В посте рассказываю про не деревянную архитектуру Иркутска. Кроме того, полюбуемся иркутскими трамваями, посетим ледокол Ангара, посмотрим, чем тут интересным кормят и даже взглянем на памятник одному из руководителей белого движения Колчаку.
1. Первый поезд в Иркутск прибыл из Красноярска в 1898 году. Собственно, мы сделали тоже самое - прибыли на поезде из Красноярска, но несколько позже, в году 2019-ом. Прекрасный иркутский вокзал был построен в нынешнем виде в 1907 году. Но из-за тотальной запаркованности я пожалуй оставлю его посещение на светлое будущее, когда привокзальную площадь приведут в человеческий вид. Пока что покажу всего одно его фото.
2. От вокзала в центр города ходит трамвай. Конечно же, мы поехали на нём. А это, не поверите, так выглядит трамвайная остановка у вокзала в Иркутске. Люди выходят прямо на проезжую часть, а затем протискиваются через припаркованные тачки. Так не должно быть!
3. Сами трамваи, как в лихих 90-х, заклеены рекламой и производят печальный вид.
4. С другой стороны, трамвайная сеть вполне себе разветвленная и мы в основном пользовались именно этим видом транспорта.
5. Красота!
6. В некоторых местах центра Иркутска появились ограждённые велодорожки, чего пока нет, например, даже в центре Питера.
7.
8. Начать нашу архитектурную прогулку я предлагаю с религиозных сооружений. Ниже на фото Римско-католический костёл Успения Девы Марии. Построен в 1884 году в готическом стиле для многочисленной польской общиты, которая исповедовала католицизм. В 1938 году церковь была закрыта, а община распущена. В конце 1970-х проведена реставрация, в ходе которой был установлен орган немецкой фирмы "Александр Шуке". До сих пор здание принадлежит иркутской филармонии, а католическая община совершает богослужения после органных концертов.
9. Шикарные деревянные ворота.
10. В сотне метров от костёла находится Спасская церковь.
11. Церковь была заложена в 1706 году, а нынешний вид получила к концу 1760-х годов.
12. В 1931 году церковь была закрыта. В 1960 году признана памятником архитектуры. С 1982 года входила в местный краеведческий музей. В 2006 году передана верующим.
13. Через дорогу находится Богоявленский собор, который отличается богатством наружного оформления.
14. Собор строился в период с 1718 по 1746 годы.
15. После революции 1917 года храм был закрыт и его здание занял хлебозавод.
16. В 1960-е годы собор находился под угрозой сноса. К счастью, в итоге было принято диаметрально противоположное решение - в 1968 году печи хлебозавода были демонтированы и началась реставрация. В середине 1980-х храм был передан краеведческому музею, а затем в 1994 году - верующим.
17. Стены собора украшены фресками.
18. Красота!
19. Двери тоже приятно радуют. Без сомнений, собор является изюминкой города.
20. Недалеко от собора недавно был установлен памятник Якову Похабову - основателю города. 6 июля 1661 года Похабов вместе с отрядом из ста человек (по другим данным 20) поставил острог в этих местах.
21. Спасо-Преображенская церковь. Построена в 1811 году. В приходе церкви жили с семьями декабристы Волконский и Трубецкой. Если я правильно понял, в приходе они проживали до построения усадеб, о которых я рассказывал в посте об
Иркутске деревянном. В 1940 году храм был закрыт. В 2000 году богослужения возобновились.
22. Недалеко от храма в 2011 году был открыт памятник женам декабристов.
23. Троицкая церковь. Открыта (освящена) в 1778 году. Наряду с
Крестовоздвиженской церковью является еще одним шедевром в стиле "сибирского барокко".
24. В 1949 году в здании церкви был открыт планетарий.
25. Фасады церкви украшены интересными орнаментами, которые, в отличии от Крестовоздвиженской церкви, не окрасили в терракотовый цвет.
26.
27. Знаменская церковь. Построена в 1762 году. В 1934 году храм был закрыт и передан гидропорту. Однако уже в 1945 году он был возвращен верующим.
28. В оформлении церкви также можно заметить буддийское влияние. Например, на колокольне нанесено колесо Дхармы.
29. На территории храма находится могила исследователя и мореплавателя Григория Ивановича Шелихова. В 1784 году его экспедиция прибыла на остров Кадьяк, недалеко от Аляски, где было основано первое поселение. В том же году отряд Шелихова напал на местных жителей - народность Алутиик. По разным оценкам было убито от 500 до 3000 человек, около одной тысячи взято в плен. Это событие известно как "Резня в Авауке". Сложно сказать, чем было вызвано это печальное событие. По данным Википедии, ранее местные жители убили группу русских охотников - возможно это был такой ответ... В 1791 году Шелихов основал "Северо-восточную компанию", которая в 1799 году была преобразована в Русско-Американскую торговую компанию. В общем, русская Аляска во многом детище Шелихова. Особый интерес у меня вызвала манера написания текста на могиле.
30. Рядом с церковью в 2004 году был установлен памятник неоднозначной фигуре времен Гражданской войны - Колчаку, которого предположительно расстреляли у Знаменского монастыря в 1920 году. На памятнике также изображены две фигуры белогвардейца и красногвардейца, которые скрестили оружие.
31. Рядом даже продают квас Колчаковский...
32. Иркутская соборная мечеть. Была построена в 1905 году. При мечети была открыта библиотека и школа для детей-мусульман, приют для инвалидов и сирот, а также столовая для бедных.
33. В 1923 году мечеть была передана жилищному управлению. В ней располагалась автошкола, минарет был разобран. Однако, часть здания использовалась мусульманской общиной. В 1990 году мечеть была возвращена верующим. В 2012 году заново был возведен минарет.
34. Иркутская синагога. Построена 1882 году на средства еврейской общины.
35. В 1924 году синагога была закрыта. Служения возобновились в 1981 году. На данный момент, это старейшая действующая синагога в России.
36. Как правило, современные скульптуры не вызывают у меня какого-то отклика. Уже при написании поста обнаружил, что единственная привлекшая моё внимание скульптура "Муза" установлена в 1986 году к юбилею города. Очередной раз убедился, что раньше скульптуры умели делать куда интереснее. На фоне можно увидеть особняк, увенчанный звездой Давида.
37. Сначала я принял этот дом тоже за синагогу. Однако, дом хоть и имеет еврейские корни, но синагогой не является. Он был построен купцом Исайей Матвеевичем Файнбергом в 1902 году. Первым арендатором дома было Управление по постройке Кругобайкальской железной дороги. Затем здесь находился штаб Иркутского военного округа и штаб РККА. В советское время здесь располагалась библиотека, геологический и зоологический отделы областного музея, общежитие мясокомбината, музей революции, а позднее даже вычислительный центр Академии наук СССР. С 1980 года здание находится под государственной охраной.
38. Как я понял, деревянный дом справа тоже принадлежал Файнбергу, но по каким-то причинам не был снесен и перестроен. Возможно, у хозяина не хватило средств. В итоге получился крайне живописный ракурс, который я поместил в заглавие поста.
39. Красота!
Деревянному Иркутску я посвятил отдельный пост.
40. Прежде чем продолжить архитектурную прогулку, предлагаю вашему вниманию еще одну интересную достопримечательность города - пароход-ледокол "Ангара". Кроме непосредственно посещения ледокола, тут можно взять катамаран напрокат и осмотреть судно со всех сторон.
41. Ледокол был изготовлен британской компанией Armstrong Whitworth, доставлен по частям и собран на Байкале в 1900 году. В том же году был введен в эксплуатацию второй его собрат, ледокол "Байкал". Оба судна использовались для доставки пассажиров и грузов по маршруту от
Порта Байкал (находится на западном берегу озера Байкал) до станций Мысовая, Танхой и Мишиха (находятся на восточном берегу озера). В 1905 году Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) была достроена, после чего "Байкал" продолжал работать на маршруте уже в качестве резерва КБЖД, а вот "Ангара" была законсервирована.
42. С началом Гражданской войны судно было вооружено и использовалось для борьбы с чехословацкими войсками. Осенью 1918 года власть в регионе перешла к белым, судно было разоружено и снова вернулась к перевозкам. 6 января 1920 года, во время бегства белых на борту "Ангары" произошло убийство 31 члена Политцентра (правительство Иркутска, действовавшее с ноября 1919 по январь 1920), которые противостояли Колчаку. Пароход-ледокол "Байкал" в 1918 году тоже был вооружен, но затем захвачен чехословаками и уничтожен. "Ангара" была выведена из состава флота в 1962 в связи с износом. К 1987 году после пожаров и затопления судно находилось в печальном состоянии, но к 1990 году было реставрировано и отправлено на вечную стоянку.
43. Теперь это корабль-музей, который можно посетить.
44.
45. В 1995 году в Иркутске, к 50-летию победы при гарнизонном Доме офицеров был открыт Музей боевой славы.
46. Музей мы не посещали - вполне хватило его двора.
47. В Иркутске можно встретить интересные арт-объекты, например, керамическое панно ("Объект №1"), которое совместно создавали сто человек или интересные керамические плитки с рисунком города.
48. Ресторанный бизнес Иркутска вполне себе развит (по крайней мере так было летом 2019 года до появления короновируса). Тут можно найти кафе современного европейского образца.
49. Кормят вкусно, находиться в подобных местах приятно.
50. Активно развивается и уличная еда. Вот, например, я набрасываюсь на местный бабр-бургер (бабр это старорусское слово, обозначающее тигра). Иркутяне добавляют в бургер клюквенный джем, что делает его вкус весьма уникальным:)
51. Вернемся к иркутской архитектуре. Дом купца Александра Второва.
52. Построен в 1897 году в псевдорусском стиле.
52. Здание Русско-Азиатского банка. Построено в 1912 году в стиле модерн по проекту инженера В.И. Коляновского.
53. В годы Гражданской войны здесь заседало правительство Колчака. С 1930 года здесь находится поликлиника.
54. Пожарная каланча. Построена в 1901 году по проекту Алексея Ивановича Кузнецова. Кузнецов был учеником Владимира Шаламова - архитектора каланчи на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Поэтому, есть мнение, что при строительстве иркутского здания использовался проект питерского.
55. В 2014 году здание было отреставрировано и передано под Музей пожарной охраны.
56. Иркутский драматический театр имени Н.П.Охлопкова.
57. Построен в 1897 году по проекту архитектора Виктора Александровича Шрётера.
58. Здание Управления Восточно-Сибирской железной дороги.
59. Построено в 1950 году в стиле "сталинского ампира" по проекту архитектора Аркадия Фёдоровича Гольдштейна.
60. Хотя, изначально здание планировалось построить в конструктивистском стиле, но не срослось.
61.
62. Еще немного примеров иркутской дореволюционной застройки.
63.
64.
65.
66. Генеральное консульство Монголии.
67. Интересная историческая табличка, связывающая Иркутск и основание современного Монгольского государства.
В конце отмечу, что Иркутск это чрезвычайно разнообразный и удивительный город, в который хочется вернуться.
Полный список постов из цикла наших прибайкальских путешествий лета 2019 года (в порядке посещения мест):
1.
Красноярск.
2.
Иркутск.
3.
Иркутск деревянный.
4.
Крестовоздвиженская церковь в Иркутске.
5.
Хужир.
6.
На ретро-поезде по Кругобайкальской ЖД.
7.
Слюдянка.
8.
Тамчинский дацан.
9.
Участок ВСЖД Гусиное Озеро - Убукун.
10.
Улан-Удэ деревянный.
11.
Улан-Удэ центральный.
12.
Иволгинский дацан.