Сразу хочу сказать. Это редкая книга. Очень глубокая, и советую каждому руководителю её прочитать.
Мир Портера - это мир без красочных эпитетов и броских метафор. Никаких
голубых океанов. Никаких
танцующих слонов. Никакого
украденного сыра. Только строгий план взаимосвязи стратегии компании и финансовой эффективности.
Увидеть арену битвы (структуру отрасли) за прибыль позволяет первый инструмент Портера - Пять сил. А оценить свои конкурентные преимущества (средство создания стоимости) можно с помощью Цепочки Ценностей Портера.
Хотите превосходства в эффективности? Будьте не главными или первыми, а конкурируйте за уникальность. Конкуренция за право считаться лучшим - великий уравнитель, который укоряет этот процесс. И стратегия - это противоядие от конкуренции и соперничества.
Стратегия только тогда станет противоядием от конкуренции, если будет отвечать следующим критериям:
- Создаёт уникальную стоимость для Потребителей;
- Уникальная стоимость создаётся уникальным образом;
- Уникальный путь - это баланс плюсов и минусов;
- Все действия в рамках цепочки ценностей должны проверку на соответствие уникальной стоимости.
Это никогда не будет у компании, если не будет в компании
- Постоянства стратегического позиционирования.
Да, стратегия - блюдо, приготовленное не путём быстрого обжаривания, а результат долгого тушения. Для появления тонкого аромата, правильной консистенции и изысканного вкуса требуется время. Сложно? Тоска по простоте, фастфуду делового мышления? Тогда вам с Портером не по пути.
Как корабль назовешь, так он и поплывёт.
Название должностей часто отражает «уникальность» действий руководителя, активиста стратегии компании. В чем уникальность директоров продаж или развития в разных компаниях? Зато в Walmart не двузначно дают понять, чем занимается главный по закупкам - он вице-президент, ответственный за средства воздействия, используемые при международных закупках. Очень откровенное название должности, четко указывающее на понимание одной из сил Портера!
Не только неправильные должности ведут к однообразию. Неправильные цели и критерии их достижения. Рост компании, доля рынка или акционерная стоимость - это ошибочные показатели, которые не позволяют следовать успешной стратегии и ведут к ошибочным решениям.
Наконец, мне понравилось ещё одно утверждение Портера. Правильная стратегия не требует от руководителей предвидения будущего. Люди консервативны и их потребности не меняются веками. Отрасли консервативны и их правила не меняются десятилетиями. Компании, которые сосредоточены на удовлетворении потребностей своих заинтересованных сторон не бояться кризисов!
Джоан Магретта. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013. -272 с.
За книгу спасибо
МИФ, и конечно же, Алене Акимовой!