Каннские победители. "В тумане" (2012, реж. С. Лозница)

Mar 19, 2013 12:21

Кино про войну, тем более Вторую Мировую, не часто попадает в Канны. Тем больший интерес вызывает новая картина Сергея Лозницы "В тумане", не только попавшая в основной конкурс, но и отмеченная достаточно престижной наградой - призом ФИПРЕССИ.



ПРИЗ ФИПРЕССИ

Кинофестивалей, претендующих на звание самых престижных, много, но наиболее известны, пожалуй, три. Это, конечно, Каннский кинофестиваль, Венецианский и Берлинский. Однако призы вручают не только кинофестивали. Есть и другие организации, ассоциации кинокритиков и киноведов, профессионалов и любителей, которые также отмечают наградами лучшие фильмы. Правда, они не проводят собственных фестивалей (для этого необходимы значительные капиталы), а награждают лучших на разных фестивалях по всему миру. К одной из самых известных организаций относится ФИПРЕССИ (FIPRESCI, фр. Fédération internationale de la presse cinématographique) - международная федерация кинопрессы, которая присуждает свои призы аж на 80-ти кинофестивалях.

ФИПРЕССИ была основана в 1930 году в Париже с основной целью - стать центром международной информации о кино и создать условия для защиты профессиональных интересов сообщества. Сейчас ФИПРЕССИ позиционирует свои призы как наиболее престижные в области кино. Получить их действительно сложно, поскольку нужно понравиться жюри - а это пять самых придирчивых и требовательных кинокритиков из разных стран. Для думающего же зрителя Приз ФИПРЕССИ - это не только стимул посмотреть картину, но и возможность подумать над вопросом: за что же её наградили?

"В ТУМАНЕ"

На последнем, 65-ом Каннском фестивале в основной программе участвовал фильм Сергея Лозницы «В тумане». Вряд ли он мог бы претендовать на Золотую Пальмовую Ветвь в конкурсе с такими метрами, как Михаэль Ханеке, Кен Лоуч или Томас Винтерберг. Тем не менее, картина не прошла незамеченной, получив приз ФИПРЕССИ. Что это было - своего рода утешение и поощрение или же больше признание художественного мастерства?



Сергей Лозница и компания в Каннах
Предыдущий фильм Лозницы «Счастье моё», так же участвовавший в Каннском фестивале, но раньше - в 2010 году - был высоко отмечен критиками, однако, не был награждён призом. Наиболее вероятная причина - жестокость, безысходность, пессимизм, шокирующие сцены.

«В тумане» в этом плане выдержан в более позитивных тонах - по словам киноведа Андрея Плахова, бывшего президента ФИПРЕССИ, это «экзистенциальная драма на партизанском материале», в которой «нет ничего особенно шокирующего, а также антипатриотичного». Но едва ли относительная толерантность и экзистенциальность - достаточные основания для приза.



Конечно, подробные мотивы награждения всегда остаются загадкой, решения конкурсных отборщиков никогда нельзя формализовать и записать в виде точной формулы, чтобы отчётливо понимать в деталях, за что фильм получил приз. У зрителей, как и у критиков (а мнения обычного зрителя и критика часто расходятся до противоположных полюсов), конечно, может быть другая позиция, отличная от мнения жюри. Тем не менее, награда показывает, что фильм смотреть стоит, но хочется понять самое важное - почему?



«В тумане» - это драма о войне, снятая по мотивам одноимённой повести Василя Быкова. Действие происходит на оккупированной фашистами белорусской территории. По делу о разрушении участка железнодорожного полотна арестовывают четверых деревенских мужиков. Троих вешают, одного, по имени Сущеня (любопытно, что это первая роль актёра Владимира Свирского), по непонятным причинам освобождают. Естественно, партизаны решают, что он сдал тех мужиков, и приходят к нему в дом, чтобы убить его. Они забирают Сущеню от семьи - молодой жены и маленького ребёнка - и уводят в лес. Он утверждает, что не виноват и никого не сдавал, но ему не верят, да он особо и не спорит - по большому счёту ему все равно и он жалеет лишь о том, что немцы не повесили его вместе со всеми. Пока он роет себе могилу в сосновом лесу, на них нападают. Одного из партизан по фамилии Буров ранят. С этого момента начинаются мытарства (духовные и физические) героев: они бродят по лесу, волоча на спине раненого Бурова, и вспоминают прожитую жизнь, как бы понимая, что пора подводить итоги и сейчас будет поставлена точка.



Рассказываются истории всех трёх главных героев - первая про Бурова, о том, как он стал партизаном, вторая - Сущени, о том, как он оказался в этой ситуации, и третья - партизана Войтика, о страхе. По сути, это три истории о мужестве, чести и предательстве, о тех жизненных ситуациях, которые с необходимостью привели героев к трагическому, в общем-то, одному для всех финалу.



Фильм снят долгими планами, когда камера задерживается на вроде бы незначимых эпизодах - например, спина идущего мужика в ватнике, сидящий молчащий человек, туманный пейзаж… Сложно сказать, насколько мотивированны эти длинноты, во всяком случае, можно отметить моду в современном интеллектуальном кино на подобные приёмы. Это как бы стало визитной карточкой фильма, претендующего на статус «другого» - долгие молчаливые сцены одним планом. Однако загадочные длинноты скрашиваются и отчасти объясняются одним из главных достоинств фильма - работой оператора Олега Муту, бесспорного мастера своего дела. Ему всегда превосходно удавалось таинственным образом превратить рядовые и безобидные, на первый взгляд, сцены в страшные, исполненные драматического смысла.



Оператор Олег Муту и режиссёр Сергей Лозница за работой
К актёрам также претензий нет: персонажи партизан, предатели-полицаи, немецкие офицеры кажутся болезненно настоящими и живыми, и невозможно не поверить, что их трагедия нереальна. Создав магическую формулу из этих компонентов - мастерской съёмки, сильной актёрской игры и собственного видения, Лозница сумел рассказать правдивую историю, представить непредвзятый взгляд со стороны и заставить в неё поверить. И кажется понятным, за что фильм получил свой приз - за подлинность. И по этой же причине его стоит смотреть.



Иван gobzev Гобзев специально для сообщества drugoe_kino
Читайте другие кинорецензии этого автора
Читайте другие рецензии в рубрике "10 фильмов Каннского фестиваля, достойных вашего внимания":

Сергей Лозница, Каннские победители, В тумане, 2012, рубрики

Previous post Next post
Up