О реках, идеях и ересях

Oct 05, 2010 02:40


    Один приятель, ученый и фантазер, рассказывал странные вещи.
    Вот возьмем реку, говорил он, равнинную реку, потому что с горными все немножко иначе. Зарождается она неведомо где, из лесного ключа под темными ветвями, ключа, который ты, скорее всего, и не увидишь, потому что вокруг все заболочено. Ручеек течет, в него вливаются другие ручейки ( Read more... )

манихейство, ереси

Leave a comment

Comments 114

general_gentle October 5 2010, 02:05:18 UTC
Прекрасно! Большое удовольствие доставил мне Ваш текст, спасибо.

Reply

edelberte October 5 2010, 07:40:14 UTC
Спасибо вам - за внимание и оценку.

Reply


Ага, норманны хорошие stalinist October 5 2010, 03:51:45 UTC
Ага, норманны хорошие, они, бессеребренники, боролись за светлую веру Христову, как и крестоносцы, замочившие между делом Константинополь...

А вы сами не удивляетесь, что в мире раз за разом побеждает зло?

Reply

Re: Ага, норманны хорошие edelberte October 5 2010, 07:42:24 UTC
А что нам за дело до морального облика норманнов? Они нам что - родственники? Остановили заразу - и спасибо им, хоть на что-то пригодились.

Нет, не удивляюсь.

Reply

Ага, а Гитлер остановил заразу иудаизма -- ему тоже покл stalinist October 5 2010, 12:55:41 UTC
Ага, а Гитлер остановил заразу иудаизма -- ему тоже поклон.

Reply

Re: Ага, а Гитлер остановил заразу иудаизма -- ему тоже по edelberte October 5 2010, 16:18:55 UTC
Разные вещи. Гитлер полностью заимствовал идейную структуру противника, только в качестве "избранных" своих поставил.

Reply


ninaofterdingen October 5 2010, 05:09:21 UTC
Хорошо.

=Понравилась вам мысль о равносильности добра и зла - а там, глядишь, и рожать расхочется... = - Меня вот этот момент больше всего интересует. Механизм этой цельности. Между разными идеями этого комплекса определенно есть логическая связь, но ведь факт - многие адепты этой связи не осознают, не в состоянии ее показать и сделать явной для других, а вот свое поведение выстраивают в соответствии с цельной программой. Удивительно. Какое-то чувственное восприятие умопостигаемого.

Reply

edelberte October 5 2010, 07:45:31 UTC
Я думаю, это вопрос коллективного бессознательного. Эти штуки родились так давно, что в нашей культурной памяти так и сушествуют - комплексом. И открываются по коду. Мне кажется, я у Карла нашего Густава даже что-то видела такое, кусочек какой-то, но вспомнить сейчас не получается...

Reply

ninaofterdingen October 5 2010, 13:09:27 UTC
Я не помню, потому что не знаю :) Поищи для нас, битте.

Reply


ka_pell October 5 2010, 06:09:45 UTC
Интересно. Правильно ли я поняла , что вы полагаете, что существо идей манихейства влияет на некоторых людей, усвоено ими каким-то образом, и сказывается на их в поведении, текстах и прочее, иногда (даже часто) непроизвольно.
Для меня интересно как раз как происходит усвоение этих идей.

Reply

ninaofterdingen October 5 2010, 06:24:25 UTC
Во многих текстах такого типа все идеи подаются в комплексе, хоть логическая связь между ними не акцентируется. Возможно, это как-то влияет.

Reply

ka_pell October 5 2010, 09:15:05 UTC
Думаю, что отношение ко злу - это какая-то базовая эмоция, где может преобладать страх или желание с ним (злом) бороться. И люди, начинают веровать в какие-то положения, которые им интуитивно ближе, относительно вопросов откуда берется зло, почему Бог допустил и пр. Конечно, доброе, разумное наставничество может помочь усвоить сознательно только правильные, не еретические богословские истины. Но мы понимаем, что это не всем дано.

Reply

ninaofterdingen October 5 2010, 13:08:11 UTC
Я бы как раз хотела разделить эмоцию и реальность. Как обстоит дело это одно, а как мы относимся к этим обстоятельствам - совершенно другое. Я не думаю, что эмоциями можно объяснить логическую структуру явления, точнее, что те или иные эмоции появляются в зависимости от логической структуры исследуемого явления. Чувства очень текучи и непостоянны, в них может быть любое содержание.

Reply


prividenie777 October 5 2010, 08:35:48 UTC
Ваши размышления недостаточно аргументированы, по-моему. Например, римские ценности времен создания империи, ценности викингов времен завоеваний не были теми, которые вы считаете единственно верными. Вместе с тем их общества были не только жизнеспособны, но и успешны.

Reply

edelberte October 5 2010, 08:44:11 UTC
А я разве что-нибудь сказала о единственной верности? О взаимоотношениях викингов с манихейством нам, по-моему, ничего не известно, а то, что известно о Риме, - довольно туманно. Но я так поняла, что и там подобное не приветствовалось. У вас другие сведения?

Reply

prividenie777 October 5 2010, 09:45:23 UTC
Если вера в существование сверхсилы, представляющей абсолютное добро не является единственно правильной, то следует допустить веру в существование множества сверхсил, в которых добро и зло смешаны в разных пропорциях. Примером успешных обществ с такой верой являются Рим и викинги. Теперь перехожу к умствованиям. Частным случаем многобожия и смеси добра и зла является взаимодействие двух равновеликих сил - абсолютного добра и абсолютного зла. Будет ли общество с такой верой жизнеспособным? Не могу сказать. Да, войны альбигойцами были проиграны, но католикам пришлось для этого напрячься. Т.е. общество, объединенное такой верой было сильно. Из вашего текста также не видно, что оно обречено на скорое уничтожение. Таким образом я не могу сделать вывод, что манихейство является злом для общества.
Блин, плохо получается излагать мысли, простите, если что не понятно - уточните.
Кстати, сансара в индуизме - это зло. И ничего, общество существует.

Reply

ninaofterdingen October 5 2010, 13:48:04 UTC
=Если вера в существование сверхсилы, представляющей абсолютное добро не является единственно правильной, то следует допустить веру в существование множества сверхсил, в которых добро и зло смешаны в разных пропорциях= - Здесь вы уже неявно используете представление об абсолютном добре и зле. Многобожие греков и римлян принципиально иное, да и викинги не сильно в этом плане отличались. Язычники обожествляют не добро или зло, а силу - Эрос, Арес, Афина это влечение, война, мудрость, обожествленные потому что они есть и действуют, и ни по какой другой причине. Зевс это синее небо над головой, объемлющее всё под небесами. Зевс бог, потому что он есть и он сильнее человека, а не потому что он добро или зло. Связь Зевса с порядком, законностью, справедливостью появилась на очень поздней стадии, до которой викинги по-моему так и не доросли, а связь с абсолютным добром не появилась вообще. То есть ваше допущение переносит представления и идеи более развитого общества на общество более архаичное, а это ничего нам не дает, это были совсем ( ... )

Reply


Leave a comment

Up