Один приятель, ученый и фантазер, рассказывал странные вещи.
Вот возьмем реку, говорил он, равнинную реку, потому что с горными все немножко иначе. Зарождается она неведомо где, из лесного ключа под темными ветвями, ключа, который ты, скорее всего, и не увидишь, потому что вокруг все заболочено. Ручеек течет, в него вливаются другие ручейки
(
Read more... )
Про общества катаров и манихеев много писал Гумилев. Что-то у него было про Великую Уйгурию, где победило манихейство на государственном уровне. Через три поколения от страны ничего не осталось, народ вымер полностью.
Вообще, чисто теоретически, как вы себе представляете воспроизводство общества, в котором деторождение считается аморальным?
Reply
Католикам удалось примирить Новый Завет с войной и богатством, так что чисто теоретически это решаемо. У католиков, кстати, обет безбрачия также считался богоугодным делом. Опять же, вспомню индуизм: всякому человеку желательно сойти с колеса судьбы, но не всякий этого достоин. Т.е. лазейки, трактовки, толкования дают простор для маневра.
Reply
Reply
Reply
А ссылки на то, что и у католиков присутствовали элементы такого отношения - так эдементы и основа - разные вещи. Тут все дело в соотношении.
Reply
Для меня неочевидно, что религия, относящаяся к жизни как к злу, не может быть стержнем. Там, выше, Нина привела пример Великой Уйгурии. Это хороший, годный аргумент. В качестве контраргумента я выдвигаю общества, исповедующие буддизм. Будда сказал:"Жизнь - это страдание". Общества, принявшие этот принцип существуют.
Reply
Reply
Чтобы понять равновесие в существующих обществах, нужен очень глубокий и трудоемкий анализ.
Буддисты понимают жизнь как страдание, но преисполнены любви и сочувствия ко всем и всему, это страдание переживающим.
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали...(с)
Вполне себе буддийские стихи.:)
В этом дело - или в чем-то другом? Мы не можем этого определенно сказать.
Вот то, что манихейских обществ в сколько-нибудь продолжительном времени не существует, - это факт.
Reply
Как-то по разному мы с вами воспринимаем ход дискуссии и то, что в ее контексте является аргументом, ну, да ладно.
Чтобы понять равновесие в существующих обществах, нужен очень глубокий и трудоемкий анализ.
Согласен. Чтобы сделать вывод о невозможности построить общество на основе какой-то религии(после ее адаптации к потребностям общества) также нужен глубокий и трудоемкий анализ. Пожалуй, еще более сложный, чем в случае существующих обществ.
Reply
Reply
Reply
Конкретно про манихейство у меня лично их два.
Первый, очевидный: что плохо для нас, то хорошо для наших врагов.
Второй, психологический. В. Смирнов справедливо отмечал, что манихейские настроения - характерная черта подросткового сознания. У большинства людей по мере взросления они проходят. Но вот если сознание инфантильное, что характерно для интеллигенции как слоя, - могут и задержаться.
Reply
Reply
Ну, и, конечно, удовольствие от возможности пообщаться с такими крутыми интеллектуалками, как вы и Нина.
Reply
Т.е. до принятия крещения Духом (consolamentum) верующие не были связаны никакими обязательствами и делали то же самое, что католики и православные: блудили, воровали, обманывали, убивали, пьянствовали, обжирались мясом и т.п.
Принципиальное различие только в том, что у католиков и православных всё это продолжалось и после вступления в клир, и у любого католического клирика была "служанка", а при монастырях открыто содержали охочих до этого дела мальчишек. А катары в подобном нарушении обетов замечены не были (немногие известные случаи как раз и свидетельствуют о нравственном ригоризме). Прежде всего потому, что воспринимали своё монашество как служение Христу и Евангелию, а не как сытную кормушку для тех, кто работать ленится, а попрошайничать стесняется.
Reply
Да, и остальные ваши комментарии очень пригодились.
Reply
Leave a comment