Неожиданный попутчик на «Рио-Пекос»

Oct 25, 2018 10:14


Читать с самого начала:  По следам Виннету в Хорватии - 2018
Предыдущая страница 7: В поисках золота форта Доусон

Конечно же, в последний юбилейный фестиваль «По следам Виннету - 2018» мы не могли вновь не отправиться в речной круиз по извилистой «Рио-Пекос» - хорватской Зрмани. Киношники облюбовали ее еще в 1963 году, когда на широком плато «Парижевичева главица» / Pariževićeva glavica «поселили» апачей в пуэбло над высоким каньоном, в котором проходил свое опасное испытание Олд Шеттерхэнд / Лекс Баркер, будущий белый брат Виннету / Пьер Брис. Однажды во время фестиваля - 2013 нам уже случалось плавать по изумрудной глади Зрмани совместно с нашими дорогими гостями: актером Деметером Битенцем, каскадерами Стьепаном Хрговичем, Звонимиром Кузмичем, Лукой Кнежевичем и актрисой Горданой Цейтц-Чеко. Деметер и Лука с того момента и до конца своей жизни стали нам очень дорогими друзьями, с которыми мы всегда держали связь. А с Горданой мы общаемся постоянно, благо такая возможность сегодня имеется. Да ниспошлет Великий Маниту крепкого здоровья и долгих лет земного пути всем участникам съемочной группы, с кем мы имели счастливый случай познакомиться и даже подружиться, и всем тем, кого мы лично не знали. Ушедшим - вечная благодарная память...



Съемочная группа на Зрмани (фото из открытых интернет-источников)

Рано утром на пристани Стариград-Пакленицы, куда меня и мою московскую спутницу Елену на своем джипе с комфортом доставил хозяин отеля «Райна» Марин Марасович / Marin Majo Marasović, уже ждали капитаны трех катеров. И мы сразу же разглядели старого знакомого Желько в компании довольно милой спутницы - их белоснежное судно с надписью «Excursions» было пришвартовано первым. Встреча оказалась бурной и радостной, после чего мы взошли на борт и заняли удобные для обзора места. Погода стояла чудесная: чистое голубое небо, легкий бриз, спокойное море, берег в утренней сиреневой дымке… Это предвещало незабываемое путешествие с красивейшими видами плюс бесценные неспешные часы общения с ребятами, и все эти удовольствия - благодаря нашим литературным и киногероям, по следам коих мы следовали. Спасибо, Виннету.



На пристани возле нашего катера



Морской круиз

За бортом проплывала длинная полоса берега, обрамленная горами Велебит с двумя глубокими разломами - ущельями Малая и Большая Пакленица / Velika Paklenica. На побережье по левому борту оставались позади Стариград, средневековая башня Вечка / Večka kula на вытянутом в море мысе и поселок Селине, а справа открывалась красивая перспектива на маленький городок Виньерац / Vinjerac с красными маяками в узкой бухте. Когда мы пересекли арочный Масленицкий мост, открылся вид на Масленицу, где мы в 2015 году вместе с Горданой Цейтц-Чеко купались в море и ели в кафе мороженое…



Капитан Желько / Željko Galić



Наша часть команды на борту «Excursions»



Рок-поп-музыкант из Австрии Франц Рюмелин

Под бодрую солнечную хорватскую музыку, которую Желько включил для особой атмосферы и чувствования местного колорита, мы рассредоточились по палубе, получая максимум удовольствия. Пока мы неспешно плыли по Адриатике, имели прекрасную возможность загорать, дремать, предаваться мечтам и раздумьям, общаться друг с другом, фотографироваться… Но как только достигли входа в каньон реки Зрманя / Zrmanja, все как-то сразу оживились, перебрались в носовую часть судна и пристально стали всматриваться в отвесные скалы. Ведь мы достигли, наконец, устья «Рио-Пекос».



Приятные минуты общения под легкий бриз



Блаженство…



«В путь - так вместе!»

Надо уточнить, что настоящая река Пекос является притоком Рио-Гранде, тоже не раз упоминаемой на страницах романов Карла Мая. Растянувшись на 1490 км, Пекос протекает по территории штатов Нью-Мексико и Техас, а ее исток рождается в горных ущельях Сангре-де-Кристо. «Дикая и живописная река» - такой многоговорящий статус получил участок ее верхнего течения, средняя же часть русла Пекоса протекает по также знакомому нам по «майским» романам северо-американскому плоскогорью Льяно-Эстакадо. Известно, что немецкий писатель, раннее не бывавший на родине индейцев, о которых он так подробно рассказывал в своих произведениях, черпал свои познания в документальных свидетельствах путешественников, разбавляя описания богатой фантазией. Вот как в романе «Виннету» он описывает момент, когда раненный Шеттерхэнд оказался в плену у апачей в их индейской деревне:

«Итак, моя «тюрьма» располагалась на Рио-Пекос. Скорее всего, даже не на ней, а в одной из узких долин какого-нибудь ее притока. Через дверной проем комнаты я хорошо видел отвесную скалу, расположенную довольно близко. Поэтому я сделал вывод, что пуэбло построено не у самой реки, а у ее притока, ибо сам Пекос должен быть гораздо шире» (здесь и далее перевод романа «Виннету» Михаила Курушина).



Сверка с «первоисточником»



Елена демонстрирует раскадровки из фильмов о Виннету



Место с фотографии «вживую»

Хорватская Зрманя в двадцать раз короче своего американского прототипа, ее длина составляет всего 69 км. Свое начало река берет близ деревни Зрманя-Врело, что в двух десятках километров к северо-западу от Книна / Knin; впадает, как уже было сказано выше, в залив Адриатического моря - Новиградское море. Небольшой городок Обровац / Obrovac в 12-ти километрах от устья является единственным населенным пунктом на ее берегах. Это карстовая река, змеей вьющаяся в глубоком каньоне, морщинистые стены которого уходят ввысь до 200 метров. Несмотря на спокойное течение, русло Зрмани преодолевает многочисленные пороги и образует небольшие завораживающие вид водопады, но мы их не достигнем, потому что целью сегодняшнего путешествия являются знаковые места съемок двух вестернов «Виннету - сын Инчу-Чуна» (1963) и «Виннету III» (1965).



В каньоне «Рио-Пекос» - хорватской Зрмани



По знаковым местам экранизаций Карла Мая

О плато «Парижевичева главица», где Виннету и Шеттерхэнд прошли обряд кровного братства, уже много рассказано. На нем стояло каменное пирамидальное пуэбло апачей, декорации которого для этих двух фильмов с учетом описаний Карла Мая разрабатывал художник-постановщик Владимир Тадей. Сам же он посетил плато в 2012 году в рамках юбилейного фестиваля «По следам Виннету», посвященного вестерну «Сокровище Серебряного озера» (1962). Тогда же над рекой Зрманя произошла удивительная и незабываемая встреча с самим хозяином пуэбло: Виннету - Пьером Брисом. Это одно из его самых любимых мест. Снизу, из ущелья Зрмани, по «ключевым» камням хорошо видно расположение площадки у подножия Велебита, сегодня называемой «Плато Пуэбло», с возвышающейся над ней скальной вершиной Тулова гряда / Tulove grede. Так что «отвесная скала» из романа в каком-то роде присутствует. Это место мы отметили в первую очередь, проплывая по каньону Зрмани.

«Пуэбло - это своего рода крепость из камня. Обычно их строят в глубоких горных расщелинах, вознося несколько этажей, причем каждый из последующих сдвинут назад и образует террасу, основанием которой служит крыша предыдущего этажа. В целом постройка представляет собой многоэтажную пирамиду, ступени которой все глубже врезаются в горную расщелину. Первый этаж более других выступает вперед, он самый широкий и служит опорой для остальных, сужающихся кверху этажей. Этажи не соединяются внутренними лестницами, как в европейских домах, на них поднимаются по лестницам, приставленным снаружи. При появлении противника лестницы убирают, и пуэбло становится неприступной крепостью».



Во время съемок фильма «Виннету - сын Инчу-Чуна» на Зрмани

Еще одна легендарная точка в каньоне Зрмани - это место поединка Олд Шеттерхэнда и вождя апачей Инчу-Чуны. Киноверсия немного отличается от литературной, но в главной сути выдержана достоверно. Время не тронуло вековые скалы, пронзающие своими вершинами голубое небо, поэтому мы имели возможность лицезреть их сегодня такими, какими они предстали более полувека назад на экране. А как в романе?

«Пекос - довольно мелководная река, особенно летом и осенью, но в ней есть и глубокие места даже в самое жаркое время года. Ее берега в окрестностях поросли обильной растительностью, имеются богатые пастбища, привлекающие индейцев. Мы вышли как раз к такому месту на берегу Пекоса. По обе стороны речной долины возвышался лес, а перед ним тянулись зеленые полосы лугов. Прямо перед нами, по обеим сторонам реки, лес расступался, а в месте слияния ущелья и долины у самой воды простиралась песчаная полоса, шириною приблизительно в пятьсот шагов. Точно такая же полоса виднелась и на противоположном берегу, так что получалась как бы светлая черта, наискось пересекавшая зеленую долину Рио-Пекос».



Кадры из фильмов «Виннету - сын Инчу-Чуна» и «Виннету III»



Хорватские пейзажи американской реки Пекос

Берега Зрмани, действительно, все больше и больше зарастают осокой, сквозь прозрачную воду видны песчаные полосы, что говорит о мелководье, опасном для прогулочных катеров, то и дело снующих с туристами по извилистой реке. Поэтому по всему руслу до первого порога за Обровацем расставлены столбики - указатели глубины. Лес на берегах отсутствует, но когда скалы каньона расступаются, взору открываются широкие долины. В принципе, берега в глубоком ущелье - тоже понятие относительное. Скалы сразу же уходят под воду, образуя узкие каменистые насыпи. Что касается фауны, иногда в реку из моря заплывают дельфины, но в этот раз мы их не увидели. На съемках фильма «Виннету III» это сыграло с Владимиром Тадеем злую шутку: он сломал ребро, упав с плота в воду, когда кто-то из товарищей, завидев спину дельфина, пошутил: «Акула!» Напомню, что на Зрмани ставился эпизод, в котором бандиты (одного из них играл наш Лука Кнежевич) пытаются напасть на деревню апачей с реки на плотах. Конечно же, все свои средства передвижения они потеряли в огне, ведь индейская земля богата нефтью, и апачи нашли способ, как ее использовать себе во благо.



Во время съемок фильма «Виннету - сын Инчу-Чуна» (фото из открытых интернет-источников)

Капитан Желько заглушил мотор, и мы пассивно дрейфовали по течению. По левому борту в воду вонзался острый мыс, над которым скала дала широкую крестообразную трещину. Здесь, у священного тотема, и состоялся поединок Инчу-Чуны и Олд Шеттерхэнда, закончившийся абсолютной победой справедливости. С помощью Великого Маниту Шеттерхэнду удалось доказать свою невиновность в убийстве Белого Учителя апачей Клеки-Петры и освободить своих друзей.

«На этой песчаной косе не было видно никакой растительности, за исключением громадного кедра (в фильме - тотема, прим. автора), возвышавшегося на другом берегу. Это дерево стояло на значительном расстоянии от воды и, согласно решению Инчу-Чуны, должно было сыграть главную роль в событиях рокового дня».



Кристофер Баркер и Йоахим Вацлавик (фото: © Petra Skorjanec)

С левой полоски берега, где по сценарию Шеттерхэнд вызывал воинственного вождя на контактный поединок, в нашем направлении отчалили два каноэ. Сюрприз был абсолютным: через считанные минуты в шортах и желтом спасательном жилете на борт нашего судна поднялся… Кристофер Баркер в сопровождении напарника по каноэ и менеджера Мари Версини Йоахима Вацлавика / Joachim Watzlawik! За ними на втором каноэ подплыла самая смелая киноиндеанка Гордана Цейтц-Чеко. Организатор фестиваля Сандро Флорит снова настоятельно попросил нас не устраивать стихийной фотосессии с прибывшей звездой, давая Кристоферу возможность просто насладиться путешествием по местам, связанным с ролью его отца, Лекса Баркера, и живым общением с попутчиками. Таким образом, вдохновленный пейзажами каньона, Кристофер оказался на палубе рядом с нами и, услышав от кого-то из ребят, что здесь присутствуют русские гости, сразу же обратился ко мне с вопросом: смотрели ли мы тоже фильмы о Виннету? Сколько из них демонстрировались в Москве? А с Гойко Митичем? Меня поначалу удивил вопрос о Гойко, но потом выяснилось, что в спектаклях на открытой сцене в Бад-Зегеберге в начале 90-х годов недавно ушедшего века Гойко и Кристофер играли роли Виннету и Олд Шеттерхэнда в инсценировке «Нефтяной принц». Так что они давно друг друга знают.



Неожиданный попутчик Кристофер Баркер (фото: © Dinko Denona)



Самая смелая киноиндеанка Гордана Цейтц-Чеко (фото: © Dinko Denona)
Вот так слово за слово путешествие по «Рио-Пекос» возобновилось, и мы пришли в конечную точку речного круиза - город Обровац, где прямо на пристани нас ожидал второй сюрприз: 79-летний хорватский статист Мирко Иванкович / Mirko Ivanković (род. 01.03.1939 г.в Бухово). Самый памятный его образ - это строитель железной дороги в Росвелле, размахивающий ружьем и кричащий с крыши: «Индейцы приближаются! Апачи!» Он участвовал в четырех «майевках»: «Сокровище Серебряного озера» (1962), «Виннету - сын Инчу-Чуна» (1963), «Виннету II» (1964) и «Виннету III» (1965). Сандро представил всем нового гостя, который скромно улыбался, обводя взглядом собравшуюся вокруг него группу. А затем пешим ходом мы выдвинулись дальше, к автобусам, поджидавшим нас в назначенном месте, чтобы продолжить путь к следующей излучине Зрмани, «киношной» реке Колорадо.



Сандро Флорит и Мирко Иванкович



Мирко Иванкович


Кадры из фильмов с Мирко Иванковичем



Мирко Иванкович в фильме «Виннету - сын Инчу-Чуна»

Американская река Колорадо (2334 км), рожденная в Скалистых горах, которые не раз прославлял Карл Май в своих романах, как и Зрманя, отличается глубокими ущельями. Ее плодородную дельту вдоль притоков изначально заселяли многие индейские племена: апачи, юта, мохаве, навахо и другие. Но участившиеся вооруженные столкновения с переселенцами и военными вынуждали коренных индейцев покидать свои деревни и насильно уходить в предоставленные им резервации, ничего общего не имевшие с теми богатыми и свободными землями, на которых они проживали ранее. Неслучайно в наше время на этих обширных красивейших территориях созданы одиннадцать Национальных парков, в том числе знаменитый Гранд-Каньон.



В городе Обровац



Обровац на реке Зрманя (фото: © Елена Семашко)



Второе плато Зрмани



«Колорадо»

Согласно повествованию последней юбилейной «майевки» «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти» (1968) на каменистом плато над каньоном, в котором протекает Колорадо, Шеттерхэнд и его спутница Мэйбл Кингсли, разыскивающая своего отца, майора американской армии, сделали короткий привал за чашечкой кофе. Правильнее было бы сказать - за железной кружкой кофе, поскольку это часть обязательной походной экипировки любого вестмена. Но милую беседу «напарников» внезапно прервали солдаты, идущие по их следу, чтобы в дальнейшем сопровождать и охранять от опасности.



Участники фестиваля «По следам Виннету»



Место съемок фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти»



Место съемок фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти»



Хорватский актер Эмир Муллер и Dzhotti с Мирко Иванковичем на плато «Колорадо»

Продолжая гастрономическую тему «завтрака на траве» Шеттерхэнда и Мейбл, можно провести параллель с самим Лексом Баркером, который был довольно общительным человеком и любил веселые компании. Однажды в таверне «Ферал» / Konoba Feral близ Сплита Лекс заказал ужин и к нему попросил подать медовую дыню с пршутом. Хозяин удивился и замешкался, так как речь шла о копченом на углях далматинском свином окороке в неслыханном сочетании с дыней, и удалился, осеняя себя крестным знамением. Он даже отказался взять с Лекса плату, с отвращением наблюдая за тем, с каким удовольствием тот поглощал содержимое. Оказывается, мякоть медовой дыни гасит интенсивность пршута, образуя превосходный дуэт. Но Лекс все же уговорил хозяина попробовать. Говорят, что и по сей день таверна «Ферал» предлагает в качестве фирменного блюда пршут с медовой дыней.



Кадры из фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти»



Отец и сын: Кристофер и Лекс



Актер и певец Кристофер Баркер
После короткого экскурса по второму плато Зрмани над каньоном нас ждала большая фотосессия с сыном Лекса - Кристофером Баркером в том самом месте, где развивались кино-события полувековой давности. А для достоверности каждому из нас организаторы фестиваля «По следам Виннету» подарили сувенирные железные кружки с портретом Олд Шеттерхэнда - точной копией его легендарного образа. Кружки «прибыли» домой к Сандро еще в январе и почти полгода дожидались своего звездного часа.



«Та самая» кружка и свидетельство «из прошлого»



Фотосессия с Кристофером Баркером



Команда организаторов (Сандро, Йоле, Марин и Сабрина) с Кристофером Баркером (фото: © Dinko Denona)

Затем официальный фотограф фестиваля Динко собрал всех нас вместе, чтобы сделать общий кадр с видом на «Колорадо». Но время и прогресс внесли свои коррективы в знаменитый по фильму пейзаж: плато теперь утыкано вышками линий электропередач, и Динко нашел удобную точку съемки, только вскарабкавшись на опору. К счастью, дикий ландшафт реки в этой излучине пока остался нетронутым.



Динко Денона руководит съемочным процессом



Общий кадр на память (фото: © Dinko Denona)

Следующая страница 9: Последнее пристанище майора Кингсли

Дополнительно:
По следам Виннету-2012
По следам Виннету-2013
По следам Виннету-2014
По следам Виннету-2015
По следам Виннету-2016
По следам Виннету-2017 (Стариград-Пакленица)
По следам Виннету-2017 (Биоград-на-Мору)
Хорватия с Виннету и без

ЕВРОВЕСТЕРН С ЗАПАДА И ВОСТОКА - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ - www.winnetou.ru

P.S: При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна.

tragovima winnetoua, Рио-Пекос, hrvatska, kroatien, croatia auf den spuren von winnetou, rio pecos, pueblo-plateau, kanjon rijeke zrmanje, пуэбло плато, flusse zrmanja, zrmanja, Хорватия, Зрманья, По следам Виннету

Previous post Next post
Up