Последнее пристанище майора Кингсли

Nov 04, 2018 20:02


Читать с самого начала:  По следам Виннету в Хорватии - 2018
Предыдущая страница 8: Неожиданный попутчик на «Рио-Пекос»

В небольшой деревушке Драге / Drage в Крушево / Kruševo (административно находится в городе Обровац) располагается уютная усадьба «Мичанови Двори» / Mićanovi Dvori с великолепным видом на горную цепь Велебит и реку Зрманя. Первая письменная информация о Крушево датируется 1709 годом, тогда в деревне проживало всего 659 человек. Отправились мы туда неслучайно: все наши «достопримечательности» сегодняшнего дня крутятся вокруг каньона «Рио-Пекос», и перед последней вылазкой мы не могли не заглянуть на еще один склон, чтобы полакомиться деликатесами местной кухни. «Мичанови Двори» принадлежит семье, которая после войны восстановила свой старый дом в традиционном стиле и начала приглашать людей в гости насладиться чарующими окрестностями. Это хозяйство, приютившееся на самом краю деревни, хранит дух старины северо-далматинского региона Буковица / Bukovica (область между городами Бенковац, Обровац и Книн) не только в ландшафтной архитектуре, но передает его и через блюда давно ушедшего времени, как у бабушек, которые их когда-то готовили.



Усадьба «Мичанови Двори» на склонах Оброваца





Первое, что бросилось нам в глаза, - открытый манеж со следами от подков на песке. И, конечно же, все потянулись к конюшне, где можно было погладить милых гнедых лошадок, кивавших нам головами и издававших приветственное фырканье. Дружелюбный рыжий пес лежал поодаль в тени декоративного колодца и томно наблюдал за новыми забавными пришельцами, которые восторгались ранчо, как будто лошадей никогда вживую не видели. Наконец, мы достигли главных ворот усадьбы с идеально вымощенными каменными дорожками и аккуратно стрижеными газонами в саду. Пышные кусты цветущих алых, бордовых и чайных роз поразили неимоверно. На фоне светлых стен построек с черепичными крышами, пропитанных солнечным светом, яркие ароматные оазисы роз привносили в пейзаж неописуемую гармонию. Это за гранью любых слов. Густые лианы девичьего винограда избирательно обвивали фасады, сквозь пирамидальные кроны деревьев белели гроздья мелких цветочных лепестков.







Налюбовавшись этой красотой, через увитую зеленью арку мы попали в райские кущи, на открытую террасу под деревянным навесом, где ровными рядами стояли массивные лавки за длинными столами с клетчатыми скатертями. А дальше мы наслаждались избранными блюдами хорватской кухни, приготовленными традиционным способом с видом на природную идиллию. Не нужно было торопиться с трапезой, потому что - удивительно! - мы никуда не опаздывали, время текло легко и размеренно и его еще хватило на то, чтобы исследовать усадьбу поподробнее.





На открытой террасе



Хозяйство «Мичанови Двори» - это не только таверна на 120 посадочных мест с баром и музыкой, где можно со вкусом пообедать, но и мобильные дома, в которых, как обещают гостеприимные хозяева, есть все удобства для комфортного отдыха: гостиная с кондиционером и спутниковым телевидением, спальни, кухня с холодильником, плитой и кофеваркой, ванные комнаты, бесплатный Wi-Fi и бесплатная парковка во дворе.



Директор кемпинга «Алан» Йоле, рок-поп-музыкант Франц, event-менеджер Звонимир и фотограф Круно в усадьбе «Мичанови Двори»



За душевной беседой



Швейцарцы Дорис и Ханс приехали всей семьей

Поскольку деревенское поместье находится в зеленой и отчасти дикой местности, вдали от шума цивилизации, оно отлично подходит для медитативных пеших походов, плавания на каноэ и рафтинга по реке Зрманя с предоставлением в прокат необходимого снаряжения. Тем более что до каньона всего каких-то 4,5 км. Гости могут также покататься на велосипеде, лошадях, сыграть в пейнтбол и даже, как индейцы, пострелять из лука. Может быть, кому-нибудь из нас и выпадет однажды воспользоваться этими благами, но не сегодня: нам нужно двигаться в путь, чтобы исследовать последнее в этом путешествии место в 7,5 км от «Мичанови Двори», также расположенное на южном берегу Зрмани - Отишина Юрице / Otišina Jurice.



План усадьбы «Мичанови Двори»



«Победа, большая победа! Розы, алые...» (последние слова Карла Мая)

Оно использовалось для съемок только один раз в фильме «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти» (1968): именно здесь находилась каменная индейская гробница майора Кингсли, убитого бандитами, которую соорудил Виннету и водрузил над ней христианский крест из перевязанных веревкой ветвей дерева. Прослеживается явная параллель с последней главой трилогии Карла Мая «Виннету», суть которой в том, что впитывая уроки Белого Учителя Клеки Петры и своего брата Шеттерхэнда и постоянно соприкасаясь с разными гранями культуры и верований бледнолицых, погибающий вождь апачей произнес: «Виннету стал христианином». А переселенцы, которых ценой своей жизни спасал Виннету, в это время исполняли по его просьбе божественную «Ave Maria».



Отишина Юрице / Otišina Jurice



Вид на горную цепь Велебит (фото © Елены Семашко)

Под впечатлением от своего путешествия на американский Дикий Запад Карл Май в 1909 году приступил к написанию заключительного романа серии «Наследники Виннету», который сильно отличается от его предыдущих книг религиозностью и мифологизмом. Автор довольно широко развернул в нем христианские идеи, передав их как духовное завещание Виннету. Более тридцати лет спустя после гибели Великого Вождя апачей Старина Шеттерхэнд попадает в тайную цветочную часовню: восьмиугольный зал с правильным четырехметровым крестом из вьющихся стеблей абрикосовой лианы с белыми цветками на фоне пунцовых в виде звезд лепестков страстоцвета. Виннету вырастил ее как знак веры своего кровного брата, и Карл Май вложил в это описание много христианской символики.

«Наш Добрый Маниту во много раз величественнее, чем думали раньше красные люди. Они полагали, что он лишь их Бог, а не Бог всех живущих людей. Если бы это было так, как бы он был мал, ничтожно мал! Бог малочисленных бедных индейцев, которые разбиты, сломлены и раздавлены бледнолицыми! Как силен должен был быть Бог бледнолицых! И как велико должно было быть желание, чтобы Бог белых занял место обессиленного Маниту индейцев! И это желание исполнилось прежде, чем мы почувствовали и приняли его. Смотрите сюда, на крест! Он цветет, чтобы спасти нас! Он забирает у нас Маниту, чтобы дать нам Маниту! Он говорит нам, что есть только один Единственный, Всесильный, Всемудрый, Всезнающий и что мы лишаемся его всесилия и вселюбия, желая Бога только для нас одних, самой несчастной из наций и худшей из рас!
Крест покоится на земле, но стремится ввысь, к Богу, - таково его предназначение. Но он еще и распахивает руки, чтобы обнять каждого и весь мир. Никто из нас этого раньше не знал. И только Олд Шеттерхэнд принес нам знание. А мы не приняли его. Только один-единственный воспринял благую весть - Виннету!» (Карл Май «Наследники Виннету», перевод Михаила Курушина).



На месте съемок фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти»



Кадры из фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти»



Место съемки могилы Кингсли (координаты 44.201970, 15.636710) долгое время оставалось для почитателей «майевок» неизвестным. Ее местоположение было найдено только в 2008 году, поскольку эта область близ Крушево после Балканской войны 1991-95 годов считалась небезопасной: минные поля. За исключением буйно разросшихся сегодня кустов можжевельника панорама осталась прежней. Ее мы можем видеть в динамике и в начале фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти» со вступительными титрами.



Начальные кадры фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти»



Здесь были декорации могилы майора Кингсли

Итак, Виннету, Шеттерхэнд, Мейбл и лейтенант Каммингс в сопровождении озагов прибывают к могиле майора Кингсли, отца Мейбл. Виннету достает из-под камня его погоны - документальное свидетельство того, что Кингсли действительно здесь захоронен, а не сбежал в Мексику, как предполагал судья. Теперь его имя и честь реабилитированы. Но бандиты, идущие по следу поисковой экспедиции, захватывают Мейбл в заложники, требуя вождя привести их к золоту, которое Кингсли успел надежно спрятать в Долине Смерти - ущелье Большая Пакленица. И друзьям ничего не остается, как выполнять их приказания, приведшие к ожидаемому финалу: каждому воздается по делам его.



Мейбл Кингсли у могилы отца



Место съемок



Кадр из фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти»

Роль Мейбл, отважной дочери майора Кингсли, исполняла немецкая актриса Карин Дор / Karin Dor (настоящее имя - Кэтероуз Дерр / Kätherose Derr, род. 22.02.1938 в Висбадене), на тот момент еще супруга культового режиссера Харальда Райнля. Он же дал ей самую первую роль (Rosen-Resli, 1954). В экранизациях Карла Мая она играла трижды: до этого были «Сокровище Серебряного озера» (роль Эллен Патерсон, 1962) и «Виннету II» (Рибанна, дочь вождя ассинибойнов, 1964. Согласно повествованию Карла Мая, единственная возлюбленная Виннету погибла, но Харальд Райнль не мог этого допустить). Ее яркие образы для всех поклонников «майевок» навсегда останутся незабываемыми. Актриса всемирно известна и как единственная немецкая девушка «Агента 007» в пятом эпизоде «бондианы» «Живешь только дважды» (1967) с Шоном Коннери. У Альфреда Хичкока Карин Дор сыграла Хуаниту де Кордова в шпионском триллере «Топаз» (1969) по роману Леона Уриса.



Карин Дор в фильмах «Виннету II» (1964) и «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти» (1968)

Новиградское море, в которое впадает река Зрманя, соединяется проливом с Каринским морем, и примерно в 14-ти километрах от вышеописанной усадьбы «Мичанови двори» (в 17-ти км от города Обровац) там лежит интересное место - поселение Карин / Donji Karin. Наш event-менеджер Звонимир рассказал, что Отишина Юрице - это часть Карин так же, как, например, деревня «Марасовичи» часть Стариград-Пакленицы. Однажды, когда художник-постановщик Владимир Тадей, оператор Эрнст В. Калинке, руководитель производства Эрвин Гитт и режиссер Харальд Райнль подыскивали места для съемок вдоль скального массива Велебит, проезжая мимо городка Обровац, они остановились в одной чудесной морской бухте. Великолепный вид простирался от кипарисового леса до окрестных гор. Все бы ничего, не прочитай Райнль вывеску с названием населенного пункта - КАРИН. «Так же зовут мою супругу!» - удивленно и радостно воскликнул режиссер. Неисправимый любитель острых шуток Владимир Тадей «нашелся» и в этот раз: «Это мы знаем, господин Доктор, поэтому мы, перед тем, как Вас пригласить, и в честь Вашей прекрасной супруги это живописное местечко так и назвали. Вы же видите, что мы, хорватские участники съемок, готовы сражаться за нее, как львы». Немецкая часть киногруппы пришла в восторг, и в дальнейшем так все и думали, что хорваты этот населенный пункт действительно окрестили в честь супруги режиссера.



Плато заросло можжевельником



Место съемок

В 1994 году Карин Дор вручили известную и старейшую награду «Scharlih», связанную с именем Карла Мая: Виннету так выговаривал настоящее имя своего брата по крови Шеттерхэнда, произнося «Чарлих» вместо «Карл». А двумя годами ранее премией «Scharlih» наградили Лекса Баркера (посмертно), передав награду его сыну Кристоферу. В ряду награжденных была и Мари Версини - очаровательная Ншо-Чи (1993), и Дуня Райтер (2007), и сегодня 91-летний композитор Мартин Бётхер (1994), актеры Рик Батталья (1995), Эдди Арент (1997) и Пьер Брис (1999), кинопродюсеры Артур Браунер (1996), который недавно отметил свой вековой юбилей, и Хорст Вендландт (1998)… И это еще не все, кто работал над «майскими» экранизациями. «Иных уж нет, а те далече…» Остается с горечью добавить, что в 2016 году Карин Дор в результате падения на улице получила черепно-мозговую травму и уже не смогла оправиться. 6 ноября 2017 года 79-летняя актриса ушла в небесные чертоги в мюнхенском доме престарелых, где провела последние дни своей жизни. Вечная память. А мы бы так хотели видеть ее в качестве почетного гостя на Золотом Юбилее - 2018 в Хорватии, но уже не судьба…





(фото © Елены Семашко)

Итак, мы внимательно исследовали новую точку съемки Отишина Юрице - место, где Виннету возвел могильный курган майора Кингсли. Причудливой формы карстовая глыба монументально вросла в землю, именно перед ней располагались декорации каменной насыпи с крестом. Вокруг все заросло колючим можжевельником, густо поросшие зеленые кусты тянутся по равнине вплоть до каньона Зрмани. И четко угадывается на заднем плане вершина Туловой гряды, окутанная легкой голубой дымкой. Рядом по тропинке небольшой пруд, немного в отдалении на холме - россыпь валунов, где ожидали своего освобождения плененные бандитами лорд Кастлепул / Эдди Арент и Сэм Хокенс / Ральф Уолтер (26 ноября 2016 года ему исполнилось 90 лет). Индейцы из племени озагов не оставили в беде своих бледнолицых братьев, а их вождя Белое Перо играл тогда хорватский статист Шимун Ягаринец, уже дважды участвовавший с другими каскадерами в фестивалях «По следам Виннету».



Лорд Кастлепул и Сэм Хокенс



Отишина Юрице

Даже вечером казалось очень жарко - погода не на шутку раскочегарилась. Тем более что ни единого дерева не росло поблизости, ни единой тени, чтобы укрыться от палящего зноя. Учитывая, что «майевки» снимали в Хорватии исключительно летом, индейцам везло больше всех, поскольку они входили в кадр с обнаженным торсом. Чего не скажешь об остальных героях, экипированных по всем правилам суровой «моды» Дикого Запада. Поэтому, продержавшись на солнцепеке порядка сорока минут, мы благополучно отбыли в Стариград-Пакленицу, наслаждаясь включенным кондиционером в автобусе. И еще раз созерцая из окон нещадно опаленные прошлогодним пожаром некогда изумрудные велебитские склоны.



Обгоревшие склоны Велебита

Следующая страница 10: Замыкая круг...

Дополнительно:
По следам Виннету-2012
По следам Виннету-2013
По следам Виннету-2014
По следам Виннету-2015
По следам Виннету-2016
По следам Виннету-2017 (Стариград-Пакленица)
По следам Виннету-2017 (Биоград-на-Мору)
Хорватия с Виннету и без

ЕВРОВЕСТЕРН С ЗАПАДА И ВОСТОКА - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ - www.winnetou.ru

P.S: При полной или частичной перепечатке материалов ссылка (гиперссылка) обязательна.

Мичанови двори, tragovima winnetoua, hrvatska, kroatien, kanjon rijeke zrmanje, winnetou, Отишина Юрице, croatia, Mićanovi Dvori, auf den spuren von winnetou, zrmanja, Хорватия, Otišina Jurice, Зрманья, По следам Виннету

Previous post Next post
Up