Чудеса чудесатые!

Jul 26, 2019 16:28

(Немного о современном европейском "площадном" искусстве)
В этой заметке я собрала некоторые замечательные образцы монументального искусства, с которыми я встречалась в разные годы в центрах самых известных туристических городов Европы. Это случалось довольно часто. Вот и наболело накопилось фоточек... Кроме внешних оригинальных достоинств, некоторые из этих образцов замечательны ещё и тем, что внезапно появившись, они так же внезапно исчезают. Предполагаю, что авторы сих творений, произведя фурор в одном месте, пускаются с ними в гастрольные туры по городам и весям, сея по ходу разумное, доброе и всё такое...





Начну с Италии. Вот уж где искусства - через край! Искусства с большой буквы. Но итальянцы, видать, не считают богатое историческое наследие поводом почивать на лаврах,  не предпринимая попыток искать новые формы, материалы, образы...
С изумительной композицией мы столкнулись в древней Вероне...  На бывшем римском форуме, а ныне площади Рынка Зелени (пьяцца делле Эрбе) прямо на глазах у народа из яиц вылуплялись... Кони!



Птица-тройка, готовая пуститься вскачь, даже не стряхнув с себя скорлупу, вызывала законное недоумение почитателей старины, которые приехали полюбоваться средневековыми красотами города Ромео и Джульетты.
Может, этот "ход конями" был рассчитан на то, чтобы немного разбавить густой сироп восторгов по поводу известных и ожидаемых чудес чем-то диаметрально противоположным - таким, что сходу не осмыслить, не принять, не проглотить. Вроде, как на банкетном столе среди эклеров вдруг сухарь положили - попробуйте, погрызите! Вкус специфический, зато - разнообразие!



Не скажу, что меня сильно смутили эти  "кони с яйцами". Всё-таки в них было что-то привлекательное, а когда мы через год снова оказались на этом месте и не увидели там нашей тройки, то даже как-то "и скучно и грустно" стало.



Другой итальянский туристический город, Портофино. На его набережной нам встретился... Носорог!
Само животное выглядело вполне натуралистично, но... каким ветром его сюда занесло и главное - и почему его повесили?



Еще более загадочной показалась шеренга сурикат, но вскоре мы поняли, что была призвана оберегать эта стража в малиновой униформе. Оберегала она...  нет, не произведения пластического искусства в парке за оградой, как можно было подумать сначала, а душевный покой отдыхающих, которые при виде таких охранников должны были насторожиться: стоит ли тратить время и деньги на осмотр творческого бреда вроде композиций из колючей проволоки и битого стекла.



Динозавр из покрышек, которого мы повстречали в Генуе, не в пример ярким зверькам модного курорта, мог не только удивить, но реально напугать какого-нибудь слабонервного эстета но, по крайней мере, смысл всей этой огромной инсталляции был на поверхности. Ящер в самом деле являл собой мерзкое зрелище, и это специально было сделано для того, чтобы лишний раз напомнить об опасности бездумного потребления и превращения планеты в сплошную свалку.



Мусорная экосистема породила существо, которое питается мусором. Оно, как и люди, ненасытно. Уже из брюха чудовища лезут кишки, но оно не перестает жрать.



Поглощая всё на своём пути, ящер может вместе с отходами проглотить того, кто стал причиной его появления на свет и создал для него питательную среду - самого человека.



Теперь Франция. Париж.
Черный ангел (или демон?) возле одной из старейших церквей города, Сен Жермен де Пре, если и вызывал вопросы, то именно своим местоположением и постаментом из ржавого железа. В остальном он, по нынешним меркам, был почти академичен.



Всё то же можно было сказать и о другой скульптуре на этой площади. Если мы правильно поняли, здесь человек превращается во что-то растительное (такой же процесс получилось передать скульптору Бернини, изобразившему в мраморе финальный эпизод мифа о Дафне и Аполлоне)



А вот какая трансформация образов произошла за те несколько лет, что мы здесь не были!
На месте черного ангела мы увидели ангела золотого. Реалистичность фигуры новый автор "отдал в уплату" за более дорогой  и эффектный материал!



Совсем условной стала и вторая скульптура. В ней стало трудно уловить - всё та же это тема метаморфоз или просто отвлеченная игра воображения.



Пластическими формами "порадовал" Версаль. Я не про зеленых человекоподобных существ, а про здоровенные разорванные кольца всевластия.
Понятно, на версальских просторах места навалом, вот и возникает желание заполнить пустоту. Но почему ржавым железом???



Нечто подобное я увидела позже в маленьком английском городке Лемингтон Спа. Тоже крученая железяка, но тактично покрашенная в голубой оптимистичный цвет (наверное,  чтобы не расстраивать  видом ржавчины местных пенсионеров, которых в курортном городке пруд пруди, ведь ржавчина - символ старения и разрушения)



Продолжение ржавой темы. Опять Париж, набережная Сены.
Вроде лошадь - вполне себе лошадь... и даже авторы в масть попали. Если отвлечся от материала, то коняга не ржавая - гнедая!



Получается, флейтист - он тоже... гнедой!
Интересно, сохранилась ли до сих пор эта выставка работ любителей жести (в самом прямом смысле этого слова)? (фото 11 года)



Скульптуры с парижской набережной - это мелочи! Настоящим гимном листовому прокату является большая пространственная композиция в Ковентри (Англия)



Чего в ней больше - напоминаний о бомбёжках, военных потерях и о разрушенном соборе, руины которого находятся неподалёку, или о великом автомобилестроительном прошлом? Только коренные жители города могут ответить на этот вопрос, а  гостям, проходящим мимо, остаётся только обескураженно листать взглядом страницы не очень радостной летописи.



Не отстаёт от Ковентри в создании сомнительных по своей привлекательности арт-объектов и его крупный сосед - Бирмингем. Вообще этот город настолько необычен во всех своих проявлениях, что в рейтинге странных городов даст фору многим  претендентам. Поэтому сказать "не отстаёт" будет неправильно. Это за Бирмингемом надо выстраиваться в очередь.
Здесь можно увидеть ТАКОЕ, что болванка, силуэтом напоминающая женщину, и со швами по всему телу, как у Франкенштейна, покажется просто Венерой Милосской!



Бирмингемская "Венера" стоит на главной площади города.



А как вам вот ЭТО? Ничего не напоминает? Совсем-совсем ничего?



И лежит эта штука рядом с кафе... Наверное для того, чтобы его посетители, поглощая еду, могли зримо представлять процесс пищеварения... или его результат - это уж как у кого воображение разыграется... в зависимости от индивидуального порога брезгливости.



Другой ракурс - и какие-то новые смутные фантазии начинают являться...
Как много зависит от ракурса! А еще больше - от ситуации: помести любое г-но в престижном месте, и толпы будут взирать, если не с восхищением, то с любопытством и, определенно, это станет событием, даст повод для обсуждений, а там и маститые критики подтянутся, будут судить-рядить.. Глядишь, и объявят его символом времени, предтечей нового стиля и т.д....

Этими своими бла-бла рассуждениями на тему, как раскачать волны успеха я предваряю появление на сцене лидера моего хит-парада...



Па-па-па-пам!- А вот и он! И не где-нибудь, а во Флоренции. Да, мы снова в Италии, в городе, где трудились великие мастера Возрождения, в городе, который был когда-то эпицентром всего, что можно назвать художественным творчеством. В наше время, оказывается, здесь по-прежнему  задают тон...



...и высоко держат планку новаторства в искусстве! Причём держат так высоко, что Давид и прочие шедевры Ренессанса кажутся букашками, не годными даже на то, чтобы служить достойным фоном для по-настоящему грандиозного произведения.



Когда первый шок проходит, гости города начинают активно фотографироваться с... с этой... с этим...
Оно ж прикольное! Прикольней знаменитого, но давно всем надоевшего бронзового кабанчика, не говоря уже о всех этих вялых давидах. Что-то новенькое и завтра, возможно, его уже не будет!
Один раз и только у нас - как в цирке!.
Увы, искусство все больше становится аттракционом для туристов.



Представьте,  вас спросят: вы были во Флоренции? Да? И что там? Санта Мария Дель Фьоре? Кампанилла Джотто? Баптистерий?  Фи, скукота, это все видели, в интернете тысячи фото одного и того же!
А вы вдруг карту из рукава - а это как вам? Что, съели? Это вам не фунт изюму! Завидуйте, вам  уже так не посчастливится! Ведь завтра этот "не фунт изюму" уберут. И тем, кто не успел, останется только мечтать, чтобы здесь разыграли какой-нибудь очередной потрясающий фарс.



Хорошо, что мы увидели всю площадь сверху. Это дало нам возможность оценить истинный масштаб и смысл "произведения": какая-то скомканная бумажка валяется, мусор, скоро его сдует ветром.
А истинное, ценное, не наносное, то, что проверено временем останется, сколько его не расстреливай фотокамерами, не замусоливай описаниями, не измеряй, не сравнивай, не воспроизводи, не дроби на миллионы магнитиков...



В завершение, хоть и не совсем в тему - про эти самые магнитики. Не устояла, купила детям парочку - Венеру и Давида (одежки у них тоже магнитные)
Пусть подрастающее поколение знакомиться с настоящим искусством! Для начала - через магнитики.



Европа, современные вкусы и течения, Монументальное искусство, курьезы

Previous post Next post
Up