МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ (3)

May 09, 2010 19:32

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЦЕЛОСТНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

(продолжение)

В середине прошлого века были созданы содержательные палеопсихологические и этнологические реконструкции, в которых содержались новые глубокие знания о биологической и социальной природе человека. Титаническое обобщение этих работ осуществлено Б.Ф.Поршневым [1]. Им создан проект начала человеческой истории, позволяющий заново смонтировать частные научные дисциплины и «в перспективе - синтезировать комплексную науку о человеке, о людях». Обоснованы ключевые моменты становления человека и общества:
• психологические новообразования у нашего биологического предшественника (имитативно-интердиктивное преддверие 2-ой сигнальной системы; инстинкт суггестивной экспансии кроманьонца-животного как инструмент воздействия на других животных, психологический симбиоз с ними как прообраз приручения и одомашнивания);
• внутривидовая взаимосуггестия как механизм обуздания зоологического индивидуализма, «изобретение» небиологических (этнических) регуляторов-табу и этнической формы племенной жизни (тотем);
• первый этап социальной эволюции как отбор тотемов; сакральная игра и речь как инструменты коллективного мышления племени.

Установлением закономерностей трансформации этнических племен в крупные над(супер)этнические образования мы обязаны Л.Н.Гумилеву. На базе огромного эмпирического материала им разработана гипотеза о фазах жизни суперэтноса [2]. Сформулированные им закономерности «в чистом виде» применимы к жизни древних цивилизаций. Суперэтносы естественным образом возникают из этнических единиц, живут некоторое время, затем распадаются. Сосуществование и противостояние суперэтносов друг другу составляют картину второго этапа социальной эволюции.

Начиная с «осевого времени» (К.Ясперс) «естественный ход» исторических событий нарушается вмешательством «разумных личностей», целенаправленно изобретающих и предлагающих технические, социальные и гуманитарные инновации. Их идеи человеческого развития (саморазвития) культивируются с помощью философских школ и проторелигиозных группировок. В конце концов из набора философских идей и культовых практик складываются конфессиональные проекты, известные нам под именем мировых религий. Возникший в «осевое время» трансцендентный инструментарий человеческого развития пополнялся в последующие времена. В настоящее время его актуальность стремительно возрастает.

Медицинскую значимость трансцендентных оснований человеческого развития изучал В.Франкл, анализируя социопатии и психопатологии эпохи мегаполисов и масскультуры. Он обнаружил экзистенциальное стремление человека к смыслу (человек стремится обрести смысл и ощущает вакуум, если это стремление остается нереализованным) [3]. А.Маслоу ввел трансцендентные критерии человеческого развития, разработав систему нормативных требований к «человеческим экземплярам высшего качества» [4]. Такие люди отличаются: направленностью на самоактуализацию; естественностью поведения; уверенностью в оценках и действиях; концентрацией энергии на достижение результатов, существенно важных для личности и общества.

Перспективны новейшие исследования техник трансцендирования, проливающие свет на «врывающиеся в нашу жизнь» предельные состояния человеческой психики, неведомые для предыдущих эпох [5].

Такого рода новые знания о природе человека дают возможность выработать синтетическую концепцию становления человека и общества. С помощью теории рекапитуляции удаётся в едином методологическом ключе рассмотреть вопрос последовательного создания психологического инструментария организации совместной и индивидуальной деятельности на этапах биологической эволюции человека, этно- и социогенеза, а также на стадиях индивидуального развития человека. Этапам исторического становления человеческого сознания (столбец 1 в таблице 2) соответствуют стадии развития индивидуального сознания (столбец 3). На каждой ступени (исторической и индивидуальной) «изобретается» и осваивается соответствующий инструментарий организации деятельности (столбец 2).

Таблица 2 - Ступени инструментального оснащения деятельности

Этап становления
человека и общества
(тыс лет назад)
Ведущие инструменты организации деятельности
(психологические новообразования)
Стадия
индивидуального
становления
(психологический
возраст)

Хомогенез
(40-20)
Инстинкт суггестивной экспансии
Младенчество

Этногенез
(20-10)
Табу. Речь. Тотемное (мистическое) коллективное мышление
Детство

Суперэтногенез
(10-наст. время)
Шаблон. Рассудочное (шаблонно-мифическое)
индивидуальное мышление.
Отрочество

Культурогенез
(2-наст. время)
Норма культурная. Норма нравственная.
Нормативное (рассудочно-разумное) мышление.
Подростковость

Экогенез
(наст. время)
Принцип свободы. Трансцендентное (разумно-рассудочное) мышление.
Юность

Ноогенез
(ориентир развития)
Разум. Свободная воля.
Зрелость
Психологическое становление человечества в целом (филогенез) и каждого отдельного человека (онтогенез) мы измеряем с помощью единой «шкалы психологического возраста». Значения шкалы устанавливаются по ведущим инструментам организации деятельности. Значениям шкалы (ведущим инструментам) соответствуют «возрастные ступени», которые мы называем привычными терминами: «младенчество», «детство», «отрочество», «подростковость», «юность» и «зрелость». Эти термины вполне применимы для оценки этапов исторического становления человечества («младенчество человечества», «детство человечества» и т.д.).

(окончание следует) -- https://ecce-homo-ru.livejournal.com/1489.html
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Поршнев Б. ПРОБЛЕМЫ ПАЛЕОПСИХОЛОГИИ [1.060 Kb]. http://psylib.kiev.ua/ Алфавитный каталог.
2. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. http://gumilevica.kulichki.net/EBE/index.html .
3. Франкл, В. Человек в поисках смысла. http://www.gestalt-rostov.ru/page.php?id=425 .
4. Маслоу А. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА [книга, 1.008 Kb]. http://psylib.kiev.ua/ Алфавитный каталог.
5. Хоружий, С.С. Новая антропология. http://eways.narod.ru/gordon/031218st_p.html .

Гумилев, Франкл, Ясперс, шаблон, табу, Поршнев, воля, норма

Previous post Next post
Up