Часть 1. Из Арля в Сент Мари де ла Мер.
После Марселя, вторым городом, где мы планировали остановиться, путешествуя по Провансу, стал Арль. Мы выбрали его главным образом потому, что из него проще всего добираться до Камарга (ну и Ван Гог еще повлиял на наше решение, не без того)
Попасть в Камарг, в это необычное, непохожее ни на что в Провансе,( да и, наверное, во всей остальной Франции) место я мечтала давно. С тех пор, как узнала о нем, то есть, с детства. Сначала была просто информация (Это долгая история о том, как мой отец ещё во времена железного занавеса каким-то чудом попал в тур по Франции и там случай свел его с женщиной из Беларуси, которая во время войны, находясь в концлагере, познакомилась с французом из Марселя и позже вышла за него замуж. С супругами Морен мы довольно долго поддерживали отношения и, благодаря контактам с ними, имели представление об Арле, где они проживали на тот момент, и его окрестностях) А потом я прочитала "Чудище из Ваккареса" и окончательно заболела Камаргом.
Камарг - это территория дельты Роны, занятая болотами, лиманами и солончаками. Сейчас здесь создан Национальный заповедник, в котором сохраняют уникальный природный ландшафт, флору и фауну.
От Арля до "столицы" Камарга, приморского городка Сент-Мари де ла Мер, час езды на автобусе. Дорога идет по абсолютно плоской равнине (на всю дельту, площадь которой 800 кв. км перепад высот не более 6 метров; даже не верится, что совсем рядом, километрах в пятидесяти восточнее по побережью, возле Марселя, находится другой заповедник, Каланк, со скалами и фьордами.
В ближайших окрестностях Арля, как это видно на плане, равнины заняты земледельческими хозяйствами. Почвы на территориях, где недавно было море, плодородны и удобны для выращивания риса и других культур, поля выглядят бесконечными, уходящими за горизонт.
Невозделанные земли представляют собой болотистые кочковатые пустоши.
"Ни деревца, ни тени, ни души", - писал об этом крае провансский поэт Федерик Мистраль. А другой писатель, Доде, отзывался о Камарге, как о "самом красивом в мире болоте"
Не буду спорить с последним высказыванием, чтобы не попасть в категорию куликов, каждый из которых известно чем занимается....
...Просто взгляните на наш пейзаж, Полесский!
...Что называется, найдите пять отличий!
Но вот такого у нас на Полесье точно не встретить.
Высаженные в ряд платаны указывают на то, что там, вдали от дороги, в высокой купине зелени прячется поместье.
Ворота в таких поместьях не всегда являются частью забора. Ограждение может быть чисто символическим или его заменяет какая-нибудь растительность или неширокий канал. А ворота... просто обозначают вход.
Чем ближе к Сент-Мари, тем чаще попадаются "объекты агротуризма" - усадьбы, где предлагают конные прогулки и занятия верховой ездой. (Кстати, дочь наших знакомых французов содержала подобную небольшую ферму с семью прокатными лошадьми; в те времена я бы вряд ли больше удивлась и восхитилась, если бы узнала, что она, например, имеет свой космический корабль и летает в отпуск на Марс)
Большая часть лошадей в Камарге белой масти. Это местная порода, о происхождении которой ведутся споры. Одни считают этих животных реликтом позднего палеолита, другие предполагают, что их завезли из Карфагена(?), третьи - что их родина Центральная Азия.
Не вызывает сомнения только одно: камаргские лошади - это здешняя колоритная достопримечательность, наряду с черными быками и розовыми фламинго. И те и другие и третьи водятся здесь в изобилии и являются символами Национального парка Камарг.
Достопримечательностями иного рода, не природными, а рукотворными, можно считать камаргские жилые дома. Их испокон веку строят одноэтажными, узкими, вытянутыми вдоль направления, в котором дует мистраль, причем с наветреной стороны торец закругляют, а крышу над ним делают конусообразной.
И вот мы прибыли в Сент-Мари. Вышли из автобуса в центре города, не имея ни малейшего представления, в каком направлении нам двигаться. И спросить было не у кого. Курортный городок ещё спал.
Выручила реклама на стене. Стрелка указывала в сторону порта, а нам как раз туда и нужно было.
По пустынным улицам пошагали в сторону моря.
Вышли на мини-Бродвей (И как это не догадались на таком замечательном узком торце забабахать сверху донизу световое панно - для полного сходства!)
Так, сколько там на солнечных натикало?
Самое время сент-марийским хозяйкам за продуктами отправиться.
Мясная лавка уже открылась. В городе, где регулярно проходят корриды, недостатка в свежанине, я думаю, не бывает. И, вероятно, на первом месте среди мясных блюд у местных жителей что-нибудь из "бычатины".
Есть девушки в наших селеньях... Быка на скаку остановят!
Участившиеся встречи с быками дали понять, что приближаемся к центру развлечений горожан и туристов, а именно, к Арене.
Не сразу поняли, что это именно она и есть. В белой стене, растянувшейся на целый квартал, были входы в библиотеку, в молодежный клуб, киоск...
Но надпись над одним из входов не оставила сомнений: там, за этими воротами цвета крови и происходят бои с быками.
Кого отметили на лучах мемориальной звезды - безвременно почивших тореодоров-героев или их соперников-быков? Трудно сказать...
Это я так, шутки ради нагнетаю страсти по поводу "безвременно почивших" и "свежанины". На самом деле корриды в Провансе бескровные, в них не преследуется цель убить быка. Это больше цирковое представление, демонстрирующее смелость и ловкость человека, рискующего жизнью, чтобы потешить публику.
В таком же формате проходят и португальские корриды (афиша как раз сообщает о предстоящих выступлениях португальских торреро)
Арена находится на набережной, у самого моря. Здесь же мы нашли инфоцентр, где затарились картами, буклетами и прочей ценной туристической макулатурой.
Рядом расположен один из портов, откуда можно отправиться в мини-круиз по Малой Роне.
Пока ещё солнце не поднялось слишком высоко и не стало припекать, мы решили прокатиться на "бато" компании "Четыре Марии"
Продолжение в
Части 2.