ДЖОАН МАГРЕТТА. "КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ. МАЙКЛ ПОРТЕР"

Oct 06, 2014 14:24



Сразу хочу сказать. Это редкая книга. Очень глубокая, и советую каждому руководителю её прочитать.

Мир Портера - это мир без красочных эпитетов и броских метафор. Никаких голубых океанов. Никаких танцующих слонов. Никакого украденного сыра. Только строгий план взаимосвязи стратегии компании и финансовой эффективности.

Увидеть арену битвы (структуру отрасли) за прибыль позволяет первый инструмент Портера - Пять сил. А оценить свои конкурентные преимущества (средство создания стоимости) можно с помощью Цепочки Ценностей Портера.

Хотите превосходства в эффективности? Будьте не главными или первыми, а конкурируйте за уникальность. Конкуренция за право считаться лучшим - великий уравнитель, который укоряет этот процесс. И стратегия - это противоядие от конкуренции и соперничества.

Стратегия только тогда станет противоядием от конкуренции, если будет отвечать следующим критериям:
  1. Создаёт уникальную стоимость для Потребителей;
  2. Уникальная стоимость создаётся уникальным образом;
  3. Уникальный путь - это баланс плюсов и минусов;
  4. Все действия в рамках цепочки ценностей должны проверку на соответствие уникальной стоимости.

  5. Это никогда не будет у компании, если не будет в компании
  6. Постоянства стратегического позиционирования.

Да, стратегия - блюдо, приготовленное не путём быстрого обжаривания, а результат долгого тушения. Для появления тонкого аромата, правильной консистенции и изысканного вкуса требуется время. Сложно? Тоска по простоте, фастфуду делового мышления? Тогда вам с Портером не по пути.

Как корабль назовешь, так он и поплывёт. Название должностей часто отражает «уникальность» действий руководителя, активиста стратегии компании. В чем уникальность директоров продаж или развития в разных компаниях? Зато в Walmart не двузначно дают понять, чем занимается главный по закупкам - он вице-президент, ответственный за средства воздействия, используемые при международных закупках. Очень откровенное название должности, четко указывающее на понимание одной из сил Портера!

Не только неправильные должности ведут к однообразию. Неправильные цели и критерии их достижения. Рост компании, доля рынка или акционерная стоимость - это ошибочные показатели, которые не позволяют следовать успешной стратегии и ведут к ошибочным решениям.

Наконец, мне понравилось ещё одно утверждение Портера. Правильная стратегия не требует от руководителей предвидения будущего. Люди консервативны и их потребности не меняются веками. Отрасли консервативны и их правила не меняются десятилетиями. Компании, которые сосредоточены на удовлетворении потребностей своих заинтересованных сторон не бояться кризисов!

Джоан Магретта. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013. -272 с.

За книгу спасибо МИФ, и конечно же, Алене Акимовой!

потребители, рентабельность, успех, wal-mart, теория, цель бизнеса, антикризис, эффективность, стратегия, книги, метафора

Previous post Next post
Up