Эмоциональный интеллект компании, ее Сотрудников и продуктов является для меня одной из самых интересных. За время существования блога собрано немало материалов по данной теме. Естественно, что любая изучаемая мной книга, рассматривается в том числе и под этим углом зрения. Не избежал сей участи бестселлер Томаса Питерса и Роберта Уотермана "В поисках совершенства".
Этот труд появился на свет четверть века назад. Но то, о чем говорили бывшие консалтеры с легкостью можно найти у современных гуру и просто людей, верующих, что рациональный менеджмент не позволяет эффективно управлять людьми иррациональными по своей сути. И мои наложенные ссылки на "старый" текст свидетельствуют об этом.
Известный инвестиционный банкир Майкл Томас говорит про выпускников бизнес-школ: "Им не хватает гуманитарной грамотности… более широкого видения, чувства истории; перспектив, подчеркнутых из литературы и искусства…"
Бывший руководитель компании McDonald’s вовсе не спятил, когда стал записывать стишки о красоте булочек для гамбургеров; он просто осознал важность эмоций как отправной точки для развития логики бизнеса.
Основная проблема рационалистического подхода к организации, состоящей из людей, состоит в том, что люди сами по себе не очень рациональны.
Бизнесом занимаются исключительно (100%) существа крайне "иррациональные" (если исходить из стандартов левого полушария мозга), эмоциональные: люди, которые отчаянно стремятся войти в команду победителей ("ищут превосходства"); индивидуумы, которые прекрасно себя чувствуют в товарищеской атмосфере малых групп ("избегают изоляции"); существа, которым нужно почувствовать, что они хотя бы частично контролируют свою жизнь ("бояться беспомощности").
Успешные компании принимают во внимание - извлекая из этого выгоду - эмоциональную, более примитивную сторону человеческой природы. Они дают возможность стать самым лучшим, обеспечивают обстановку, которая стимулирует стремление к качеству и успеху. Они предлагают поддержку - даже больше чем предлагают признание, создают небольшие спаянные коллективы.
На нашу способность рассуждать более сильное влияние оказывают истории (целостные, законченные, осмысленные модели, сюжеты), а не набор фактических данных (вполне абстрагированных).
Абрахам Залезник, занимающийся психологией бизнеса, противопоставляя лидеров менеджеров, сказал: " Руководители предпочитают работать с людьми, лидеры воздействуют на эмоции".
Когда Рене Макферсон возглавил компанию Dana, он сразу же демонстративно выбросил несколько томов, расписывающих политику корпорации, заменив их изложенной на одной страничке философией "производительных работников".
Хождение руководства "в народ". В авиакомпании United Airlines Эд Карлсон это называет "управлением, которое видно каждому" (Visible Management) и "управлением в ходе прогулок" (Management By Walking About - MBWA). В Hewlett-Packard (эту аббревиатуру здесь трактуют как Management By Wandering Around - управление в процессе прогулок) рассматривают как один из важнейших элементов так называемого "особого метода HP".
Каждый год есть тридцать так называемых "юбилейных" дней, когда отмечаются дни рождения 15000 сотрудников (по 3000 за неделю) с вручением наград, призов, подарков и сопутствующими всему этому церемониями. В целом среда, созданная в Tupperware, ориентирована на повышение производительности труда работников с помощью позитивных мер воздействия и стимулов.
В подобных компаниях постоянно изыскиваются дополнительные возможности для "подкачки" хороших новостей.