Шаманы и пророки

Apr 27, 2009 18:57

     Вокруг пророков много заблуждений. Наверное, именно потому не проводят сопоставление пророков и шаманов. Это связано с особенностями современного мышления. Для нас слово означает нечто конкретное, определенное, в древности же оно часто указывало на некую область явлений, внутри которой нет дифференциации. Можно назвать это первобытным языковым синкретизмом, или, лучше, первобытной нерасчлененностью. Именно неразделимостью  множества свойств и функций обладают как шаманы, так  и пророки. Причем пророки даже больше функций выполняют, чем шаманы. Это явно указывает на то, что пророчество  как социально-культурный феномен (не как институт) предшествует шаманству, не является поздним образованием.
      Главная ошибка считать что пророки - это прорицатели, причем прорицают какие-то великие события в далеком будущем. Этот стереотип сложился под влиянием редукции древнего и раннехристианского образа пророков до простых предсказателей пришествия Иисуса как Христа. Достаточно просто открыть так называемый Ветхий Завет - и почитать, мы убедимся что всё обстояло совсем не так. Там много сказано, хотя не всё сразу ясно. Да и сам Иисус, как я уже писал, тоже пророк, так что и Евангелия, и Деяния апостолов  лишним чтением не будут.  Пророк - это и ясновидящий, и предсказатель, и сновидец, толкователь снов,  и колдун, и целитель, и чудотворец, и учитель нравственности, и политический вождь, и народный лидер. Значительная часть этих функций сохранилась у шаманов, особенно в обществах, где отсутствует власть  в виде вождей. Пророк - "человек божий", шаман - говорящий с духами. О том, насколько связано раннее пророчество и суеверие, предсказание возможной смерти (если сделаешь то-то и то-то) наглядно повествует сюжет встречи двух пророков в 3-й книге Царств (вся глава 13). Чувствуется глубокий архаизм верований еврейского народа. Пророк явно более древняя фигура, не только чем царь и жрец, но даже чем вождь и шаман. Он стоит вне социальной иерархии - это важная особенность первобытного пророка как выделяющегося члена сообщества, которая наследовалась колдунами и - отчасти - кузнецами. Подобное выделение могло привести и к созданию вертикальной власти - ведь вне - может быть и над, подобно духам или божеству. В ранней традиции все царства были теократическими. То есть вождество тоже наследник "пророков", первобытных харизматов. И всё же наибольшее сходство можно найти именно между пророками и шаманами. В силу неизученности феномена пророчества у большинства народов, материал для сравнения заимствуется из еврейской традиции, так как она имеет частичную письменную фиксацию.


 Икона "Вознесение пророка Илии"

    Шаман, которого изучали этнографы -  уже не совсем первобытный колдун. Он стоит на пути трансформации в жреца, он уже часть традиции, есть определенные ритуалы и нормы для шаманов. Формализация - начало жречества, но пока нет государства - нет и шаманской организации. Жречество меня сейчас не интересует, а именно шаманы и шаманизм догосударственных народов и его соотнесенность с пророчеством, пусть поздним. Материалов достаточно. Помимо общего сопоставления пророков и шаманов необходимо провести полную аналогию деталей, выделяя как достоверные, так и гипотетические совпадения.
Ключевые моменты следующие:
  • предсказание или знамение до рождения, во время рождения, сразу после рождения
  • посвящение (инициация)
  • получение пророческого дара (аскеза)
  • шаманский/пророческий экстаз
  • духи-помошники
  • вызывание дождя
  • исцеления
  • говорение на языках
  • животные-помошники шаманов
  • полёты колдунов
  • одежда колдунов

Так как материала очень много, проведу некоторые сопоставления прежде всего на материале фигуры пророка Илии (=Элияху), очень ярко описанного и получившего почитание не только у евреев, но и во многих христианских культурах, на Руси - особенно. Илия во многом - прототип Иисуса, что особенно важно.
      Прежде всего большое заблуждение считать, что пророки говорили от имени бога. Не всегда у евреев было единобожие, но даже это не главное. В человека как бы вселяется дух, он становится как бы одержимым - не богом, но неким духм, посланником бога (ангелом) или напротив чуждым духом, "бесом". но различение от бога  - не от бога - позднее, первоначально как и у шманов это явно мог быть любой дух. "И я пророк такой же, как ты, и ангел говорил мне словом господним" (3Цар. 13:19). В Новом завете есть несколько упоминаний об изгнании бесов силой бесовской. При разговоре о лжепророках в Новом завете говорится, что они пророчествуют и совершают чудеса силой бесовской. Причем некоторые авторитетные христианские богословы (святые отцы) считали, что некоторые бесовские пророчества могут быть и правильными (т.е. исполняться), а чудеса - действительными. Приведу краткое описание духов-помошников и духов-покровителей шаманов из книги Элиаде. "Пора, однако, провести четкую грань между «близкими» духами и другой категорией более сильных духов, так называемых духов-покровителей; следует также отличать их от существ божественных и полубожественных, призываемых шаманами во время сеансов. Шаман - это человек, который имеет конкретные и прямые связи с богами и духами; он видит их лицом к лицу, говорит с ними, просит их, умоляет - но «контролирует» только ограниченное их количество. Тот или иной бог или дух, вызываемый во время шаманского транса, не является только в силу этого вызова «близким» духом или «духом-помощником» шамана" /17/. 
     О раннем периоде жизни Илии мы ничего не знаем, но есть много других примеров. К примеру - Иоанн Креститель, которого тоже сравнивали с Илией, как и (впоследствии) Иисуса. Захарии, отцу Иоанна, было явление ангела. "Ангел же сказал ему: не бойся Захария; ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и духа святого исполнится ещё от чрева матери своей. ... И предъидет пред ним в духе и силе Илии..." Лк.1:13-17). Захария не поверил, потребовал знамение, которое и было ему дано - одновременно и как наказание - временная немота. Посмотрим, как это соотносится с шаманизмом. Попов рассказывал: "Таким образом, по моим наблюдениям, у нганасанов, как и у других народностей Сибири, предполагается, что дар шаманства не приобретается по желанию. Сами духи избирают будущего шамана, иногда это  делают они до его появления на свет, когда он ещё во чреве матери" /12, с.95/. Заметим, как и шаманы, только некоторые пророки определяются с рождения, причем важно их происхождение, родословная. В ней должны присутствовать сильные шаманы. то есть происхождение не случайно, большую роль играет наследственность.
     Сюжеты призвания и посвящения в шаманы, получение пророческого дара (аскеза)  и шаманско-пророческий экстаз  к сожалению, здесь опускаются по ограничести объёма статьи. Эти темы наиболее тщательно разработаны в литературе, посвященной шаманам, и в приведенных в конце изданиях любознательный (и имеющий время, конечно) читатель найдет много материала для сопоставления. Избрание и посвящение  в шаманы(с сопутствующими "дарами"): Элиаде М. - 17; Новик Е.С. - 11, с.191-205; Алексеев Е.С. 1, с.98-141; В.Н. Басилов - 3, с.53-75; И.Т. Касавин - 7, с.60-62 (есть интересные замечания); Смоляк А.В. - 14, с.132-154.  О шаманском "экстазе" и обсуждение вопроса о "нормальности" шаманов -  В.М. Михайловский - 9, с.95-97; Элиаде М. - 17; В.Н. Басилов (особенно подробно) - 3, с.139-169; И.Т. Касавин - 7, с.64-66. К сожалению, таких обобщенных аналитических работ по феномену пророчества не имеется, по крайней мере на русском языке. В англоязычной и немецкой литературе, конечно, найдется что-то, но в основе всё равно будет лежать текст Ветхого Завета, прежде всего (с добавками апокрифов и кумранских текстов), так что лучше обращаться к первоисточнику.   
Остальные пункты по возможности будут рассмотрены. Напомню только об одном совпадении - искушения Иисуса в пустыне перед выступлением на проповедь  и испытания будущего шамана. Опять обращаемся к Попову.  "Во время своего искуса будущий шаман совершенно перерождается. Специальные духи-кузнецы выковывают на огне кости призываемого и закаливают их, "чтобы кости стали железными", выковывают сердце - "чтобы стало смелым и мужественным. Наделяют особыми прозорливыми глазами, видящими божеств и духов, незримых обычным людям." /12, с.95/. Испытание есть важный этап подготовки к посвящению /см.7.с.61/.

Илия - великий целитель. "И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек божий, и что слово господне в устах твоих истинно" (3Цар. 17:21-24).
Необычайно ценный и красноречивый фрагмент! Во-первых, Илия не просто молится, но как будто совершает какой-то обряд (троекратно "простерся"). Во-вторых, полное совпадение педставление о душе в книге Царств и в шаманизме, где шаман отправляется вдогонку, в мир духов. Из-за экономии места не приведу непосредственно "параллельные" места о шаманах, сюжет достаточно известный.  В-третьих , женщина не удивилась, то есть она и раньше верила в то, что "божий человек" может вернуть душу, это только нам исцеления и воскрешения, подобные тем, которые совершал Иисус, кажутся чем-то сверхъестественным и почти невозможным, тогда им скорее восхищались, чем удивлялись. И последнее, четвертое - чудо есть свидетельство подлинности слов пророка, сказанных от имени бога.
Иисус - тоже целитель, и он не одной молитвой или словом лечил, как может показаться. Встречается один интересный момент - использование слюны в исцелении. "Пророк" нуэров Нгунденг, по словам Эванс-Причарда,исцелял с помощью слюны. "Затем он совершал помазание своей слюной" /16, с.164/. Теперь Евангелие от Иоанна: "Сказав это, он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому" (Ин.9:6). Не думаю, что это случайное совпадение - волшебные  свойства слюны явно подразумеваются.
     Важная функция колдунов и шаманов - вызывание и/или предсказание дождя (думаю предсказание воспринималось как вызывание). Илия почитался на Руси как вызыватель дождя, ему молились о дожде.  Русь была земледельческой, а Илия вызывал дождь (как хороший шаман) - это отражено в каноническом тексте. "И сказал Илия Фесфитянин из жителей галаадских Ахаву: жив господь бог Израилев, пред которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему" (3Цар. 17:1.). Здесь мы видим, что Илия не от имени бога говорит, и не силой бога запрещает/вызывает дождь. Он именно сам решает и делает, а богом он только клянется. Фрезер отмечает, что власть над стихиями - не просто желание самих колдунов, а требование общества. "Свойства лекарственных растений и минералов, причины выпадения осадков и засухи, грома и молнии, смена времен года, фазы луны, дневное и годичное обращение солнца, движение звезд, тайны жизни и смерти - вещи, вызвавшие изумление первых философов-магов и по будившие их искать решение проблем, которые, без сомнения, часто привлекали их внимание по причине настойчивых требований клиентов. Последние ожидали от них не только понимания, но и управления великими природными процессами на благо людей. ...  Одной из главных задач общественной магии является управление погодой. В частности, она должна была обеспечивать достаточное количество осадков." /15/. Но пророки и колдуны умели использовать надежды общества в своих целях, шантажировать даже вождей (царей), что и продемонстрировал Илия. 
      Уже на примере случая с дождем видно, что чудеса носят характер не только исцелений и благодеяний, но и проклятий. Это полностью соответствует двойственное отношение к колдунам в примитивных обществах - они и насылают болезнь и лечат её. И что тут первично - ещё вопрос. В Новом завете мы видим, как апостолы проклятием ослепляют и убивают людей (случай с Петром и случай с Павлом), которые согласно церковной версии как бы выступают против них и против бога, вызывают "праведный" гнев. В яркой форме мы находим это уже у пророка Илии, который  "наказал" военачальника и множество людей смертью за то, что ему приказали явиться к царю. "И отвечал Илия и сказал ему: если я человек божий, то пусть огонь сойдет с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и его пятидесяток" (4Цар. 1:10). Дальше он проклинает царя, и тот умирает ("с постели, на которую ты лег, не сойдешь, но умрешь" (4Цар. 1:16).
Колдовской характер действий Илии тут более чем очевиден.
     Пророков боялись - как и колдунов, и не напрасно. Добродушием они явно не отличались. Елисей, ученик Илии, которого часто изображают на иконах, тому пример. "Когда он шел дорогой, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый, иди плешивый! Он оглянулся, и увидел их, и проклял их именем господним. И вышли две медведицы из леса, и  растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар. 2:23-24).  Здесь примечательно, что звери служат Елисею, как и Илие.
     Говорение на языках (т.н. "глассолалия") - феномен, который меня всегда удивлял в практике раннего христианства. Совершенно непонятная вещь. Но если обратимся к описании шаманских практик - становится яснее, обнаруживаются глубоко архаические корни этого загадочного обычая. Человек может говорить от духов, а духи другой страны или племени, конечно, говорят на других языках. Уже цитированный известный исследователь шаманства у нганасан, А.А. Попов, рассказывал о подобном случае. "Чирие,  не зная ни слова по эвенкийски, во время камлания, когда приходили к нему эвенкийские духи, начинал говорить по эвенкийски. Вот что говорил мне Чирие о своих эвенкийских духах. "Мои предки по материнской линии происходят от тунгусов с "шитыми" (татуированными) лицами. Они имели шаманов. Их духи приходят и находят меня и делают меня шаманом" /12, с.96/.

Мелик-Симонян отмечает: "Характерной особенностью ведунов является их связь с животным миром. Считается, что некоторые животные (с ведовством чаще всего ассоциируются совы, козы, вороны а также жабы, крысы, змеи, гиены) являются как-бы помошниками ведунов. "/8, с.122/ Открываем Библию и читаем об Илии. "И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил." (3Цар. 17:6).  Отголоски можно найти и в древнерусских  житиях святых, которым служили звери.  Кроме того, связь с животными напрямую связана с гаданиями и предсказаниями. Об этом говорил и Элиаде: "Изучение языка животных, прежде всего птичьего языка, во всем мире равнозначно познанию тайн природы и, как следствие, обретению пророческих способностей" /17/. 
     Вы думаете сходство Илии с шаманами и первобытными колдунами этим ограничивается?
Вознесение пророка Илии дает немалую задачку христианским толкователям Писания. В 4-й книге Царств (2:11) читаем: "Когда же они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо". Языческий характер рассказа очевиден. И то, что этот чудесно-магический сюжет был так любим в народе - строились даже храмы, посвященные вознесению пророка Илии, кажется неслучайным. Илия был одним из почитаемых в народ святых, с ним связывались молнии, то есть он впитал часть образа Перуна-громовержца.  Если вас не убедила моя догадка о шаманских корнях "вознесения" Илии, вот кое-что из африканских верований. "Одним из свойств, приписываемых ведунам, является способность летать. ... Полёт ведунов, по утверждениям африканцев, сопровождается таинственным свечением. Согласно верованиям эве, летящий ведун похож на огненный шар и, когда он продирается сквозь ветки деревьев, от него во все стороны летят искры" /8, с.121-122/. Сравните описание с иконой, фото которой я поместил. Богословы и так и сяк истолковывают вознесение, но ведь это не единственная цитата в Библии об Илии. Авдий говорил Илии: "Когда я пойду от тебя, тогда дух господень унесет тебя не знаю, куда" (3Цар. 18:12). Авдий явно верит в сверхъестественные возможности Илии (неважно - собственные, или от божества), который таинственно появляется и так же может исчезнуть.
      Начало Евангелия полностью повторяет легендарную историю Илии - 40-дневное путешествие "в пустыне", "просветление" и последующее призвание ученика. То ли Иисус воспроизводил легенду, то ли это мифологизация образа Иисуса у апостолов. Самое интересное, если первое окажется ближе к действительности (проверить это почти невозможно - при наличии единственого текста).  Здесь примечательно описание призвания ученика. "И нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал /=пахал -д.д./; двенадцать пар /волов/ было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил /Елисей/ волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою" (3Цар. 19:19-20). Ясно, что Иисус подражал Илии, не случайно его считали "вторым Илией". Это соответствует первобытным представлениям о переселении души - не о бессмертии тела, конечно. Так и Миклухо-Маклая считали белым папуасом - то есть ребенком белой женщины, в которую вошел дух старого папуаса.     
       Но самое интересое в описании призвания Елисея - накидывание на него своей милоти. Это знак посвящения!   Материал для сравнения из обычаев нуэров: "Что касается сыновей "пророка", то его "плащ" обычно получает самый честолюбивый из них, которому хочется заполучить духа, не прибегая, правда, к голодовкам" /16, с.165/.   Не думайте, что плащ или милоть - просто символ. Ему приписывали колдовскую силу. Не удивительно - видимо это идет с тех времен, когда люди не носили одежды и плащ (накидка) мог быть отличительной особенностью колдуна. "И взял Илия милоть свою,  свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху" (4Цар. 2:8). Что попросил Елисей у возносящегося Илии? "И сказал Елисей: дух, который на тебе, пусть будет на мне вдвойне" (4Цар. 2:9).  И Елисей получил просимое! "И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где господь, бог Илии - он самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей." (4Цар. 2:14).  Елисей получил шаманский дух, стал преемником Илии. Здесь милоть выступила в качестве аналога бубна, символа преемственности шаманов. Заметьте, что видимо "бога Илии" он просто не знал. Иисус, сын Сирахов, после восхваления Илии - "Как прославился ты, Илия, чудесами своими" (Сир. 48:4, см. вообще Сир.48.1-11, яркая характеристика образа Илии как пророка) - переходит к фигуре Елисея. "Илия был сокрыт вихрем, - и Елисей исполнился духом его, и во дни свои не трепетал пред князем; и никто не превозмог его. Ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса и по смерти дивны были дела его" (Сир.48:12-15). Прекрасное отражение архаических верований! Великий непобедимый шаман, тело которого и после смерти совершает чудеса, здесь явно просматривается поклонение костям предков. Намного позже мы встречаемся с почитанием мощей в христианстве, и с чудесами от мощей (чаще - исцеления).
    Думаю, я привел достаточно материала для раскрытия и подтверждения своих основных тезисов. Сделал я это так подробно потому, что трактовка необычная, а тексты редко кто внимательно  читает, в основном довольствуются краткими сведениями из третьих рук. Здесь же важен  именно анализ имеющихся у нас данных, позволяющий сделать достаточно выводов относительно сходства пророков и шаманов.

  1. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука,1984. 233с.
  2. Алексеев Н.А. Якутская мифология и шаманы. (1999)  http://www.zaimka.ru/religion/shamans.shtml
  3. Басилов В.Н. Избранники духов.  М.: Политиздат,1984. 208с.
  4. Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. / Пред. В.Р. Кабо. Пер. с англ. М.:Наука,1981. с.157-254.
  5. Кабо В.Р. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра,2002. /то же:  М.: Восточная литература,2007. 328с./ http://aboriginals.narod.ru/cc.htm
  6. Кабо В.Р. Шаманизм как форма религии раннепервобытного общества. // Девятнадцатая научная конференция по изучению Австралии и Океании. M., 1988, с.187-195.  http://aboriginals.narod.ru/Shamanism.htm 
  7. Касавин И.Т. Магия: её мнимые открытия и подлинные тайны. // Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М.:Политиздат,1990. с.58-81.
  8. Мелик-Симонян К.А. Ведовство и чародейство. // Традиционные и синкретические религии Африки. М.:Наука,1986. с.115-137.
  9. Михайловский В.М. Шаманство: (Сравнительно-этнографические очерки). Вып.1. М.,1892. 115с. http://relig-library.pstu.ru/catalog/587/book-587.djvu
  10. Новик Е.С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации. // Историко-этнографические исследования по фольклору. М.,1994. с.110-163.  http://www.ruthenia.ru/folklore/novik6.htm
  11. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. Л.: Наука,1984. 304с.
  12. Попов А.А. Нганасаны: социальное устройство и верования. Л.:Наука,1984. с.93-143.
  13. Ревуненкова Е.В. Проблемы шаманизма в трудах М. Элиаде. // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л.:Наука,1979. с.241-258. 
  14. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М.:Наука,1991. 279с. 
  15. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. Пер. с англ. М.:Политиздат,1980. http://psylib.org.ua/books/freze01/
  16. Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. Пер. с англ. М.:Наука,1985.
  17. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Пер. с англ. Киев,2000. 472с.  http://jungland.narod.ru/Library/Shamanism.htm   
     

пророки, чудеса

Previous post Next post
Up