Скоро праздник Победы, 75-я годовщина. Интересно, отметит ли Москва эту дату каким-нибудь новым монументом?
К 50-му Дню Победы рядом с Красной площадью установили конный памятник маршалу Жукову. Место выбрали вроде неплохое, можно сказать, исторически правильное. Лучшим было бы только место на самой Площади. Маршал изображен в момент наивысшего полководческого триумфа. Георгий Константинович верхом на коне, который (очень симолично!) попирает копытами вражеские знамена, принимает Парад Победы. Вроде бы всё, как надо и всё, как было тогда, в июне 45-го - Площадь, Торжество и Маршал верхом на коне...
1.
Вот только мне этот памятник, когда я его впервые увидела, почему-то показался не совсем... Не хочу никого обидеть, но мне он показался смешным. Фон немного сглаживал это впечатление - яркий и пестрый, он отвлекал от скульптурной композиции, не позволяя как следует ее рассмотреть. Благодаря такому активному окружению, некоторые несуразности памятника не сразу бросились в глаза.
2.
Но вот другой ракурс, в котором фигуры человека и всадника прочерчены темным силуэтом на светлом... Тут ничего (если не считать снега) уже не отвлекает, поэтому становится очевидным...
А может, это только я вижу?
Что с лошадью? Почему она такая... стройная, мягко говоря? И что за странный аллюр, которым она движется? Это шаг? Это рысь? Почему лошадиный хвост, развеваясь по ветру, выглядит, как единое целое - так может выглядеть разве что хвост жеребенка. И почему не развевается грива?
Не сомневаюсь, автор памятника (Вячеслав Клыков), прежде чем приступить к работе, изучил фото- и видеоматериалы. Не поленилась и я.
3.
Наверное, именно этот кадр был взят скульптором за основу. Вроде бы ноги живой лошади на фото стоят в той же позиции, что и у бронзовой. Но движение-то совсем другое! На снимке сразу видно, что это одна из фаз галопа и понятно, как будет выглядеть следующая. Не составит труда, я думаю, мысленно включить запись. Увидели? - лошадь скачет!
4.
А здесь? Передними ногами животное шагает, а задними бежит трусцой. Лично я в этом случае не могу представить себе следующий кадр. (По логиге, зад догонит перед и лошадь сложится))).
Можно сравнить и остальные детали: наклон и изгиб шеи, поворот головы, хвост и гриву, пропорции в целом... Разница видна невооруженным взглядом. И сравнение не в пользу памятника.
5.
Ну и сам полководец. Почему он стоит в стременах? Могу представить себе такой момент: маршал во время парада приблизился к очередному воинскому подразделению, остановил коня и привстал в стременах, чтобы произнести приветствие. Но вообразить, что он делает это на полном ходу?!.. И что за непонятный жест рукой? Какой-то неловкий, неуверенный и даже слегка кокетливый, как у звезды сцены, призывающей поклонников немного сдержать овации.
Фигура у реального Жукова была кряжистая, но воплощенная в металле она стала вообще кургузой. Я не за то, чтобы лепить из исторического персонажа образ античного героя с идеальным телом, пусть будет соцреализм, но сделать скульптурного Жукова плохой копией того, которого мы видим на фото - это совсем ни в какие ворота. Даже фуражку ему нахлобучили не совсем по форме (сравните №4 и №5)...
6.
Я глубоко убеждена, что не каждый стоп-кадр годится для того, чтобы быть воплощенным в монументальном виде. Тем более, когда есть много вариантов для "срисовывания". Так почему же не выбрать лучший - самый показательный, эффектный, безупречный?
7.
Посмотрите: всадник на фото выглядит соразмерным лошади. Несмотря на некоторую грузность фигуры и далеко не юный возраст, он держится в седле великолепно, как влитой (Жуков, действительно, был отличным наездником) Тяжесть седока не мешает коню двигаться легким стремительным галопом и оба - конь и всадник - выглядят уверенно и победно.
Что мешало сделать памятник знаменитому полководцу вот таким?
8.
И в заключение несколько конных памятников, которые (с учетом времени их создания и представленных исторических личностей) не вызвали у меня никаких вопросов:
9. Венеция. Кондотьер Коллеони (Верроккио-Леопарди, 1496)
10. Барселона. Граф Рамон Беренгер III (Жузепе Льимон, 1888)
11. Вена. Принц Евгений Савойский (Антон Фенкорн, 1865)
12. Снова Вена. Эрцгерцог Карл Тешенский (А. Фернкорн, 1848)
13. Рим. Джузеппе Гарибальди (Эмилио Галлори, 1895)
14. Санкт Петербург. Царь Николай I. (Огюст Монферран, 1859)
15. И, наконец, "наше всё" - Медный всадник (не этот ли жест простертой длани хотел повторить, но не сумел, скульптор Клыков?)
Этьен Фальконе,1770.
P.S. Все "мужики на конях" сняты мной лично. Исключение, само собой, составляют архивные фото Парада Победы. Памятник Жукову снимала в разные годы.