"Воробьёвы горы" Сокольнической линии Московского метрополитена. На мой взгляд одна из интереснейших станций московского метрополитена. Первоначально станция располагалась на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста (сооруженного в 1958 году), в то время как по его верхнему ярусу осуществлялось автомобильное движение. Посмотрим, как это выглядело в 2013 году на обновленных фотографиях.
1. Станция метро "Ленинские горы" (до 12 мая 1999 года "Ленинские горы") была открыта 12 января 1959 года в составе участка Сокольнической линии "
Спортивная" - "
Университет". Для удешевления строительства использовался уникальный проект проложения линии метрополитена по метромосту, вместо предлагаемого ранее плана тоннеля под Москвой-рекой.
2. Слева и справа расположены пешеходные дорожки для перехода через Москва-реку.
3. По причине спешки со сдачей моста в эксплуатацию к Международному Фестивалю Молодежи не были соблюдены до конца нормы строительства. Стремление минимизировать затраты стало причиной замены металлических опор на железобетонные, привело к ряду ошибок при закладке арматуры в каркас сооружения, а также вынудило строителей применить соль в целях ускорения бетонирования. Дело в том, что соль понижает температуру замерзания воды, что было важно, так как работы велись в зимнее время. Однако это способствовало интенсивной коррозии элементов арматуры.
4. Весной же, когда таял снег, из-за плохой гидроизоляции станцию постоянно затапливало. 8 июля 1959 года в Москве прошёл сильнейший ливень, едва не парализовавший работу всей линии: вода, смешанная с грязью, проникала прямо в поезда. Затем начал обрушаться потолок. Дело дошло до того, что в июне 1960 года с высоты 4 метров упали дюралевые листы карниза. Тогда никто не пострадал. Впоследствии стали появляться продольные трещины в бетонных перекрытиях, что и привело к окончательному закрытию моста на реконструкцию. Для пассажиров станция закрылась 20 октября 1983 года, с 1986 года движение поездов осуществлялось по обходным мостам.
1975 год Фото с сайта oldmos.ru
5. Дополнение от
estrella_de_sur:
"Из-за конструктивных ошибок при проектировании и строительстве моста вся конструкция, платформа и пути, представляли собой единое целое, что в процессе эксплуатации из-за постоянных разгонов торможений поездов оказывало сильные динамические воздействия на конструкцию. Знаменитая соль - это второстепенный фактор, выполнявший роль катализатора разрушения от динамических нагрузок. Уже в конце 1960-х подобный тип конструкции был признан ошибочным и новые подобные объекты строились с отдельными мостовыми пролётами на собственных опорах для движущихся поездов и для конструкций станции (например, "Пионерская" в Волгограде или Бутовские станции в Москве). Точно также была построена новая станция "Воробьёвы горы" - пролёты для поездов держатся на своих опорах и динамические нагрузки не передаются на конструкцию станции и основного моста. Обратите внимание, на старых фотографиях видно, что опор под путями нет! В ходе нового строительства ширина платформы увеличилась на 2-3 м."
6. Повторно станция открылась 14 декабря 2002 года. По сути, она была полностью построена заново. Ширина станции была увеличена на 3 метра, при этом платформенную часть станции было решено оставить на старых опорах.
7. Южный вестибюль станции
8. Станция имеет два вестибюля. Из северного вестибюля (оборудованного эскалатором) можно выйти на Лужнецкую набережную и олимпийскому спортивному комплексу «Лужники». Из южного вестибюля можно выйти на Воробьёвскую набережную (через нижний зал) и к природному заказнику "Воробьёвы горы" (через верхний зал).
Кассовый зал северного вестибюля станции.
9. Автоматы с прессой.
10. Эскалаторы северного вестибюля станции.
11. Оформление станции выполнено в современном стиле. Опоры моста, проходящие через зал, а также стены подходных коридоров облицованы белым и зелёным мрамором. Пол выложен серым гранитом.
12.
13. Данная станция является одной из двух выставочных площадок метрополитена (наряду с галереей «Метро» на станции
"Выставочная").
14. Путевые стены сделаны прозрачными, стекла вставлены в алюминиевый каркас. С них открывается вид на Москву-реку, Воробьёвы горы, Большую Спортивную Арену Лужников и здание Академии наук. Станция является самой длинной (280 метров) в московском метрополитене.
15. Станция является "опасной" станцией, так как на путях нет лотка. Это конечно не так, но бытует такое мнение, что лоток спасает жизнь.
16.
17.
18.
19. Неподалёку от станции в природном заказнике "Воробьёвы горы" находится ранее работавшая в 1959-1983 гг. эскалаторная галерея, которая выполняла функцию доставки пассажиров из метро и парка на улицу Косыгина и обратно. Галерея была сооружена по типовому проекту одновременно со станцией. Она была оборудована трёхленточным эскалатором и имела два вестибюля - верхний (на ул. Косыгина) и нижний (в парке)
Кадр из Фильма "Подсолнухи" Оператор Джузеппе Ротунно Фото из oldmos.ru
20. После реконструкции станции из-за проблем с техническим расчётом и отсутствием финансирования галерея не была восстановлена. Сейчас на станцию и на улицу Косыгина можно попасть лишь пешком через лесопарк, поднявшись по обходным тропинкам или воспользоваться платной канатной дорогой, которая находится далеко от станции. Так она выглядит сейчас, но про это отдельный пост
ЗДЕСЬ.
Очень жаль, что эскалаторная галерея не была восстановлена. Много раз приходилось ей пользоваться, когда в детстве занимался в Дворце пионеров. Официальная причина закрытия - оползни. Но ни на стенах галереи ни на основании нет ни одной трещины. Это видно на фото. Банально все уперлось в деньги.
Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "
Университет"
Все отснятые станции Московского метрополитена в проекте "
Московское метро за 365 дней"
Всё самое оперативное можно смотреть у меня в
Facebook,
VKontakte и
Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.
Понравился журнал?