Фильм А.Балабанова "Груз-200": День возмездия. Фильм о растоптанной любви. (part2)

Jul 10, 2013 08:34



( part1) (part2) ( part3)

Калякино и Ленинск
Нужно отметить, что все ключевые и главные герои пересекаются на хуторе у самой дороги, что тоже вполне символично. Калякино - это суть Перестройка, в которой все перевернулось и смешалось. Увозят невольницу, как заключенную в город Ленинск, который есть суть того советского светлого будущего, которое заповедовал нам когда-то товарищ Ленин, которое и стало настоящим для Анжелики, которую привезли насильно в наручниках. И дорога к этому светлому будущему пролегала через гигантские индустриальные стройки, это та мощь, в которой, где нет место человеку, это приданое молодоженам (ведь мент Журов везет свою невесту), которое оставила невесте Родина-мать, приданое которое юная невеста, в ближайшем будущем разбазарит за красные туфли и помаду.

Прим.: и опять, как в фильме "Я тоже хочу", всплывает тема Челябинска.

СправкаЛе́нинск - посёлок (основан в 1824 году) в России в Челябинской области, входит в состав Миасского городского округа. Население - 1713 человек (2002). Протяжённость посёлка с севера на юг - 3 км, с запада на восток - 3,5 км.

Посёлок основан в районе открытого в 1797 году Е. Мечниковым месторождения рудного золота. В 1824 году здесь был открыт Царёво-Александровский прииск, названный в честь императора Александра I. В 1824 году прииск посетил сам император Александр I. В 1842 году здесь был найден самый большой в России золотой самородок весом 36 кг, названный «Большой Треугольник».



Кульминация фильма: прошлое, настоящее и будущее Анжелики
В самом Ленинске, на квартире у мента Журова происходит кульминация фильма. Впрочем, основные и главные метафоры мы уже раскрыли, но нужно объединить все в одно целое, заполнить все пустые лунки и показать всю трагедию легкомысленной девки Анжелики, а главное - что все-таки скрывается в «Грузе-200», который незримо и постоянно присутствует в квартире рядом с «семейным очагом».

Итак, в квартиру привозят «Груз-200», мент Журов, хочет уже не просто физически, но и духовно добить Анжелику, растоптать и ее любовь, как последний стержень, любовь - на которую она сама уже наступила в своих красных туфлях. Подельник Журова, не удостаивая Анжелику взгляда, швыряет ей на кровать труп жениха-десантника - т.е. "мертвый афган", кидают на кровать, к ногам России, которому она изменила и вспоминает о нем лишь только в тяжелые для нее моменты. Но кто поможет ей, если «афган» уже мертв? Символично, что десантника, предварительно прицепив все уже не нужные ему награды, бросает на кровать именно актер Александр Мосин - бывший десантник, прошедший Афганистан и Чечню. Это личная открытка от А.Балабанова, также прослужившего в десантных войсках, и от его друзей - открытка той самой России, которая купилась на красные туфли, оставив свою первую любовь.

Мент Журов читает России письма из Афганистана, на которые Россия не отвечала, а может быть и даже не читала. Насколько важно бойцу на передовой, в адском котелке, знать, что у него тылы крепкие, что ему есть куда вернуться, что его любят и ждут - тогда это ему придает силы и надежды, его стержень любви крепок, позволяя оставаться человеком в этой бесчеловечной бойни. Но Россия молчит. В ад в расход посылают новые «консервы», а на чужую постель поруганной России, бросают труп «мертвого афгана», который мечтал вернуться к себе домой.

И тут, как думаю, самый момент раскрыть полностью крышку «Груза-200». Обратил ли кто-нибудь на цифры на гробе? Режиссер явно хотел, чтобы эти цифры въелись в глаза, и многие кадры так построены, что понимаешь, что цифры имеют тоже свою смысловую нагрузку. «348». В правой части гроба, где цифры больше, между четверкой и восьмеркой, краска, как бы потекла, но в том-то и дело, что А.Балабанов, который снимает только то, что реально, это подтек сделан явно искусственно, намеренно - он мозолит глаза.

Когда дело касается тотальной мерзости, и когда ожидаются большие катаклизмы и последствия, открывают пророка Исайю, который относится к большим пророкам Библии, смотрим 34-ую главу, 8-ой стих:

Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.
(Ис.34:8)

«Груз-200» - это то возмездие Бога всей России и всему человечеству, за отступление от Него, и погружение в пучину той мерзости, за то, что набросились на плоды с «дерева соблазна» и пожирают их, превращаясь в моральных уродов. Это то, что сейчас хлынуло из всех щелей в виде, морального разложения, педерастии, педофилии, абортов, проституции, коррупции - переход человека в состояние животного. Сион - это священная гора Бога, символ духовной чистоты, к которой должна стремиться душа. Но теперь это место топчут грязными ногами, и наступает мерзость запустения.


15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
(Матф.24:15-22)

И вот наступает момент мщения - входит Антонина, со своим грузом, в виде массивного чемодана, расчехляет свою двустволку именно на «Грузе-200» и пристреливает, как бешенного пса, мента Журова. На самом деле, это только промежуточное возмездие, т.к. Журов отделался легкой смертью, а Бог справедливый судья, и каждый получает по своим заслугам в полной мере. Но в фильме главная тема не воздаяния, а участь Анжелики.

И какое естественное продолжение, уверен, ожидали все? Верно, то, что Антонина освободит бедную, измочаленную Анжелику. Но, Антонина поворачивается и уходит.

Ономастическая справка
Имя Антонина: Предположительно оно происходит от греческого слова «antao». В переводе это слово означает «вступающая в бой», «состязающаяся в силе», «противостоящая», «противница», «достойная похвалы». Версии происхождения имени Антонина очень спорные. Имя Антонида является греческим патронимом и означает «дочь Антония». Есть еще иной вариант перевода - «просторная», «широкая».

Психологическое значение имени Антонина: Несмотря на значение своего имени, побуждающего к решительным действиям, в жизни Антонина - тихая, не приметливая. Склонна к рукоделию, шитью, к любой другой несколько однообразной работе. Никогда не упустит свою выгоду, но сделает это деликатно. В отношениях с родственниками бывает порою жесткой, даже жестокой, укоряя давними обидами. Семейная жизнь у Антонины складывается драматично. Не ужившись с первым мужем из-за его пристрастия к спиртному, она, как правило, избавляется и от второго, тоже попивающего, и предпочитает жить одна. Детей научит всему, что знает и умеет сама.


Антонина, это суть Родина-Мать, т.е. Россия советских времен, которая терпела своего мужа - пьяницу, но зато правильного, мечтающего о «Городе-Солнце», построенном на христианской морали, муже, который до конца оставался честным и верным своему слову, в отличии от современной Анжелики, которая с легкостью продалась за сверкающие побрякушки и бросилась на шею смазливому охламону. Поэтому Антонина и не освободила Анжелику - в девке ничего уже не осталось человеческого, любовь ее растоптана и сломана, и женщина-мать оставляет ее среди всего это маразма в дерьме, с кишащими мухами, выпивкой, двумя трупами урки и мента, по разные стороны от нее, и с «мертвым афганом», от которого она уже никогда не освободится, который навечно повенчан с ней.

Т.е. Антонина это суть прошлое России, она приезжает в Ленинск под ту же песню Ю.Лозы «Мой маленький плот», под которую мент Журов увозил свою невесту. Подъезжая к Ленинску, она горько взирает на то приданное, которое досталось Анжелики. Анжелика суть настоящее
(для 1984 года, как заявлено в конце фильма - год, в котором разворачиваются события фильма). Но кто же тогда будущее Анжелики? Должна быть еще третья женщина в квартире….


- Пирожок с «капустой» хочешь?

…это сама мать Журова, апатичная, равнодушная, старая вонючая старуха, без имени, безродная, чья жизнь проходит только у телевизора, в которой не проглядывается ни капельки любви. Это и есть будущее Анжелики, за пирожок с баксами - с этой старухой Анжелика и остается в своем «семейном очаге». Это то, что ждет тех, кто соблазнился плодами с «дерева соблазна» - юная, наивная девушка Анжелина, превратится в старую вонючую старуху, с атрофированными мозгами.

Православный Алексей и атеист Артем
Если до сих пор мы следили только за разворачивающейся хроникой событий, главным сюжетом фильма, раскрывающим реальную картину того, что было, есть и будет, то фоном, параллельно разворачивается другая сюжетная линия, которая может быть не так явна - это постоянный спор верующего Алексея и атеиста Артема. Даже, когда мы этого не видим, и когда главные герои разделены в пространстве и времени - между ними идет постоянный спор. Это война идеологий - веры или безверия, в какую сторону по дороге направится из отправной точки в Калякино - налево или направо.

И Алексей побеждает - он выбирает смерть и идет на смерть, по сути жертвует собой. Артемий боится смерти, хочет убежать от нее, но чуть не попадает под грузовик. Но смысл жертвы Алексея? Жертва приносится за кого-то или что-то, во спасение кого-то, иначе жертва становится бессмысленной. Алексей в первую очередь приносит жертву за себя - за спасение своей души, т.к. он понимает, что «Город Солнца» - это утопия, Царство Небесное нельзя построить на земле.

Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
(Иоан.18:36)



И мент Журов перерубает все канаты, которыми Алексей был привязан к этой утопии, разрушает эту иллюзию, растаптывает ее, и Алексей, свободно вздохнув идет на смерть, т.к. знает, что смерти нет, после смерти все изменится. Кто-то может считать, что его фраза: «Скоро все изменится!» относится к России… но его смерть, только усугубляет положение девицы - ему нет никакого интереса до нее, она уже сделала свой выбор и теперь она та пустышка, которую не вырвешь из цепких рук взрослых дядек.

Он идет на смерть, т.к. понимает, что иначе сам может уйти в вечную погибель души, т.к. если на трезвую голову он говорит правильные и красивые вещи, проповедует Царствие Небесное, т.е. христианские заповеди, то алкоголь все это перечеркивает - ведь на месте мента Журова , в роли «жениха» мог оказаться он, в поисках приключений по заблудшей Анжелике.

ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал.5:21)

Алексей также приносит жертву за свои прежние грехи - ведь алкаш-урка в роли Баширова, который насилует Анжелику, это потомок, плод, самого бывшего урки Алексея - «Что посеет человек, то и пожнет»(Гал.6:7); это уголовная романтика, которой болела вся страна, и которую распространяли такие, как Алексей. Теперь пришло время заплатить по счетам и срывать прогнившие плоды - каждый ответствен за то, что делает. И между профессором научного атеизма и Антониной происходит ключевой разговор, который становится переломным для самого Артемия:


- Но если вам что-то понадобится…
- Алексей сказал, чем раньше нас Господь забирает к себе, тем меньше у нас возможностей согрешить.
И, как не парадоксально, Алексей также приносит жертву и за… Артемия! Жертва во спасения Артемия. Смерть Алексея рождает нового человека - Артемий, в постоянных раздумьях о том, что вот человек идет на верную смерть, в раздумьях о своей духовной слабости и безвольности, в сравнении с этим человеком, а потом этот случай, когда он сам чуть не вкусил смерти под колесами грузовика, и только благодаря, какому-то чуду остается жив - и он понимает, что смерти нет! Бог есть! Это как Св.Мария Скобцова, которая в фашистском концлагере, уходит в газовую камеру вместо своей сокамерницы, чтобы доказать, что смерти нет - Бог есть. И Артемий идет креститься. Алексей победил Артемия, точнее одна идеология победила другую, и в этом смысле, действительно - «скоро все изменится».

(продолжение следует...)

=update (19 июля 2013)=
в статье ошибка (спасибо за подсказку brusilov_14) - хутор называется не Калякино, а Каляево по имени террориста-революционера, убившего Великого Князя, брата Царя.

Т.е. начальная точка хронологии передвигается еще дальше и краски углубляются. В молодости режиссер участвовал в съемках проекта "Путь к Восходу" (источник), где должен был показан путь роста могущества и процветания СССР, А.Балабанов же показал совсем другой путь - путь начала краха, который начался с крови, путь начала безбожия.

( part1) (part2) ( part3)

обсуждение в группе drugoe_kino:
(part1)( part2)

(с) Дрэничеру Александр
"Записки мирянина"

Рубрика:
"Иди и видь"

Заметки по теме:
"Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу".
доп.теги:
А.Балабанов
рецензия
толкование

9 июля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Previous post Next post
Up