Кузнецы и шаманы

May 06, 2009 20:47


       Прошлая статья называлась "Шаманы и пророки"  http://drevniy-daos.livejournal.com/75744.html , эта "Кузнецы и шаманы". Получается, что я как бы отхожу от темы пророков в сторону. На самом деле я продолжаю тему исследования пророков, точнее первобытных "пророков" - особых людей: харизматов, лидеров, колдунов. Почему именно кузнецы, а не гончары или мельники? Мельники появились только в средневековье, а гончары хоть и появились в древности, но их никто и никогда рядом с кузнецами не ставил, просто мастера. Кузнец же - особый человек. Он во многом аналогичен шаману, как это не покажется вам странным.
На тему меня натолкнуло чтение главы "Шаманы и кузнецы" в сборнике работ Мирча Элиаде "Космос и история"/24/. Тема показалась мне чрезвычайно важной и малоизученной. Речь не только о сходстве фигуры колдуна и фигуры шамана, а в том, что оба типа восходят к первобытному пророку, причем кузнец сохраняет какие-то черты, которые сгладились у шаманов и жрецов. Имеет связь образ кузнеца и с вождём, в чем мы убедимся.  Кузнец достоин занимать самое почетное место в исследовании становления человеческой культуры - рядом с шаманом и вождём. Функции этих троих часто дублируются и переплетаются, что указывает на их происхождение от более древнего, первобытного прототипа.


 Макс Кох "Бог-кузнец Вёлунд" (1904)    

       История открытия и освоения людьми металлов и их обработки неплохо изучена /см. особенно 8,  20, 21, 22/. Причем даже в советских изданиях было специально обращено внимание на мифы и верования вокруг кузнечного дела. Черных включил в свою книгу "Металл-человек-время" главу о кузнецах, которую назвал "Клан почитаемых и презираемых" /21.с.183-196/, Причем в ней три страницы занимает параграф "Сила металла и металических орудий", а в других затрагивается отношения к кузнецам и верования. Гришин тоже не обошел вниманием верования и в его книге мы находим главку "Металлургические культы" /8,с.117-121/. Честно говоря, досадно что нет монографии с таким названием, я уверен, что материала набралось бы достаточно. Мои недолгие изыскания дали столько материала, что  не знал, как его вместить в статью. Это я говорю к тому, что культурный и религиозный аспект феномена кузнецов изучен совершенно недостаточно. 
        Металл, как достоверно установлено на основании археологических раскопок, появился на Востоке, в райноне неолитической культуры, который считается древнейшим очагом цивилизации, там же, где и первые города. Начало использования людьми металла можно отнести к 8-7 тыс. до н.э. /8, с.18; 20, с.216/. Медь была первым металлом человечества, что установлено для всех областей Земли, возможно за исключением Африки, где по всей видимости первым начало использоваться железо. В 5 тыс. до н.э. человек познакомился с серебром и золотом. В 4-5 тыс. до н.э. уже появились сплавы, первым сплавом был биллон - сплав меди с серебром. В 4 тысячелетии стали переходить к  разработке подземных месторождений. Особые свойства нового материала люди освоили сравнительно быстро, и были созданы более производительные орудия труда и оружие что существенно сказалось на земледелии, ремеслах и общественном строе. Отсюда ясна особая роль кузнецов, особый интерес к ним, ведь эти мастера стояли у самых истоков цивилизации. Если другие ремесла не выделялись, люди производили вещи и при этом занимались сельским хозяйством, то кузнецы, как показывают этнографические данные, выделялись сразу. Кузнец не только ковал, он занимался всем циклом от добычи руды, плавки до непосредственно изготовления и оформления изделия. Первыми ювелирами были, разумеется, тоже кузнецы. Даже зная столько, сколько знаем мы о ранней металлургии, можно смело говорить об огромной роли использования металлов для становления цивилизации. /Судьбы доисторических народов предопределило не только открытие земледелия и скотоводства, но и открытие металлургии" /19, с.246/. Нельзя не согласиться с Рындиной, её суждение вполне обосновано. Так, к примеру, она приводит данные сравнительного исследования С.А. Семеновым медных и каменных орудий труда. Производительность медного топора оказалась в 3 раза выше, чем у каменного, медного ножа - в 6 раз выше чем у каменного аналога /20, с.207/. Тем более железные орудия и оружия. Когда путешественники и миссионеры посещали аборигенов - то больше всего ценились не бусы и зеркала, как говорили про дикарей, а железные ножи. Преимущество металла перед камнем очевидно, и соответственно его ценность очень велика. Прежде всего ценность практическая, но и ювелирная тоже. И всё же главным было использование. У хаттов (прото-хетты) железо, которого тогда было мало, ценилось в 10 раз выше золота и из него делались трон и оружие царя! Здесь мы уже видим, что ценность и почитание не различались в древности. Итак, переходим к верованиям, окружавшим кузнеца и кузнечное дело.
        Добыча и обработка металлов не могли не ассоциироваться у первобытных людей с колдовством, пожалуй ещё более таинственным, чем колдовство шаманов. А крепость металла, его свойство приобретать нужную форму было явно волшебным. Большинство людей знало, кто делает металлические вещи, но никто не знал как. Дело кузнеца во всех странах было окружено тайной, а потому о кузнецах шла слава как о колдунах, причем колдунах злых. Между прочим, библейский Каин - именно кузнец, о чём повидимому можно заключить из его имени. Все знают о проклятии Каина. Это полностью соответствует отверженности кузнецов. Более того, в тексте есть следы и двойственности кузнеца, его неприкосновенности. "И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретясь с ним, не убил его" (Быт. 4:15). Страх перед кузнецами известен у многих народов, к примеру очень ярко  - у зулусов. Риттер описывает "смелый" поступок Чака: "Тем не менее Чака отважился прийти прямо в логово Нгоньямы, несмотря на особенно зловещую репутацию этого мастера, которой он был обязан тому, что изготовлял копья отличного качества. " /18/. Мы подходим к очень интересному явлению - социальной обособленности кузнецов, которые не только жили на отшибе, но и вступали в брак только со "своими". Собственно, существовали целые племена и кланы кузнецов, которые хранили тайны своего мастерства в глубокой тайне. Вы наверно слышали выражение "каиново племя". И это не метафора. Удалось установить, что речь по всей видимости идет о племени кенитов. Краткая еврейская энциклопедия сообщает:   
"С точки зрения этимологии и семантики, имя Каин связывают с арабским кайн, арамейским кинаа - `кузнец`; и действительно, Тувал-Каин - потомок Каина - зовется «ковачом всякой меди и железа» (Быт. 4:22). По всей вероятности, кениты были в основном бродячими кузнецами и занимались металлургией на всех стадиях производства и обработки металлов. Это ремесло было в древности характерно для кочевых племен, подобных бедуинским племенам Сулейб (Слейб) и Суна, которые были кузнецами и оружейниками." /11/ Грачёва в своём интересном, хотя и небесспорном экскурсе прослеживает судьбу кенитов подробнее. Она отмечает, что можно говорить о существовании клана кузнецов уже в 4 тыс. до н.э., что вполне правдоподобно и совпадает с хрогнологией развития металлургии. /7/  Итак, фигура кузнеца занимает важное место в легендах и мифах, посвященных культурогенезу. Кузнецами являлись и боги (Гефест), но первоначально кузнец являлся т.н. "культурным героем" /см.14/, иногда даже демиургом /о демиурге см.13/. Кузнец причастен к творению мира, и что самое интересное - к творению человека. Как культурный герой,
кузнец дарует людям далеко не только изделия из металла, но и (к примеру) музыку, что отражено и в библейской легенде о детях Каина. Прометей тоже ассоциируется с кузнецом. Мелетинский кратко описывает Прометея как культурного героя. "Прометей научил людей различным искусствам. В последующей античной традиции укореняется прочное представление о Прометее как о просветителе людского рода, отце человеческой культуры. Подобно большинству культурных героев, Прометей не только просветитель, но и демиург: он вылепил людей из глины или же украсил и наделил способностями созданные богами несовершенные существа (точно так же, как в первобытных мифах австралийцев). Прометей иногда изображается отцом первого человека - Девкалиона. Он дает совет Девкалиону и его жене Пирре спастись в лодке от потопа." /14/
Перед нами начинает вырисовываться необычный образ кузнеца. И изучения эпоса показывает, что кузнец является главным героем эпосов и мифов многих народов, как "сага о Вёлунде", "Калевала" и т.д. Много говорит о кузнецах нартский эпос. 
       Уже только начав изучать мифы и легенды о кузнецах, мы понимаем, как велика роль личности, "пророка", являвшегося родоначальником мастерства. Г.Н. Волков в книнге "Истоки и горизонты прогресса" утверждал: "Донаучное знание первобытных племен не могло принадлежать отдельным лицам, хотя бы уже потому, что оно вырабатывалось многовековой коллективной практикой всех членов племени. Всё племя в целом было хранителем знания, но по мере того, как количество знаний росло, понадобились специальные люди, чтобы их хранить и совершенствовать. Появляются старейшины, а затем жрецы, которые олицетворяют собой мудрость племени" /5, с. 127/. Конечно, с этим никак нельзя согласиться. Более того - всё было наоборот - то что сначала хранилось отдельными людьми, потом начинает "храниться" жреческой корпорацией. А народным знание не было до 19 века, тем более в первобытное время. Вот такие догадки делают люди, не знакомые с этнографическим и историческим материалом, на основе стереотипа о том, что в первобытное время личность мало значила. Напротив, все мифы, все легенды, все этнографические источники подчеркивают значимость отдельных, особых людей. Кузнецы тоже были такими людьми. И вероятно, как и у шаманов, изначально мастерство передавалось сыну или выбранному преемнику. Процесс изготовления вещей уже с древности был очень важен М. Римшнайдер отмечает: "Техника - это процесс создания. По существу нас должно интересовать не то, что сделано, а как это сделано. /.../ Гомер сообщает о том, как каждая вещь была изготовлена" /17, с.79,80./. У Гомера обнаруживаются и женщины-роботы, и автоматы на колёсиках. Может, интерпретация текста местами и спорная, но важно, что миф и техника переплетаются в рассказе о кузне. Наша техника древнему человеку действительно бы показалась чудом в прямом смысле слова, как она казалась аборигенам, впервые увидевшим самолёт. В древности же всё кузнечное дело было засекречено и процесс производства был скрыт от людских глаз, а люди не воспринимали создание вещей в кузне иначе как волшебство. Более того, сами кузнецы проводили в кузне обряды. сомнительно, чтобы они верили в магию огня и кузнечных инструментов, но факт остается фактом. магия кузнеца связывалась с магией огня, магией земли и ещё (по не совсем понятной мне причине) со змеями. Возможно, змеи выползали и ложились на тёплую наковальню, что воспринималось как сакральный знак (это догадка, конечно).
       Весьма интересны размышления о связи мифа и техники В.Г. Горохова. Позволю себе привести большую цитату из его книги. "Древний человек не просто осуществлял конкретные операции над исходным материалом, преобразуя его в конечный продукт, но и совершал ряд символических, ритуальных действий, кажущихся нам ненужными и излишними, но тесно связанных через мифологическую картину мира с космическими процессами и религиозными представлениями и верованиями, воспринимающимися им как единое синкретическое целое, объединяющее, казалось бы, самые разнородные сущности (реальные природные процессы и мифологические образы, рациональные моменты и иррациональные переживания, искусственные орудия и естественные объекты, безжизненное и одухотворённое, богов и людей).  /.../ Древний ремесленник относился к своим орудиям иначе, чем современный инженер, техник или рабочий, - как к одухотворённым, содействующим, наделенным активностью и волей помошникам. Тем более, что он получал их, как правило, готовыми, от предшествующих поколений" /6, с.28/. И материал, и орудие, и место, и действие, и изготовляемый предмет - всё считалось магическим и ритуальным. Ардзинба указывает, что кузня даже строилась из особой породы дерева чтобы отличаться от обыденного жилища /1/
        В.Г. Ардзинба особенно подробно изучал магию кузнечного дела , прослеживая её у абхазов и соседних народов /1/. Не могу за недостатком места пересказывать результаты его исследования, работа очень насыщенная и ценная. Можно узнать об обособленности кузнецов, о культе кузни (очень примечательно, что в заброшенных кузнях стваилась маоленькая модель кузни и совершались моления), о магии кузнечных орудий, о наследственности кузнечного дела (даже если человек не кузнец, он считался обладающим особыми способностями и его беды объяснялись тем, что он не выполняет предназначенное ему дело).  Помимо абхазов, разнообразные  верования вокруг кузнецов отмечены в Африке /№№ 3, 9, 10, 12, 16/, а также отмечены параллели кузнецов и шаманов в Сибири /4, 24/. Есть интересные работы и об античной мифологии, связанной с металлами /см. 23/.  В своей главе о металлах в античности Шмидт ссылается на свою статью, специально посвященную мифологии, к сожалению, я её пока не изучил: Шмидт Р.В. Металлическое производство в мифе и религии античной Греции. // Известия ГАИМК, т.9., 1931, вып.8-10.
В коллективной монографии 36 года мифология отражена мимоходом, Шмидт вкратце рассматривает образ бога Гефеста, как отражение фигуры древнего кузнеца. "В поэмах Гомера бог гефест выступает как кузнец-оружейник, но одновременно он и литейщик, и медник, и золотых и серебряных дел мастер. Образ Гефеста отражает первоначальную сосредоточенность всех этих функций в руках кузнеца." /22, с.160/. И всё же в Греции при сохранении отражения величия кузнеца в мифах, реальный кузнец становится почти обычным. В статье приводятся изображения на вазах кузницы и литейной мастерской, относящиеся к 6-5 вв. до н.э. В Африке и Сибири вера в то, что кузнец связан с кодовством, дожила до 20 века.
       Вот как описывает свою встречу с кузнецами Ганы - "афуоле" -  специалист по кузнечному делу Кузнецов (это не шутка): "Возле забетонированной площадки - места будущего пресса - полным-полно незнакомого мне народу. Даже учеников своих я и то не сразу признал - куда подевались их пестрые рубашки да джинсы! Все в набедренных повязках, с которых свешиваются железные цепочки. На шеях железные ожерелья, а в руках молотки. Рукоятки молотков украшены обезьяньими хвостами. " И в завершение разговора о кузнецах говорит: "Но все же кузнецы, объединенные в кланы, спаянные традициями, сохранили свое влияние. И в новой Африке на первых металлургических предприятиях никто не решался работать, кроме кузнецов. Железо ведь не каждого потерпит! Вместе с кузнецами пришли на заводы их ритуалы и обычаи, а потому перед установкой нового станка до сих пор приносят в жертву белую курицу Огуну-кузнецу и рыжую - огню. "
/12/.  Представляете, насколько глубокими и сильными должны были быть верования, окружавшие кузнецов?
       О кузнецах Африки хотелось бы поговорить отдельно. Почитание кузнецов доходило до того, что кузнечное дело считалось атрибутом царей. Упомянутый Кузнецов приводит данные историков: "
У народов, живших в царствах Торо, Анколе и Буганда (на территории нынешней Уганды), кузнечное дело было столь почетным, что все вожди обязаны были изучать его, а королям надлежало демонстрировать подданным свое искусство, собственноручно выковывая мотыгу перед началом полевых работ." /12/ Как мы видим, речь идет не о символе, а о реальном владении кузнечным делом для царя. Причем цари на деле были вождями, выборными выдающимися людьми, о чём достаточно подробно, с приведением источников, рассказывает Кобищанов /11,с.186/. Он подробно останавливается на значении кузнечества для царей. "Особенно знамениты цари-кузнецы и вожди-кузнецы у западных банту. Предания говорят о том, что средневековые царства Конго, Нгола (Ангола), Мукодо (Конго) и др. были основаны кузнецами. Согласно легенде пенде (Ангола), основатель их государства Бембо Каламба пришел к пенде, тогда ещё не знавшим земледелия, скотоводства, металлургии и других ремесел и занимавшимся охотой. Бембо пригнал с собой скот, научил пенде плавить и ковать железо, ткать ткани из волокон рафии, делать глиняные горшки. /.../
У банту уганды введение скотоводства и метталлургии железа приписывается легендарному "царю" Кинту, который в местных преданиях наделен общими чертами культурного героя" /11,с.187/.
Здесь мы убеждаемся, что догадки насчет реального, не сказочного ядра в мифах о культурном герое имеют под собой тврдую почву. Примером может послужить и мифологизация Миклухо-Маклая аборигенами Новой Гвинеи. Примечательно, что по совпадению Маклай не просто оказался (сознательно стал) настоящим "культурным героем", но и познакомил папуасов с железом, собственноручно изготовлял им серьги из металла. Итак, металл оказывается не только магическим веществом, но и символом цивилизации и власти. Кузнечный молот, наряду с другими регалиями составлял один из символов царской власти в Руанде вплоть до 1964 года.
       Особенно интересно кузнечное дело и отношение к нему у зулусов. Художественное и весьма яркое описание кузнечного "действа"можно найти у Риттера . "Чака потребовал, чтобы  кузнец  изготовил для него закаленный клинок из кричного железа или самородного металла. "В нем должно быть, конечно, заключено все твое  колдовство ", - внушительно добавил он, обращаясь к хозяину.  Достав "это", то ость человеческие сердце, печень и жир или то, что выдавалось за них, Нгоньяма стал произносить заклинания и не замолчал, пока клинок не раскалился в горне почти докрасна. Затем он положил "это" на гранитную наковальню, и кузнец провел клинком по останкам человека. Шипение мяса и особенно жира считалось признаком того, что духи одобрили как самый клинок, так и его будущего владельца. Разве не походило оно на шипение духов предков, когда они воплощались в неядовитых змей? Объяснения Нгоньямы показались Чаке вполне убедительными. Ведь, подобно всем своим предкам, он впитал эти верования с молоком матери. Думать иначе было бы ересью. Как только клинок охладился, шипение прекратилось, и Нгоньяма объявил, что духи удовлетворены. Доволен был и Чака. " /18/  То, что Чака присутствовал при ковке, и как бы учавствовал в ней, давая указания кузнецу каким должно быть новое оружие оправдывается тем, что Чака по сути уже был "царем". 
       Брайант начинает рассказ о кузнечном деле у зулусов так: "Сради ремесел у зулусов на первом плане стояло кузнечное. Кузнецы снабжали клан самыми важными изделиями - мотыгами для обработки полей, ассегаями для убоя животных и для сражений с врагом." /3, с.233/. После подробного исследования истории происхождения кузнечного дела в Африке, которое является древним и автохтонным, а не принесенным египтянами, арабами или европейцами. 
"у всех народов банту кузнечное ремесло передавалось в семье по наследству от отца к сыну. Это объясняется главным образом тем, что у кузнецов, как и у знахарей ( а у знахарей тоже соблюдался принцип наследственности) существовали особые приёмы, которые хранились в строжайшей тайне и ревниво оберегались. вероятно, поэтому кузнецы селились в уединенных местах, обычно в пересеченной скалистой местности, и посторонние старательно избегалипосещать эти места" /3, с.238/. Картина чётко выписана, причем это типично для всех кузнецов, уверен, что и для азиатских тоже. Обратите внимание на случайное - может и нет - но очень многозначительное совпадение - выбор для жилья скалистой дикой местности сразу напоминает нам пророков и их любовь к горам и пещерам. Именно в горной пещере было видение пророку Илии (3Царств 19:9-13). Скалы ассоциировались с духами и богами. Почему? Это просто - ведь там постоянно шумит ветер, конечно для древних это были голоса духов.  Герои, пророки и кузнецы нередко связаны со скалами. Прометей, по легенде, был прикован к горе.
      Продолжаем изучение зулусских кузнецов. "Разумеется, при плавке секреты производства могли быть раскрыты. Чтобы этого не случилось, кузнец всегда стремился вести работу в глуши, в уединении; никто не должен был видеть, что он делает. Считалось, что руда дает своё драгоценное содержимое в изобилии только в том случае, если при плавке она будет обрызгана жиром человека. Но всем было известно, что достать жир человека можно только убив человека. И уж, конечно, всем было ясно, что каждый кузнец должен находиться в соглашении с какими-то людьми, которых называли тёмными убийцами, а факт существования таких убийц был всем очевиден, ибо иногда необъяснимо исчезали люди. Однако личность этих убийц установить не удавалось, хотя подозрение падало на многих. Подозревали, конечно, и самих кузнецов; остерегались приближаться к их уединённым краалям" /3,с. 240/.  Перед нами начал раскрываться магический, колдовской образ колдуна, уходящий в глубокую древность. Не чужды суевериям о кузнецах были и славяне, но славянские верования достаточно изучены, Рыбаков /19/ остановился на этом вопросе достаточно подробно, посему я вынужденно умолчу о славянских верованиях. Замечу лишь, что суеверие, связанное с подковой, воплощает верование в то, что кузнец может сковать счастье, что нашло отражение и в теме свадьбы. Кузнец является как-бы посредником, хотя его силы, как и в верованиях Африки, часто считались тёмными. Отсюда и связь кузнеца с чертом. Собственно Аналогия Воланд (Вёлунд) = чёрт, тоже не случайна и связана с верованиями вокруг кузнеца.
Повсеместно мы встречаемся с двойственностью образа кузнеца - он как-бы совмещает доброе и злое начало. На этой ноте и вернёмся в Африку, где с помощью знатока африканской культуры Ольдерогге познакомимся с легендой о царе-кузнеце Сумаоро. Статья Ольдерогге посвящена не только фольклору, он раскрывает и некоторые стороны истории обработки металла в Африке, и говорит о роли кузнецов. Не могу не процитировать. "В руках кузнецов находятся и обработка металлов и искусство резьбы по дереву. У многих народов Судана кузнец изготовляет не только металлические орудия, оружие и украшения, но он также и скульптор - режет из дерева маски и статуэтки. К тому же он возглавляет обряды посвящения юношей и играет важную роль в организации тайных союзов. Высокое общественное положение кузнеца и связь его с искусством резьбы по дереву отмечена у многих народов Западной Африки, от Либерии до Анголы" /16, с.257/.
      Но самым интересным в статье является пересказ  легенды о Сумаоро, которую Ольдерогге слышал у гриотов, причем не просто соплеменников, но у лиц, считающихся потомками Сумаоро. 
Скорее всего, в легенде мало исторической правды, но для изучения образа кузнеца она очень важна. Сумаоро - царь кузнецов сосо. С ним сражается светлый герой Сундьят, причем оба наделены волшебной силой, и оба непобедимы, и оба уважают друг друга. Кузнец, что примечательно, ассоциируется с темной силой, можно сказать со злом. Итак, как предстает в легенде Сумаоро? "В народных преданиях Сумаоро, или Сумангуру, - великий волшебник. Буйная фантазия африканских сказителей разукрасила историю его рождения поразительными чудесами: он родился от двух матерей - Сансу и Дали, которые по очереди носили его во чреве в течении многих лет. сумаоро-Сумангуру происходил из рода Канте, которые издавна были кузнецами. В сказании, записанном Ньянем, говорится: "Сумаоро был прямым потомком кузнецов Диарисо, которые овладели огнём и научили людей обрабатывать железо". Предания рассказывают, что он обнес свой город тройной стеной и построил дворец с огромной семиэтажной башней, где были собраны всевозможные волшебства, чудесный балафон (!?), сосуды со снадобьями, - создание народной фантазии. Суомаро - царь кузнецов - железный царь - сам неуязвим для железа. Он может исчезать, принимать шестьдесят девять различных обличий и появляться в другом месте." /16.с.261-262/. в итоге Сумаоро так и остается непобежденным, хотя и был сломлен, в результате предательства потеряв волшебную силу. "по некоторым преданиям, он сам превратился в гору, по другим - он скрылся в пещере" /16, с .262/. Опять гора и пещера! Здесь определенно кузнецы аналогичны пророкам и колдунам. 
         Вот наконец, несколько кружным путём, мы подошли к аналогии кузнец и шаман. Почему кружным? Потому что самым важным для меня было проследить сходство с пророками, менее заметное, чем с шаманами. О сходстве кузнец - колдун упоминают все. Вот как обобщает данные по разным народам Африки Кузнецов (хоть он и не учёный, но его выводы вполне основательные): "
В Африке были целые племена кузнецов. Племя баньери в Того и Дагомее снабжало ножами, топорами, копьями и мотыгами окрестные племена. Еще мужчины-баньери торговали приворотным зельем, умели заговаривать зубы, в самом прямом смысле слова: они знали средства от зубной боли (впрочем, можно не сомневаться, что в переносном смысле они тоже умели зубы заговаривать - когда по свету ходишь да торгуешь, без этого не прожить). При случае баньери умели и дождь вызвать, и вредные чары разогнать. Соседние племена относились к ним с суеверным почтением: кузнецы все могут. Понятно, что сама слепая вера во всемогущество кузнецов-баньери помогала в лечении не меньше, чем травы и снадобья." /12/. Итак, знание, умение, магия слетаются воедино у кузнеца - этого древнейшего, первого в истории человечества мастера. И конечно соответствующая репутация и авторитет. По сопоставлению кузнец-шаман немного работ, как правило они написаны на локальном материале: якуты у Васильева /4/, африканские племена у Иорданского /9/, абхазы у Ардзинбы /1/. Но если соединить, получается довольно стройная картина. Ну и конечно, не забудем про маленький очерк "Шаманы и кузнецы" у Элиаде /24/. Начну с цитирования-пересказа-комментирования Элиаде /24.с.176.сл./. Ремесло кузнеца идет сразу после ремесла шамана. "Кузнец и шаман " - из одлного гнезда" - гласит якутская пословица. Долганы верят, что шаманы не могут "заглатывать" души кузнецов, потому что последние хранят свои души в огне; наоборот, кузнецы могут овладеть душой шамана и сжечь её. То есть кузнецы как бы тоже шаманы, но более сильные. В якутских мифах говорится, что кузнец получил своё ремесло от злого божества Кыдаай Максина, главного кузнеца нижнего мира. Кыдаай Максин - знаменитый мастер, это он чинит сломанные и отсеченные части тела героев. ему случается участвовать и в посвящении знаменитых шаманов другого мира: он закаляет их души так же, как железо. Здесь сплетаются кузнецы и шаманы в одном мифе, причем их объединяет огонь и общее дело. Исцеление уподобляется починке, и кузнец предствает полноценным пророком - колдующим, исцеляющим. Разве что о предсказаниях кузнецов не говорится, но как я уже показывал, у пророкоы бывает разный "набор" функций, не обязательно все.  Колдовство и мастерство - это виды мудрости, пророчество (предсказание) очень близко стоит.
Элиаде описывает кузнечные обряды, параллельные шаманским (вырывание сердца у коня и далее). "В подобных испытаниях легко узнаются шаманские выступления" - подобно кузнецам, шаманы являются "хозяевами" огня, но их магические возможности существенно выше" /24,с.177/.
"власть над огнём", а особенно магия металлов создали кузнецам повсюду репутацию опасных колдунов. Отсюда и двойственное к ним отношение: их одновременно и презирают и почитают. В Африке кузнецы создают иногда тайные общества с особыми ритуалами посвящения. В некоторых случаях наблюдается даже некий симбиоз между кузнецами и шаманами или целителями. В мифологии кузнецов мы находим сюжеты и мифы, заимствованные из мифологии шаманов и колдунов вообще. Ту же тенденцию можно проследить в фольклоре Европы.
         Итак, мы пришли к выводу об эзотеричности кузнечного дела, обнаружили множество сопровождавших его ритуалов и суеверий. Это приближает нас к истокам религии и к пониманию принципиальной роли "пророков" в процессе зарождения культуры и цивилизации, начиная с каменного века. Складывание религии идет параллельно складыванию цивилизации. После неолита место пророков по большей части занимают шаманы, кузнецы и вожди. Но кое-где, в архаических обществах (чаще скотоводческих), как в Израиле, пророки сохраняются во многом в первичном виде.   Мы узнали о кузнецах с новой, непривычной стороны. Кузнец предстал перед нами не как техник, а как колдун, имеющий дело с огнем и металлом. Перед нами "живой" культурный герой, создатель ремесел (и их хранитель). Некоторые черты первобытного пророка в кузнеце - изобретатетельность, коварство, использование умений (а не только знаний) - дополняет то, что сохранилось от первобытного пророка в фигуре шамана. Хотя и возникший позже шамана, кузнец является главным культуросозидателем, при этом не теряя сакрального ореола. В народных сказках кузнец так и остался загадочной фигурой, связанной с духами (что удачно отразил Гоголь в рассказе о кузнеце Вакуле).

  1. Ардзинба  В.Г. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов). // Древний Восток: этнокультурные связи. М.,1988. с.263-306. http://www.kolhida.ru/index.php3?path=_etnography/arts/&source=08
  2. Бедненко Г.  Вёлунд - кузнец, колдун и мститель. http://pryahi.indeep.ru/nordika/volund.html
  3. Брайант А.Т. Зулусский народ до прихода европейцев. Сокращ. Пер. с англ. М.:ИЛ,1953. С.233-242.
  4. Васильев В.Е.  «Хан первым ударял молотом по наковальне...»  О триаде «кузнец - шаман - воин». // ИЛИН. Исторический, культурологический журнал, 2001.  № 2 (25).       http://ilin-yakutsk.narod.ru/2001-2/47.htm  /кузнец  у якутов/
  5. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса: (Социологические проблемы развития науки и техники). М.:Политиздат,1976.
  6. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать: (История инженерной профессии и её роль в современной культуре).  М.:Знание,1987. С.23-28. (гл. «Миф, как зародыш проекта»)
  7. Грачева Н.В. К вопросу о происхождении этнонима “иври” (“ибирим”) http://www.humanities.edu.ru/db/msg/44560
  8. Гришин Ю.С. Древняя добыча меди и олова. М.:Наука,1980. 133с.
  9. Иорданский В.Б. Звери, люди, боги: (Очерки африканской мифологии). М.:Наука,1991. С.43-70. (Гл. «Деревенский кузнец - в жизни и в народном воображении»)
  10. Кениты. // Краткая еврейская энциклопедия.  т.4, кол. 224-225 
    http://www.eleven.co.il/article/12053
  11. Кобищанов Ю.М. Священные цари.  // Традиционные и синкретические религии Африки. М.:Наука,1986. С.184-211. (о кузнецах  с.186-187).
  12. Кузнецов  В.Л.  Кузнецы и Кузнецовы. / Записал и прокомментировал Л. Ольгин. // Вокруг света,  1970. №11 (2542), ноябрь  http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4459/
  13. Липперт Ю. История культуры. Пер. с нем. СПб.,1902. с.149-158. (гл. «Обработка металлов и их распространение»)
  14. Мелетинский  Е. М. Демиург. // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980.  Т.1. с.366. http://philologos.narod.ru/myth/demiurg.htm
  15. Мелетинский  Е.М. Предки Прометея (Культурный герой в мифе и эпосе). // Вестник истории мировой культуры. 1958, май-июнь. № 3(9). С. 114-132. http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky15.htm
  16. Ольдерогге Д. А. Сума-оро - царь кузнецов и древняя культура Западной Африки // Africana  (Африканский этнографический сборник) VII.: Этнография, история, лингвистика (ТИЭ, 1969; Т. 93). Л., 1969. с. 177-185. То же: Ольдерогге Д.А. Эпигамия: (Избранные статьи). М.:Наука,1983. С.254-264.
  17. Римшнейдер М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера. М.:Наука,1977. С.79-80.
  18. Риттер Э. А.  Зулус  Чака. Возвышение зулусской империи.  М.,1989. /Глава 3. Молодой воин. Пампата. Ассегай/  http://gumilevica.kulichki.net/Zulu/zulu03.htm
  19. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М.,1981.    http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Rubak/10.php
  20. Рындина Н.В. Человек у истоков металлургических знаний. // Путешествия в древность. М.:МГУ,1983. С.205-246.
  21. Черных Е.Н. Человек-металл-время. М.:Наука,1972. 208с.
  22. Шульц П.Н. Техника античного рабовладельческого общества. // Очерки истории техники докапиталистических формаций. М.-Л.: Изд-во АН СССР,1936. с.159-171. (гл.4:  «Горное дело, металлургия и металлообрабатывающее производство»)
  23. Элиадэ М. Великий павший бог и кузнец-колдун: Посейдон и Гефест. // Элиадэ М. История веры и религиозных идей. Т.1: От каменного века до элевсинских мистерий. Пер. с фр. М.,2001. http://psylib.org.ua/books/eliad02/txt11.htm
  24. Элиаде М. Шаманы и кузнецы. // Элиаде М. Космос и история: Избранные работы. Пер. с фр. М.:Прогресс,1987. С.176-180.    То же (другой перевод): Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Пер. с англ. Киев,2000. 472с.  Гл. 13. http://jungland.narod.ru/Library/Shamanism.htm#glava13


кузнецы, пророки, история, происхождение религии, шаманизм

Previous post Next post
Up