых необходимо понять и доказать.Путем дедуктивного выведения всех следствий гипотезы или при сопоставлении следствий гипотезы с фактами гипотеза либо обосновывается и становится доказанной, или не проходит проверку и отвергается. По схеме ( ... )
Reply
Здесь нет никакого "или". Естественно-научные гипотезы не доказывают дедуктивно; а то, что доказывают дедуктивно, по-русски называют "гипотезой" (например, "гипотеза Римана") только за отсутствием в русском языке более подходящего слова (по-английски это называют "conjecture").
Пытаясь отразить это различие, Чарльз Сандерс Пирс придумал особое слово для способа рассуждения, применяемого в естествознании - абдукция. Естествознание представляет собой вечно открытую систему знания - то есть, мы не знаем, что именно мы добавим к ней в будущем (и у нас нет никакого способа это надежно предсказать). Математика и логика, напротив, в определенном смысле тавтологичны, потому что все возможные их положения уже предопределены системой принятых аксиом и правил вывода. (Но можно, разумеется, предложить новую систему аксиом и правил).
Reply
Вы уверены? Может, пришло время поправить Г. Рузавина, да и других, считающих как он?
Г. И. РУЗАВИН
Методология научного познания. Москва, 2012
Глава 6
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ
6.3. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании
6.4. логическая структура гипотетико-дедуктивных систем
6.5. метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивной системы
Если без излишних теоретизирований, то гипотеза представляет собой форму развития научного познания посредством обоснованного предположения, способного объяснить причины и свойства исследуемых явлений. Чтобы обосновать гипотезу, надо либо дедуктивным методом вывести все следствия гипотезы, либо сопоставить следствия гипотезы с фактами в эксперименте.
Reply
Вывести следствия - и что дальше? Очевидно, эти следствия все равно придется проверять экспериментом. В математике же ничего, кроме самого дедуктивного вывода, не требуется.
Я не хочу сказать, что дедукция (логика) совершенно не используется в естествознании - это было бы абсурдом. Я хочу подчеркнуть, что одной дедукции там недостаточно. Если угодно, естествознание - это открытая информационная система, а математика - закрытая: иные даже утверждают, что все математические построения являются тавтологиями.
Reply
>>Я хочу подчеркнуть, что одной дедукции там недостаточно.<<
Конечно. А кто говорит обратное?
Reply
Reply
Мне тут самым интересным кажется именно факт распространенности этой ошибки. То, что она так распространена, говорит нечто об устройстве нашего мозга и процессах нашего мышления.
Reply
Reply
Leave a comment