Каннские победители. "Вавилон" (реж. А. Г. Иньярриту, 2006)

Apr 16, 2013 12:32

Попасть в Канны - заветная мечта любого кинематографиста и возможность показать своё творение на лучшей в мире площадке авторского кино.

АЛЕХАНДРО ГОНСАЛЕС ИНЬЯРИТТУ. ЛУЧШАЯ РЕЖИССУРА

Попасть в основную программу Каннского кинофестиваля - уже признание, планка, констатация высокого художественного уровня. В первую очередь, это трибуна для автора, для Автора. Приз за лучшую режиссуру видится в этой системе координат ключевым среди всех персональных наград, вручаемых достопочтенным жюри. Режиссёрский приз - это гарантированное место в галерее победителей самого влиятельного кинофестиваля и место в истории.




Каннский кинофестиваль. Первый среди равных. Ежегодный слёт самых важных птиц мирового кинематографа, спешащих смонтировать свои новые творения к его открытию. Для создания паритета кинокритики и кинофункционеры постоянно говорят о большой тройке мировых кинофорумов, ставя в один ряд с Каннами Берлинале и Венецианский кинофестиваль, но «Золотой медведь» уже давно в своих лауреатах ценит сильные политические высказывания, а «Золотой лев» довольствуется опоздавшими в Канны и пулом локальных любимцев с сильным акцентом на азиатское кино.



Многим авторам хватает света и тепла этой позолоты на долгие годы, чтобы жить и творить с мечтой вернуться сюда. Самым достойным (завистники называют их любимчиками фестиваля) удавалось подняться на сцену Дворца фестивалей и конгрессов, находящегося на набережной Круазет, несколько раз. В заочном режиссёрском споре лидируют братья Коэны (формально награды удостаивался старший, Джоэл, значащийся в титрах единственным режиссёром всех их с Итаном картин). В Каннах практически безошибочно, лишь немного напутав в конце, расставили вехи в творчестве этого братского тандема - «Бартон Финк» (1991), «Фарго» (1996), «Человек, которого не было» (2001). Коэны - единственные, кто получал приз за лучшую режиссуру трижды. По две награды имеют: англичанин Джон Бурман («Лео последний» (1970) и «Генерал»(1998)), советский классик Сергей Юткевич («Отелло» (1956) и «Ленин в Польше» (1966)) и два великих француза, Рене Клеман («Битва на рельсах» (1946) и «У стен Малапаги» (1949)) и Робер Брессон («Приговоренный к смерти бежал» (1956) и «Деньги» (1983)). Обладателями каннского режиссёрского приза можно без труда населить кино-Олимп: Бунюэль, Бергман, Трюффо, Малик, Тарковский, Осима, Херцог, Вендерс, Скорсезе (со своим призом жюри Каннского фестиваля опередила киноакадемию, расщедрившуюся на персональный «Оскар» для Мартина, лет на двадцать), Кустурица, Вонг Кар-вай, Альмодовар, Линч, Андерсон (тот, что Пол Томас), Ван Сент. Не затерялся в этой компании великих и мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту, привёзший на Лазурный берег Франции в 2006 году свой «Вавилон».

"ВАВИЛОН"



В Марокко отец даёт сыновьям только что купленную винтовку, чтобы те, защищая семейное стадо коз, отстреливали шакалов. Пацаны повертели «игрушку» в руках и принялись проверять, как далеко летит пуля. Один из случайных выстрелов попадает в автобус и ранит американскую туристку, путешествующую с мужем. В этом время в родном для пары путешественников Сан-Диего няня их сына и дочери берёт детишек с собой на свадьбу сына, которая происходит по ту сторону границы - в Мексике. А в японском мегаполисе живёт глухонемая девушка Чиэко, жаждущая общения и любви.




Заключительный аккорд пронзительной «Трилогии смерти» мексиканца Иньярриту, два фильма которой, «Сука-любовь» и «Вавилон», побывали в Каннах (третий, «21 грамм», достался Венеции). К премьере «Вавилона» режиссёр подходит в статусе фаворита критики и отборных комиссий фестивалей самого высокого ранга. Попадание в основную программу Канн-2006 - уже не мечта, а подтверждение художественной ценности и режиссёрского класса Иньярриту. Скептически настроенная часть пишущей братии закатывает глаза, что мексиканец держится изначально выбранного и утратившего свежесть стиля мозаичного нарратива, сплетающего в одно полотно три параллельно развивающиеся сюжетные линии. По большому счёту, имели право, так как формально он снова мелко режет три истории, в которых общее ДНК проступает не сразу.



На поверку «Вавилон» стал его самой «взрослой», взвешенной работой, где личные трагедии героев - не самоцель (и не бравада умением пользоваться монтажными ножницами), а инструменты, подчинённые большому - самому большому в трилогии - режиссёрскому замыслу. Сценарий постоянного автора Иньярриту Гильермо Арриаги помогает режиссёру создать своё самое сильное высказывание, важное не только как артефакт кино, но и как культурологическое и социальное явление. Пресловутый "мозаичный" приём только усиливает эффект и придаёт истории дополнительный объём.



В «Вавилоне» Иньярриту выходит на тот уровень, когда рифмуется абсолютно всё. Фильм про утраченную между людьми коммуникацию, про непонимание, одиночество и отчаяние становится притчей. «Вавилон» - фильм «без языка», это ад непонимания и дыры, зияющие в цивилизации. Именно такие фильмы - с сильным социальным месседжем и авторской позицией - обречены получать призы на больших международных фестивалях. Жюри во главе с Вонг Кар-Ваем не стало сопротивляться и вручило «Вавилону» приз за лучшую режиссуру.



Дмитрий orangegnedich Гнедич специально для

Читать другие кинорецензии этого автора

Читайте другие рецензии в рубрике "10 фильмов Каннского фестиваля, достойных вашего внимания":

2006, Каннские победители, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Вавилон, рубрики

Previous post Next post
Up