МЕТОДОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ЗНАНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
Ю.С.Ермолаев
Российский государственный социальный университет
Наблюдаемая сегодня глокальная (глобальная и, одновременно, локальная, повсеместная) трансформация образа жизни сопровождается разрушением традиционных ценностей. «Новые цивилизационные ценности» зачастую отторгаются населением. Показателями общественного неблагополучия являются социопатии - алкоголизм и наркомания, самоубийства и преступность.
Перед специалистами, занимающимися проблемами человека и общества (политики, педагоги, социологи, психологи, медики, философы, экологи и др.), остро стоит задача создания средств и методов повышения адаптационных возможностей граждан в переживаемых переходных условиях. Становится все более очевидной невозможность решения указанной задачи в рамках известных антропологических концепций. Необходим выход на «новые рубежи человеческой природы» [1].
Расширение и углубление проблемного поля человеческого развития в последние 10-летия происходит за счет двух блоков нового знания. Во-первых, активно изучаются субъективные трансцендентные основания развития. Анализируя философские, психологические и медицинские воззрения на природу и сущность человека, Франкл [2] выделил следующие факторы:
• стремление к смыслу (человек стремится обрести смысл и ощущает вакуум, если это стремление остается нереализованным);
• смысл жизни (жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден);
• свобода воли (человек волен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами).
Маслоу ввел трансцендентные критерии человеческого развития, разработав систему нормативных требований к «человеческим экземплярам высшего качества». Эти люди отличаются:
• направленностью на самореализацию;
• естественностью поведения;
• уверенностью в оценках и действиях;
• концентрацией энергии на достижение результатов, существенно важных для личности и общества.
Перспективны новейшие исследования техник трансцендирования, проливающие свет на «врывающиеся в нашу жизнь» предельные состояния человеческой психики, неведомые для предыдущих эпох [3].
Второй блок новых представлений о человеческой природе связан с прорывом в понимании механизмов антропо- и социогенеза. Во второй половине прошлого века сформированы содержательные палеопсихологические и этнологические реконструкции. Титаническое обобщение этих работ осуществлено Б.Ф.Поршневым. Им создан проект начала человеческой истории, позволяющий заново смонтировать частные научные дисциплины и, «в перспективе - синтезировать комплексную науку о человеке, о людях» [4]. Обоснованы методические подходы к изучению ключевых моментов становления человека:
• биологический фундамент человеческой психики (имитативно-интердиктивное преддверие 2-ой сигнальной системы);
• механизмы обуздания зоологического индивидуализма, перехода к этническим регуляторам и формам организации деятельности;
• речь и сакральная игра как инструменты формирования тотемного сознания.
Эти фундаментальные научные прозрения существенным образом изменяют понимание человеческой природы, позволяют переосмыслить процессы становления человека и человеческих общностей. Открывается возможность анализа на новой концептуально-методологической основе исторически состоявшихся (и сегодня присутствующих) форм тотемного (мистического), мифологического и утопического сознания, а также современных феноменов модернизма и постмодерна.
Целостное понимание природы человека, учитывающее указанные новые знания, становится возможным при правильном установлении границ между биологическим, социальным и трансцендентным (собственно гуманитарным). Речь идет о строгом определении областей применения для: 1) эволюционного (дарвиновского) подхода; 2) закономерностей социальной эволюции и 3) разумной человеческой деятельности. Это методологическое требование концентрирует внимание на ключевых моментах возникновения: а) коллективного этнического мышления; б) индивидуального рассудочного мышления древних «пассионариев» [5]; в) трансцендентного (разумного) мышления философов и пророков «осевого времени» (К.Ясперс).
Необходима дидактическая переработка новых знаний о человеческой природе, чтобы использовать их в целях воспитания и образования. Сравнительный анализ стадий индивидуального развития и исторических этапов становления человека показывает целесообразность выделения следующих семи ступеней развития:
Ступень развития
Психологическое новообразование
(осваиваемый способ организации деятельности)
1. Ново-
рождённый
Интердикция как нстинктная основа второй сигнальной системы [4], отличающая человека от высших животных
2. Младенец
Суггестивный механизм освоения семейного пространства. Тесный суггестивный контакт как первичная языковая база
3. Ребёнок
Освоение семейных ролей. Обуздание зоологического индивидуализма (табуирование). Стыд как индикатор адекватного семейного действия. Семейно-этническое программирование
4. Отрок,
недоросль
Освоение внесемейного пространства социальных шаблонов. Насилие, ложь, алчность, мода, прочие "правила игры" как мотивы и инструменты социализации. Мифическое сознание
5. Подросток
Конфликт поведенческих мотивов. Рассудочно-разумное мышление как инструмент нравственного выбора. Совесть - индикатор нормальности поведения. Самоутверждение. Утопическое сознание
6. Юноша
Максималистская установка на саморазвитие. Разум как универсальный инструмент освобождения от мистики, мифа и утопии. Свободный досуг как средство развития
7. Зрелый человек
Свободная воля
Таким образом, человеческое развитие представляет собой «изобретение» субъектом развития на каждой ступени особого инструментария организации деятельности и освоение с его помощью «очередного жизненного пространства». Задержки в развитии главным образом происходят из-за отсутствия необходимых для субъекта условий полноценного воплощения его энергетики в соответствующие поведенческие модели, определяющие образ жизни в рамках стадии. Известные трудности развития (психологические переживания) характерны для каждой из стадий: стресс - для ребёнка, фрустрация - для отрока, конфликт - для подростка, кризис - для юноши [6].
Список использованных источников
1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999, - 425 с.
http://psylib.org.ua/books/masla03/2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990, - 367 с.
http://www.litlib.net/bk/26533/read3. Хоружий С.С. Новая антропология. 2003,
http://eways.narod.ru/gordon/031218st_p.html .
4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1974, - 487с.
http://psylib.org.ua/books/porsh01/5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: АСТ, 2001. - 560 с.
http://gumilevica.kulichki.net/EBE/6. Василюк Ф.Е. Психология переживания М.: Моск. универс., 1984. - 200 с.
http://psylib.org.ua/books/vasif01/_ _ _ _ _ _ _
Доклад прочитан на Международной научно-практической конференции (г.Минск, 7-8 декабря 2006 года) и опубликован в Материалах конференции "Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: методология, теория, практика" (Издатель "БГПУ им.М.Танка", - Мн., 2007, с.15-16).