И на скале, замкнувшей зыбь залива

Sep 06, 2018 10:00



Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и долгое время почти весь помнила наизусть. Теперь, конечно, уже не то, но некоторые стихи оттуда и сейчас со мной.

Судьбой и ветрами изваян профиль мой )

стихи про меня

Leave a comment

Comments 84

lilac2012 September 6 2018, 15:17:30 UTC
Благодаря этим "ст", я вижу камни "стен Хавона" и валуны на берегу. Почему - не знаю.

Reply

egovoru September 6 2018, 22:46:39 UTC
"Благодаря этим "ст", я вижу камни "стен Хавона"

Ну, вот видите, как интересно! А для меня это просто труднопроизносимая и потому никак не запоминающаяся строчка. Кстати, возможно, она мне не нравится еще и потому, что раньше я не знала, что таинственный "Хавон" - это Феодосия, как сейчас подсказал мне гугл. А Вы, возможно, это знали, так что для Вас тут не было непонятности.

Скажите, пожалуйста, а вообще в этом стихотворении кажутся ли Вам какие-то строчки лучше, а какие-то хуже других? (Если, конечно, Вы вообще можете воспринимать строчки по отдельности). Для меня - определенно: я могу даже профиль нарисовать. В этом стихотворении лучше всего - про Ориона, потом - про Персея, а в первом упомянутом лучше всего, конечно, про миры на дереве, а уже потом - то, что я привела в посте :)

Reply

lilac2012 September 7 2018, 05:00:51 UTC
От вас узнала. Мне это не мешает. Ясно же, что речь о древнем городе. Нравится потому, что возникает картинка. Последняя строчка этого отрывка мне как раз не. Она ничего к картинке не добавляет. К тому же, очень мешает рассказ одной писательницы о её дочери, забывшей в эмиграции русс. яз., сказавшей однажды: "Я не любовник макарон".
В этом стихотворении мне очень нравится: "Звенят Весы и клонят коромысла." А во 2-ой только "возносится бадья…" нравится. "Нисходит вниз" очень не нравится.
"И ваш узор пред взором Одиссея
В иных веках искрился и мерцал,
И ночь текла, златые зёрна сея,
Над лоном вод в дрожании зерцал." - нравится только по смыслу - Одиссей видел тот же звёздный узор -, но не по воплощению.
Ещё нравится "Когда ж земля бессмертными иссякла,
Лишь глубже стал и ярче небосклон.
И Солнцу путь затмила тень Геракла,
И Зевс воздвиг на небе льдистый трон."
Остальные строфы - не очень. Слишком много бижутерии.

Reply

egovoru September 7 2018, 11:34:58 UTC
"Она ничего к картинке не добавляет"

Вообще-то я думаю, что зрение как канал восприятия у меня развито гораздо лучше, чем слух (во всяком случае, имеет гораздо большее значение), но, кажется, по сравнению с Вами я далеко позади по этой шкале. Строчки про Ориона для меня именно звучат волшебно: "лвз, лвз"! Но и картинка: "алмазный торс" - разве это плохо?

А вот "И Зевс воздвиг на небе льдистый трон" звучит для меня примерно как "Карл у Клары украл кораллы" - то есть, совершенно зубодробительно - и вызывает почти физическую боль :(

В "Созвездиях", кроме Ориона, который нравится мне больше всего, мне нравится еще "Над головой жемчужной Андромеды/ Чертил круги сверкающий Персей" - и, пожалуй, и все. Остальное кажется мне довольно косноязычным :(

Reply


mns2012 September 6 2018, 15:20:06 UTC
Да, как вкрапления драгоценного металла в толще породы.

Reply

egovoru September 6 2018, 22:48:52 UTC
А какие еще строчки в этих двух стихотворениях Вам кажутся удачными, а какие - не очень?

Reply

mns2012 September 7 2018, 08:58:28 UTC
Это был мой общий комментарий. Стихотворение замечательное, особенно вот это:

От изумрудно-синих взморий,
От перламутровых озёр
Вели ступени плоскогорий
К престолам азиатских гор,

А насчет этого:

Откуда некогда, бушуя,
Людские множества текли,
Орды и царства образуя
Согласно впадинам земли;

у меня в жж было обсуждение (не стихотворения), а утверждения о том, что процесс массового расселения людей описывается законом растекания жидкости по поверхности :) А ведь действительно люди селились вдоль рек, в низинах... Это вода, пища, да и транспортные артерии.

Reply

egovoru September 7 2018, 12:01:28 UTC
Про орды и царства по впадинам земли и мне нравится - у него тут действительно технически верное археологическое описание. А вот "изумрудно-синие взморья" - на мой слух, чересчур много "змр, змр": звучит как "Карл у Клары украл кораллы" :)

Reply


arktal September 6 2018, 16:37:43 UTC
Извините, не мог пройти мимо. А как вам вот это:
Устало мерцают в отливах тумана
Далеких лагун огневые сверканья...
Вечернее солнце, как алая рана...
На всем бесконечная грусть увяданья.

Reply

egovoru September 6 2018, 22:52:19 UTC
Помню эти стихи, но, честно сказать, они мне как-то не очень: постоянно повторяющееся -анья, -анья кажется мне слишком назойливым.

Мне больше нравится у него что-нибудь в таком духе:

Как мне близок и понятен
Этот мир - зеленый, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.

Мир стряхнул покров туманов.
Четкий воздух свеж и чист.
На больших стволах каштанов
Ярко вспыхнул бледный лист.

Небо целый день моргает
(Прыснет дождик, брызнет луч),
Развивает и свивает
Свой покров из сизых туч.

И сквозь дымчатые щели
Потускневшего окна
Бледно пишет акварели
Эта бледная весна.

Reply


afuchs September 6 2018, 18:30:56 UTC
Мне второе стихотворение совсем не нравится на первый взгляд (для меня Волошин - неизвестное), но не из-за ставя сеть стен, а из-за нагромождения имён, они меня с детства в стихах раздражают, надо признаться. И "рыбари". И концовка там мне кажется какой-то беспомощной, пафос переваливает через край.

А первое - очень хорошее, по-моему, спасибо.

Reply

egovoru September 6 2018, 23:00:05 UTC
"А первое - очень хорошее, по-моему"

Особенно про миры на дереве, правда?

Во втором "рыбари" слегка раздражают, согласна, но мне они напоминают мытарей (которые мытари и фарисеи), так что ничего. А что касается мифологических имен, то, понятное дело, они нас раздражают: мы ведь в гимназиях не обучались! А у того поколения это все было в коллективном бессознательном :)

"для меня Волошин - неизвестное"

Мне кажется, его как-то незаслуженно причислили к ряду "второстепенных", а ведь у него есть очень хорошие стихи. Вот здесь есть много его стихов, а вот, как пример, еще одно, мне запомнившееся:

Я глазами в глаза вникал,
Но встречал не иные взгляды,
А двоящиеся анфилады
Повторяющихся зеркал.

Я стремился чертой и словом
Закрепить преходящий миг.
Но мгновенно плененный лик
Угасает, чтоб вспыхнуть новым.

Я боялся, узнав - забыть...
Но в стремлении нет забвенья.
Чтобы вечно сгорать и быть -
Надо рвать без печали звенья.

Я пленен в переливных снах,
В завивающихся круженьях,
Раздробившийся в отраженьях,
Потерявшийся в зеркалах.

Reply

afuchs September 7 2018, 07:05:26 UTC
"Остерегайся друзей, ученичества шума и славы.
Ученики развинтят и вывихнут мысли и строфы."

Reply

egovoru September 7 2018, 11:54:38 UTC
Да, "В дни, когда пулемет вещает о сущности братства - верь в человека". Но это все-таки декларация, а не поэзия.

Reply


gomazkov September 6 2018, 19:51:37 UTC
Не чувствую.
Вернее, мне кажется, что, ставя сеть, уместно немного спотыкаться, как бы ловясь в неё, а почему рыбари случайные, вообще не понимаю: ведь мы именно их глазами видим торс Ориона, иначе - откуда бы он взялся?)

Reply

egovoru September 6 2018, 23:03:13 UTC
Вот видите, как интересно! А я эту строчку не могу ни произнести, не запинаясь, ни запомнить. А Вы, может быть, знали и что такое "Хавон"? Я подумала, что, может быть, присутствие непонятного слова тоже повлияло на мое восприятие негативным образом.

Да, а рыбари-то как раз не кажутся мне случайными: они тут как бы намекают, что речь идет о временах, когда сборщиков налогов называли "мытарями". Случайны все остальные слова в этой строчке: я никак не могу запомнить, "в тиши ночной", или "в ночной тиши", или еще что-то :(

Reply

gomazkov September 7 2018, 04:47:28 UTC
Ну, поскольку у Хавона есть древние стены, очевидно, это город - возможно, воображаемый, меня это не пугает.)
А "в тиши ночной" в данном случае гораздо лучше, чем "в ночной тиши", так как первая стопа должна выстреливать или хотя бы взлетать (так во всех остальных стоках Вашего примера): "тишь" взлетит, а "ночной" - никак.)

Reply

egovoru September 7 2018, 11:20:55 UTC
"очевидно, это город - возможно, воображаемый"

Гугл считает, что это Феодосия :) Воображаемого у Волошина обычно ничего нет - он всегда очень конкретен.

"А "в тиши ночной" в данном случае гораздо лучше"

Видимо, Вы более восприимчивы, чем я, потому что для меня это - что в лоб, что по лбу :(

А в первом стихотворении какие строчки кажутся Вам самыми сильными, а какие - самыми слабыми (если, конечно, Вы вообще согласны разнимать музыку, как труп)?

Reply


Leave a comment

Up