Продолжение, начало на
http://videoelektronic.livejournal.com/112244.html http://videoelektronic.livejournal.com/113285.html http://videoelektronic.livejournal.com/121968.html http://videoelektronic.livejournal.com/201442.html Отмечавшийся вчера международный День Космонавтики подтолкнул меня к тому, что бы продолжить свой рассказ. Тем более, что в истории развития космонавтики как раз очень явно отразились те тенденции и изменения экономической и общественной систем, о которых я хочу поговорить.
Прошлую статью этого цикла я закончил утверждением о том, что начало косыгинских реформ ознаменовало собой курс советской бюрократии на преобразование консервативно-бюрократической системы в либерально-бюрократическую (западную).
Что же главное в своём развитии потеряло наше общество, отказавшись от Системы, на алтарь строительства которой было положено столько жертв? Есть, на мой взгляд ошибочное, мнение, что главная потеря заключалась в отказе от принципов социальной справедливости. Я даже не хочу спорить с этой глупостью, так как химера социальной справедливости является просто симулякром, прикрывающим истинные цели правящего класса, в данный момент находящегося у власти.
Я просто убеждён, что к началу 60-х годов прошлого века в СССР практически был сформирован костяк класса технократов, который был готов взять бразды правления и начать перестраивать Систему управления страной на свой лад. Лидерами этого класса была когорта генеральных конструкторов, которые двигали мега-проекты страны: ракетно-космический, ядерный, судостроительный, авиационный и ряд других. Именно технократы в рамках порученных им ЦК КПСС мегапроектов имели практически неограниченные полномочия и выстраивали свои, отличные от бюрократической Вертикали, механизмы управления этими проектами.
Амбиции технократов были адекватно оценены правящей бюрократией и та дала на них превентивный ответ. Вот, что пишет по поводу Косыгинских реформ Википедия:
Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда»[3] и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.
Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов[4], подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила название либерманизм.
Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ)[5]. К чему же реально привели т.н. Косыгинские реформы? Всё очень просто. Инженера задвинули из главы производства в приложение к производству, а рулить производством стали бюрократы-экономисты. Реформы дали то, чего желала достичь бюрократия. Они повысили эффективность тактического управления и за счёт такого тактического успеха остановили развитие страны более чем на два десятилетия, названные потом "эпохой застоя". Эпоха "вала по плану" и "плана по валу". Эпоха, когда рацпредложение или изобретение стало не целью, а средством заработка для примазывающихся к изобретателю-рационализатору бюрократов. Эпоха, когда СССР постепенно растрачивал накопленный техническо-технологический потенциал всё более и более становясь зависимым от копирования заокеанских инноваций....
Кем стали инженерно-технические работники ( ИТР, как их сокращённо именовали ) к концу 80-х в СССР? Это была одна из самых низкооплачиваемых и непрестижных категорий населения, которая делала вид, что выполняла работу. Именно на плечах ИТР, достаточно грамотных, что бы быть недовольным своим униженным положением, новоиспечённые "демократы" 90-х ( бюрократы новой волны ) взошли на Олимп власти, скинув прогнившую морально и физически коммунистическо-бюрократическую верхушку.
Однако, в рамках либеральной революции 90-х технократы оказались жестоко обмануты. Революция не принесла смены общественно-экономического строя, она не привела к власти в стране технократию, а лишь логически завершила эволюционный этап трансформации консервативно-бюрократической системы в либерально-бюрократическую. Партийно-бюрократическая вертикаль была разрушена. На смену ей пришли бюрократы-экономисты.
Косыгинские реформы, начавшиеся с ведением управления предприятиями на основе финансово-экономических критериев логически закончились переводом всей страны (или пространства, которое когда-то занимала страна) на подобный способ управления. Диктат идеалогии был заменён финансовым диктатом. Достижение пресловутой экономической эффективности окончательно убило какие либо остатки технократизма в экономике.
Либерал-бюрократы, скинув маски и окончательно отстранив консервативных бюрократов, нуждались в механизмах осуществления своей власти, нуждались в построении либерально-бюрократической Системы. Этому и были посвящены т.н. "лихие 90-е". Дело в том, что либерал-бюрократия правит посредством финансового диктата, а в качестве посредников для своего управления использует более ранние правящие классы: капиталистов (предпринимателей), феодалов (фермеров) и даже рабовладельцев (расшифровывать не буду, сами догадаетесь, кто эти в нашей жизни).
Все эти классы, ранее уничтоженные консервативной бюрократией за 10 лет возникли в России естественным путем. Возникли и предьявили притензии на власть. Пора было начинать "закручивать гайки". Начались 2000-е годы, и бюрократия объявила об отделении капиталистов, как своих ближаших конкурентов, от власти. Началось десятилетие правление эффективных менеджеров, правление, которое преследовало лишь тактические финансовые цели. Чем оно закончилось, всем видно наглядно...
А что же Запад? Как на Западе развивался либерально-бюрократический проект?
Да, примерно в том же ключе, что и в России, эксплуатируя инновации технологического рывка начала второй половины 20-го столетия. Лишённая необходимости инновационного развития после окончании конкуренции с консервативно-бюрократическим проектом мировая либеральная бюрократия так же скатилась к тактическим задачам роста финансовой эффективности. Два последних десятилетия ознаменовались практической остановкой мировых инноваций. Появился даже тезис о том, что необходимо лишь заниматься внедрением уже известных инноваций в жизнь. Так всегда говорят во времена застоя. Деньги, двигатель и топливо либерально бюрократической системы, перестали находить себе применение и начали надувать финансовые пузыри. Возник финансовый кризис, в котором мир сегодня и пребывает.
(будет ещё продолжение....)