МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ (4)

May 16, 2010 18:45

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЦЕЛОСТНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

(окончание)

Часть психологического инструментария организации деятельности (табл. 2) «автоматически» воспроизводится в каждом новом поколении. Генетически наследуется инстинкт суггестивного сближения (экспансии). Младенец активно взаимодействует с близкими (имитация-интердикция) и успешно осваивает эмоциональные моторно-двигательные семейные поведенческие модели. Затем ребёнок «методом проб и ошибок» (инстинктивно) осваивает табуированное семейно-этническое пространство. Табу-программирование («переплавка» животного-кроманьончика в этнического человечка) составляет основное содержание детских игр и отношений с окружающими. Наконец, отрок (недоросль) инстинктивно осваивает внесемейные социальные пространства (двор, школа, кружки и др.) с помощью поведенческих моделей-шаблонов [*] и культурных норм.

«Вспышка самоосознания» разделяет жизнь человека на две части: доподростковую, формируемую средой, и начинающееся с подростковости саморазвитие. В богословской традиции «вспышку самоосознания» называют «вторым рождением человека». «Включение разума» позволяет подростку самоутверждаться, делая свободный выбор между конфликтующими мотивами поведения и выстраивая «Я-центричную систему нравственных норм». Наш конфликтующий антропоцентрический мир - это мир «недоразвитых» психологических подростков. Юноша расстаётся с подростковой недоразвитостью, осознавая стереотипность подросткового поведения, постигая закономерности явлений и суть взаимоотношений. Он вытесняет типовую «Я-центричную концепцию» адекватным миропониманием, обретает способность выработки зрелых жизненных решений.

Таким образом, человеческое развитие представляет собой восхождение по «ступеням психологического возраста». На каждом шаге «становящийся человеком» изобретает особые инструменты для освоения «очередного жизненного пространства». Шаги в младенчестве, детстве и отрочестве он делает совместно с воспитателем. Далее - самостоятельно. Задержки развития обусловлены отсутствием необходимой активной воспитательной среды для воплощения его энергетики в соответствующие поведенческие модели [9].

Предлагаемое в статье целостное понимание человека и общества открывает новые методологические и методические возможности для анализа современного состояния дел и проектирования будущего. В сегодняшнем общественном сознании, как в незрелом сознании подростка, присутствуют и конфликтуют между собой суггестивная, мистическая, мифологическая, утопическая и экологическая составляющие (таблица 3).

Таблица 3 - Типологическая модель сознания

Компонент
общественного сознания
Способ организации
коллективного и индивидуального сознания

Суггестивный (повседневная практика
неосознаваемого взаимовнушения)
Инстинктивное имитативно-интердиктивное принуждение-подчинение.

Мистический (системы семейно-
этнических табу-программ)
Мистическое (сакральное) «мы». Подсознательное
тождество «я» и «мы» (семья, этнос, народ, нация).

Мифический (нерефлектируемый
аналог логики жизненного уклада)
Бессознательное коллективно-персональное оперирование
мифическими шаблонами (рассудочное мышление).

Утопический (стремление
к воплощению этического идеала)
Персональный выбор между конфликтующими мотивами поведения.
Культурная норма как согласованный вариант совместного действия.

Экологический (стремление к развитию)
Персональное освобождение от бессознательных поведенческих
моделей. Взаимопонимание как основа совместного действия.
По оценкам футурологов, начавшийся переход от антропоцентрической (антиэкологической) цивилизации к новому (экосферному) мироустройству будет отмечен величайшими социальными потрясениями и технологическими катастрофами, политической нестабильностью, насилием и войнами [6]. Это напрямую связано с недостаточной разумностью действующих проектов и принимаемых решений. Преобладает рассудочный тип мышления, ориентированный на самоутверждение в отживающих, бесперспективных формах организации жизнедеятельности. Широкое хождение получили примитивные суггестивные способы «обработки массового сознания» (масс-культура). Актуализируются доразумные мистическая и мифическая формы мировосприятия. «Постмодерн» отменяет не оправдавшие себя утопии «модерна» и «научно-технического прогресса». Утопический компонент общественного сознания в условиях деградации традиционных религий «ищет» новое наполнение (сектантство).

Альтернатива деградации общественного сознания одна - развитие. Многие называют 21 век веком образования. Шансы на снижение катастрофичности перехода к новым отношениям и новому мироустройству связаны с быстрым и решительным повышением качества населения. Такое повышение может быть достигнуто, если в сжатые сроки удастся освоить методы воспитания-развития для всех ступеней становления человека. Будет получена генерация молодых людей, способных развиваться. Они используют арсенал современных технологических средств по назначению - для разумной организации жизни на персональном, локальном, региональном и глобальном уровне.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

6. Тоффлер, Э. Третья волна. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php .
9. Ермолаев, Ю.С. Методология индивидуального развития в контексте нового знания о человеке. http://community.livejournal.com/ecce_homo_ru/667.html .
*. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.

миф, суггестия, разум, утопия, тотем

Previous post Next post
Up