ДИАЛОГИ: Скульптура на любителей... часть первая

May 27, 2020 23:22


Всё началось с новости, что в Москве сняли одного Жукова верхом и поставили другого Жукова верхом. На красной площади. Конные статуи...



Было до 20 марта 2020





Стало после 20.03.2020.



Рокировка - хороший ракурс поймал фотограф!

В обсуждении темы выплыл пост из ЖЖ от  moyage311:                              « Пересадите маршала Жукова! Пожалуйста...» (https://moyage311.livejournal.com/44140.html)



moyage311

Дальше слово за слово, аргументом (картинками) по столу!...



dukass

dukass 21 марта 2020, 02:16:53

А что скажете об Александре III ?



moyage311 3 апреля 2020, 08:32:00

Мрак и ужас. Поэтому его и не приводила в качестве положительного примера. Как и конный памятник Петру Первому, который стоит перед Михайловским замком. Это еще один "комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот" (как прозвали памятник Александру 3)



dukass 3 апреля 2020, 18:16:58

А мне из всех приведенных конных скульптур работа Трубецкого самая выразительная.
Скульптору, возможно и случайно, удалось передать и суть человека и суть царствования. Не зря же он оставался на месте ещё 20 лет после 17-го года - абсолютная эмоциональная иллюстрация царизма.

moyage311 7 апреля 2020, 09:06:34

Как карикатура на царя и царизм - очень даже. И "для просто поржать" - тоже сгодится. Но как памятник исторической личности... ну не знаю. Это скорее из области курьёзов.

dukass 7 апреля 2020, 17:17:47

Дело вкусовых предпочтений в требовании к искусству. Мне конный Александр III видится самым ярким из всех приведенных вами примеров. Потому, что классические конные памятники это как правило не память живым людям, а символ явления. На подобии как портрет английской королевы на фунтах стерлингов. Или Ленин на советских рублях. Мы же не будем там искать черты раскрывающие характер.

Вот кстати подумал и не удержался:



Догадываюсь заранее что вы скажете :-)

moyage311 8 апреля 2020, 14:10:46

Кстати, я ведь не приводила в качестве примера памятник Александру III. Как и растреллиевский памятник Петру. Привела только те, которые, на мой взгляд, созвучны теме. А тема - образ героя, победителя. Александр, мешковато сидящий на тяжеловозе, героем никак не выглядит. Выношу его за скобки. Петр мог бы подойти, но он чересчур архаичен и в нем нет победного порыва. К тому же эта посадка по-древнеримски - без стремян (у "Медного всадника она так в глаза не бросается) смотрится... как-то не очень мужественно.
Ну а шемякинский Петр... Он вообще не в контексте. Не конный, не героический. Не из этой оперы. Но если говорить просто о произведении, то... памятник выглядит ужасно. И одновременно прекрасно. То есть вызывает гамму диаметрально противоположных чувств, как и сама историческая фигура Петра. Думаю, автор именно этого и добивался. Чтобы на Петра взглянули не в масштабе его деяний, а как на человека - странного, упёртого, властного, жестокого и... немного жалкого...
Может, когда-нибудь появится альтернативный памятник Жукову. Например, "Жуков и дети", "Жуков играет на аккордеоне", "...осматривает в бинокль Зееловские высоты". Это будут другие темы, другие задачи, другое воплощение. И линейка памятников для сравнения тоже будет другая.

dukass 8 апреля 2020, 16:06:04

Совершенно не имел намерения вас чем-то задевать.Я привёл случай  с "комодом-бегемотом-обормотом" как пример художественной выразительности образа.
Памятники соответствуют определённому устоявшемуся канону. "Срезанный" Жуков был канонический и несуразный. Его заменили каноническим и академическим, что безусловно пошло на пользу памятнику-символу. Если бы при этом получили в качестве бонуса индивидуальную художественную выразительность - имели бы "шедевр" (извините за затёртый эпитет).
Но сегодня лучше, чем было. Чем-то напоминает статую "царю-освободителю" в столице Болгарии.

ДЛЯ СПРАВКИ:



"...напоминает статую "царю-освободителю"..."

...В конце-концов есть фотографии скачущего маршала на Параде Победы. Есть кинохроника. Есть современные технологии. Делается 3D копия самого художественно удачного момента и отливаем памятник. "Остановись мгновенье" на века. И не надо ломать копья о художественных достоинствах скульптуры.  Всё же одно дело сделать правильный памятник-символ, а другое если он при всей правильности был бы эмоциональным.  Есть характерный пример - "Матери -Родины":





Первая несуразная, в том числе пропорциями, вторая - образец для подражания.

moyage311 8 апреля 2020, 17:31:37

Странно, что в моих ответах вы где-то усмотрели, что я задета. (Я единственное отметила, что памятник Александру не может быть примером героизации образа, а другие его достоинства и недостатки должны быть темой другой статьи) Мне кажется, мы очень даже похоже смотрим на вещи. Вот, например, к этим двум скульптурам-символам "хорошему и и плохому" я отношусь точно так же.
А вы-то сами как шемякинского Петра оцениваете?

dukass 8 апреля 2020, 17:56:57

Если не знать кто сидит на стуле, то чувствуешь неловкость, как будто инвалид свои увечья напоказ выставил а ты пялишься. Если знать что Пётр Великий, то смотреть интересно, настолько он выпадает из устоявшегося стереотипа.
Мне кажется, что в современной России монументальный образ Петра принял на себя роль памятников Ленина в СССР. В известной степени допущения. С таким же усреднением типажа в результате тиражирования. Впрочем это теперь чужой монастырь.
Относительно шемякинского образа: я смотрел фильм Парфёнова "Российская империя" (имеется цикл фильмов) и там эпизод со смертью императора так прокоментирован: пропорции бронзовой фигуры на стуле соответствуют реальному состоянию организма накануне кончины. Вроде бы для выноса тела пришлось ломать стену - не проходил гроб в дверной проём.

moyage311 8 апреля 2020, 19:09:40

Спасибо за наводку, надо будет посмотреть этот фильм. Я его как-то прозевала, хотя Парфёнова старалась не пропускать.
Пётр скульптурный мне нравиться гротескностью. А вдруг реальный Пётр такой и был - сплошной гротеск?

dukass 8 апреля 2020, 19:49:04

У Парфёнова познавательный цикл -  "Намедни", хуже (с моей точки зрения) но для общего развития - "Российская Империя".
-----------------------------------------------------------------
"А вдруг реальный Пётр такой и был - сплошной гротеск?"
Скорее всего не "вдруг", а "именно". Учитывая образ жизни.
А вдруг император Наполеон был маленьким, полненьким, лысоватым? И Ульянов был сьеден сифилисом? И Иосиф Виссарионович - сухорукий и рябой невзрачный человечек?
Памятники то ставятся явлению а не анатомически точной копии.
Хотел найти "кубических" Маркса и Энгельса - не вижу. Зато нашёл не хуже:



Надо понимать хан Аспарух - предводитель протоболгар!
Как вам в таком образе Будённый или Ворошилов :-) Церетели удавится от зависти!

moyage311 9 апреля 2020, 08:00:07

Про Петра, как явление, это скорее Фальконе и Растрелли. Шемякин, мне кажется, пытался показать именно Петра-человека.
Кубического Маркса я тоже не встречала, но есть его отдельно стоящая голова. Монументальная "расчлененка" понятна всем: Маркс был -уууу! - Голова! Явление!

ДЛЯ СПРАВКИ:



"...-уууу! - Голова! Явление!"

Изображать "лидеров наций" со всеми их телесными немощами и недостатками решаются не все, но иногда прорывается! Вот парадный (!) памятник Виттору Эммануилу Второму (г. Пиза), собирателю земель итальянских, народному любимцу:



Как вам такой Бармалей Бармалеевич? Не пощадил его автор - устроил ему соцреализм строгого режима.
Хан Аспарух великолепен. На мой взгляд (не Неизвестный ли автор?) Но родственники могли бы обидеться.
(Говорить о скульптуре и поминать Церетели!... Где скульптура и где Церетели!)

Еще, кстати, один памятник исторической личности вспомнила - князю Гедемину в Вильнюсе



Гедимина можно рассматривать только как явление (так же, как и хана) поскольку никто не знает, что он из себя представлял и как выглядел. Вот автор и пустился во все тяжкие - сотворил какое-то подобие самурая. Но что тут возразишь: современные литовцы лучше знают, как выглядели их древние предки.

dukass 9 апреля 2020, 14:23:08

Ничего более кубического не нашёл.



Возможно это и они, за давностью лет. Когда их (Маркса-Энгельса) увидел в каком то журнале о соцстране - сильно был обескуражен именно формой. Потому и запомнилось. Запомнились, как выясняется сейчас, не формы, а именно впечатление. Но те были кажется покубистичнее. (Интересно, из лего можно голову Карла сложить? Почему коммунисты не проводят криативных конкурсов среди молодёжи?)
Виктора Эммануила конечно с лошади на грешную землю лучше не спускать. Скульптор отобразил портретное сходство, гений реализма:



Что поделать если у первого короля такая опереточная внешность. Возможно это мода тех лет? У Наполеона III была точно такая же, правда он кончил как дешёвый фигляр (хотя итальянцы его уважают - так же как болгары "царя-освободителя" - парадокс истории).

ДЛЯ СПРАВКИ:



"...кончил как дешёвый фигляр... "

Я ради справедливости набрал "памятник графу Кавуру" и выпало несколько вполне достойных скульптур (слава богу не конных).  Интересно Ролану Быкову памятника нигде не сваяли в роли Бармалея?

ДЛЯ СПРАВКИ:



"...Ролану Быкову ... в роли Бармалея" ("Айболит 66")

Пошла такая постсоветская мода...  С Гедемином вы конечно порадовали - не видел. Тут и самурай, и персонаж фэнтези, и лицо - маска Гая Фокса. Под определённым ракурсом - кентавр:



moyage311 10 апреля 2020, 18:05:51

Упрощенные Маркс и Энгельс выглядят... обескураживающе. Как "Капитал" в формате покетбук.
Они похожи на заготовку, которую надо еще обработать.
Виктор Эммануил, действительно, чаще встречается верхом на коне, но в Пизе на вторую фигуру, наверное, денег не хватило - нужно башню поддерживать! Вот и стоит бедолага на своих двоих.
Внешность короля... специфическая, но усищи такие, скорее всего, повсеместно были в моде (как вы отметили, приведя в пример Наполеона 3) Интересно, а как потомки будут наш внешний вид оценивать? Например, наши рваные джинсы и шорты.
Гедимина видела в таком ракурсе, как у вас на фото, но не сняла именно по этой самой причине - показался мне похожим на кентавра!
А вот, на мой взгляд, идеальный конный памятник. Тут придраться не к чему)))



dukass 10 апреля 2020, 19:46:25

"Отцы призрака коммунизма как показатель авангардной роли авангардизма в мировом художественном процессе!" - я бы лично что-то такое плёл будучи автором и исполнителем дуплета рубленных вождей. Что меня лично подкупает в таком направлении - не надо учить анатомию совсем. Можно начинать творить сразу немедленно - громадная экономия времени.
Вспомнил эпизод из гайдаевского "12 стульев" где Бендер рисовал с Кисы плакат "Сеятель" на пароходе.

ДЛЯ СПРАВКИ:



"...Бендер рисовал с Кисы плакат "Сеятель"..."

Про рваные джинсы современности - отстал в силу возраста. Думаю, что если одену такие брюки в качестве модного прикида, то меня, не дожидаясь потомков, окружающие современники сдадут куда следует с подозрением на горячку. Тем более в наше теперешнее истеричное время...

Вот, кстати, ваш последний "наездник" (где вы их только находите!) можно удачно обозначить "В предчувствии COVID-19". Как Дали переназвал свою "Мягкую конструкцию..."

ДЛЯ СПРАВКИ:



1936 "Мягкая конструкция с варёными бобами" = "В предчувствии гражданской войны"

moyage311 16 апреля 2020, 17:11:01

))))) - это про "рубленных вождей", Сеятеля и рваные джинсы.

Все приведенные мною фото памятников нашла, путешествуя по городам и странам.
Про всякие зашкварные (как мои дети выражаются) скульптуры я даже пост один сделала, посмотрите, если интересно:
https://moyage311.livejournal.com/7599.html

и уже у меня собралось достаточно экспонатов на новую подборку.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ СЕРИИ...

ВТОРАЯ ЧАСТЬ: https://dukass.livejournal.com/7173.html

Современное искусство, Скульптура, Конные скульптуры, История, Памятник Жукову

Previous post Next post
Up