МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ (2)

Apr 20, 2010 17:00

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЦЕЛОСТНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Ю.С. Ермолаев,
кандидат биологических наук

Статья опубликована в сборнике «Социальное образование в высшей школе: реальность и перспективы» : сб. научн. ст. / фил. Рос. гос. соц. ун-та в г. Минске. - Мн.: Изд. центр БГУ, 2009. - 283 с. (С. 76-82).

В последние десятилетия получены новые фундаментальные научные результаты в области знаний о природе человека и человеческих сообществ [1-7]. Эти достижения не только существенно продвинули понимание ряда важных аспектов становления общества и человека, но и открыли новые концептуально-методологические и методические возможности решения разнообразных практических задач. Целостное знание о человеке и обществе (антропология в широком смысле) начинает занимать центральное место в системе современного образования. Ведь сознательное включение молодых людей в жизнь начинается с формирования у них адекватного мировоззрения.

Отметим, однако, что имеются определённые трудности объединения разнородных научных фактов в непротиворечивую целостную систему. Отчасти эти трудности обусловлены традиционным разрывом между естественнонаучным и социально-гуманитарным секторами знаний. Отчасти - возросшими требованиями практической (праксиологической) направленности современных учебных курсов. В данной работе методологической основой интеграции знаний послужила «рекапитуляция» (от лат. recapitulatio - сжатое повторение) - создаваемая в философии, психологии и педагогике теория о сокращенном воспроизведении (повторении) этапов исторического становления человеческого сознания в стадиях развития индивидуального сознания человека [8]. В статье использованы результаты предыдущего методологического исследования автора, посвящённого возрастному аспекту индивидуального развития [9].

Системный анализ проблемного поля социальной экологии показал, что изначальные причины кризисных экологических явлений лежат в гуманитарной плоскости (потребительское отношение к хозяйственной деятельности, низкий статус природы в перечне культурных ценностей, расплывчатое представление человека о своей природной и социокультурной миссии). К сожалению, можно констатировать неготовность представителей разных областей науки (гуманитарной, инженерно-технической, природоведческой) к постановке и решению этой комплексной суперпроблемы. Накопление отрицательных экологических эффектов говорит об исчерпании возможностей нынешнего привычного и потому кажущегося естественным способа деятельности. Отсутствие понимания проблемы в целом мешает видению частных проблем в единой системе. В работе [7] нами предложен интегрально-экологический подход, альтернативный широко используемым вариантам экологических концепций, основанных на антропоцентрической парадигме. Разработана многомерная типологическая модель экологической деятельности [10].

В ходе данного исследования удалось корректно обосновать представление о трёх взаимосвязанных базовых процессах, определяющих предметную область единого знания о природе, обществе и человеке. В таблице 1 представлена структура социальной экологии. Отчетливо разграничены биологические, социальные и трансцендентные (собственно гуманитарные) явления. С методологической точки зрения речь идет о строгом определении пределов действия: 1) законов природной (дарвиновской) эволюции; 2) закономерностей социальной эволюции и 3) разумности как имманентной Homo Sapiens внеэволюционной способности к индивидуальному развитию.

Таблица 1 - Структура социально-экологического знания

Базовый процесс
Характеристика
Ведущие методологии

Биологическая
эволюция человека
Два эволюционных перехода:
А) понгиды -- троглодитиды,
Б) троглодитиды -- Homo Sapiens (кроманьонец).
Результат: инстинкт суггестивной экспансии.

• Дарвиновская теория
естественного отбора
• Палеопсихология Поршнева

Социальная эволюция
Два перехода:
А) от биологического к социальному
(животное-кроманьонец -- этнический человек);
Б) от этноса к суперэтносу
(фазы жизни суперэтноса по Гумилеву).

• Палеопсихология Поршнева
• Культурно-исторические типы
(Данилевский, Тойнби)
• Теория этногенеза Гумилева

Развитие
Осевое время. Становление
трансцендентной природы человека.
Гуманитарная составляющая мировых религий,
культур, научно-технического прогресса.
Самоактуализация.

• Философская антропология
• Богословская антропология
• Экзистенциализм
• Гуманистическая психология

(продолжение следует) -- https://ecce-homo-ru.livejournal.com/1150.html
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Список использованных источников

1. Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории / Б.Ф. Поршнев. - Москва: Мысль, 1974. - 487с.
2. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - Москва: АСТ, 2001. - 560 с.
3. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - Москва, 1990. - 367 с.
4. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - Москва: Смысл, 1999. - 425 с.
5. Хоружий, С.С. Новая антропология / С.С. Хоружий. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://eways.narod.ru/gordon/031218st_p.html .
6. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - Москва: АСТ, 2002. - 781 с.
7. Буров И.С., Бурьяк А.В., Голубев А.П., Ермолаев Ю.С., Киштымов А.Л., Хохлов И.В., Швецов А.А. Экология как интегративная деятельность / И.С. Буров и др. // Проблемы развития Республики Беларусь в контексте экологической безопасности, - Минск, НЦСИ Восток-Запад, 1994 - С. 96-100.
8. Давыдов, В.В. Педагогика развития и теория рекапитуляции / В.В. Давыдов. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http://old.ippd.ru/bibl/pedagog_razvitie/p4_p002.doc .
9. Ермолаев, Ю.С. Методология индивидуального развития в контексте нового знания о человеке / Ю.С. Ермолаев // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: методология, теория, практика: материалы III Международной науч.-практ. конф., Минск, 7-8 декабря 2006 г., БГПУ им. Танка, 2007. - С. 15-16.
10. Ермолаев, Ю.С. Типологическое моделирование экологической деятельности / Ю.С. Ермолаев // Проблемы развития Республики Беларусь в контексте экологической безопасности,- Минск, НЦСИ Восток-Запад, 1994.- С. 26-27.

эволюция, рекапитуляция, развитие

Previous post Next post
Up