Старая Москва: на фотографиях и на рисунках Кукрыниксов .

Mar 15, 2020 09:25

Вдогонку посту gre4arkа  "Раньше было лучше" - какие детали мы потеряли"  https://gre4ark.livejournal.com/728880.html, поначалу просто хотела разместить один весёлый рисунок из серии "Старая Москва", про который вспомнила, пока статью читала. В нём как раз можно обнаружить то самое - утраченное.
Не заметила, как увлеклась темой...
Авторы рисунка - "Золотая троица", Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, больше известные под общим псевдонимом Кукрыниксы.
Художники не были специалистами в области градостроительства, они по большей части были плакатистами и карикатуристами. Поэтому вопросы комфорта окружающей городской среды они освещали так, как и положено мастерам этих жанров - с помощью шаржевых и гротескных бытовых зарисовок.
Вот как они изобразили Лубянскую площадь в 1932 году:




В детстве меня особенно умилял фрагмент с перерезанной пополам собачкой. Он перекликался с еще более ранними воспоминаниями о "Собачке-Кукарачке", безвременно погибшей во время "оперички-неудачки" (был такой детский "жестокий романс" на мотив "Неополитанской песенки").



А еще на картинке нестандартно изображена зубчатая (Китайгородская?) стена - она идет по правому краю рисунка, вертикально.
Уж не та ли самая, изображенная Кукрыниксами Лубянская площадь, попала в объектив камеры? Приметы вроде сходятся - есть и похожая стена с пристроенными к ней лавками, есть и фонтан (?) в центре, и переплетение трамвайных путей... Это вопрос к коренным москвичам и знатокам истории. Хотя даже им, наверное, будет сложно опознать это место. Насколько я знаю, Китайгородскую стену почти целиком разобрали к концу 30-х, осталось только несколько фрагментов.


Фотографии тех лет дают понять, что Кукрыниксы не слишком "сгустили краски", пытаясь передать плотность и беспорядочность транспортно-пешеходных потоков. На многих снимках караваны трамваев тянуться бесконечной чередой по улицам, встречаются на перекрестках, скапливаются на площадях и вместе с другими участниками дорожного движения создают картину столпотворения и хаоса.



Если попробовать, глядя на фотографии, проникнуться духом той эпохи, погрузиться в  среду, плюс немного напрячь воображение, то можно услышать, как всё вокруг гудит, гремит, звенит и галдит. А иногда (всё еще!) цокает и ржёт!
Представляю, каково было коренным жителям переживать стремительное превращение Москвы из тихого патриархального города в современный технологичный мегаполис.



Специально выбрала фотографии, на которых, как и на рисунке Кукрыниксов, дан вид сверху. Это лучший ракурс для того, чтобы показать жизнь столичного муравейника,  организованно-ритмичную и хаотичную одновременно.



Однако, мне думается, что всё-таки тогда, в тридцатые, такое скопление людей и транспорта было характерно только для самого центра Москвы, а окраины по-прежнему ничем не отличались от любого провинциального российского города.



Это подтверждает  еще один рисунок из серии "Старая Москва" (1931 -34 г.г.) - "Недоскрёбы. Упокойный переулок".
Приезжие - понаехавшие из глубинки - могли чувствовать себя здесь, как дома.



Спасением от столичного шума и суеты продолжали оставаться дворы, замкнутый мир которых был самой устойчивой системой. На их привычное течение жизни не могли повлиять  ни революции, не технический прогресс, ни смена поколений.



П.С. Мне хотелось дать побольше забавных картинок старой Москвы авторства самобытной троицы художников, но в моей старенькой книжице, посвященной их творчеству, был только один рисунок на эту тему (первое фото этого поста) Из интернета еще два с горем пополам выудила. Кукрыниксы прославились в основном своими антифашистскими и другими политическими карикатурами и плакатами (таких в интернете полно). А ведь другие их работы не менее интересны, поскольку представляют срез эпохи, сделанный под необычным углом... Надеюсь, что они сохранились, а значит, можно будет их как-то отыскать.

фото, Кукрыниксы, шаржи, старая Москва, художники и время

Previous post Next post
Up