Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.
(Ис.34:8)
(part1) (
part2) (
part3)
После первого моего расклада-анализа (все-таки мне трудно это назвать рецензией или критикой) фильма «Я тоже хочу» (см.заметку:
"Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу"), вдруг почему-то возникла тема фильма «Груз-200» - один читатель за другим стали спрашивать по поводу него и делиться своими мыслями. Как постоянно в своих заметках упоминаю, что нет ничего случайного, то поэтому подумал, что стоит пересмотреть «Груз-200», тем более, что после «Я тоже хочу», начинаешь переоценивать все творчество А.Балабанова и смотреть на него другими глазами. Понимал ли я много лет назад, когда смотрел «Груз-200», что это не просто весьма сильный, добротно и откровенно снятый "чернушный" фильм, а самая настоящая притча, со своими скрытыми символами и даже провидением? Нет, конечно.
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
(Матф.13:13-15)
Если смерть А.Балабанова и вся мистика вокруг фильма «Я тоже хочу» подняла большую волну интереса к самому фильму, то
падение на 40-ой день после смерти А.Балабанова колокольни, в котором снимался фильм, подняло новую большую волну интереса вообще ко всему творчеству покойного режиссера. Нет ничего случайного в этой жизни. Более того, долго не хотел браться за эту рецензию, но одна особенная деталь, в сцене с гробом, как последняя капля, все-таки заставила взяться за перо. Но обо всем по-порядку.
Итак, давайте, просмотрим фильм «Груз-200» новыми глазами. Конечно, в отличии от «Я тоже хочу», в котором прямо буквально прочитывается Евангельский сюжет, то в «Грузе-200» не все так однозначно, нет такого же буквализма, и каждый волен воспринимать его по своему, но все же он метафоричен. Более того - фильм «Я тоже хочу», это естественное продолжение «Груза-200» - они вместе составляют одно целое. Вот на метафорах и заострим внимание.
Как и в случае с «Я тоже хочу» важно найти ключевую сцену, которая раскрывает весь фильм, как запертую шкатулку, или заводит весь фильм, как «заводной апельсин». В принципе их две - это шедевральный проезд мента Журова со своей жертвой к Ленинску, и вторая сцена, где обнаженная и поруганная девушка лежит между тремя трупами: десантника, уголовника и мента. Вот со второй и начнем.
"В "Грузе" там все персонажи это прообраз того, что творилось с нашей страной в перестроечное время. Не смотря на всю чернушность самого фильма, образы подобраны довольно точно и именно так как и было. Маньяк тот образ мертвого внутренне Запада, а девушка - чистая, не уже немного вкусившая запретного плода Росссия. И там тоже каждая фраза свой смысл несет и фильм заканчивается двоедорожием. Один из героев-преподаватель атеизма приходит в Храм креститься, а молодой парень выбирает дорогу бизнеса. Герой Серебрякова там чудесный образ светлого капитализма со своим понимаем Рая на земле".
Ирина Сидорова.
В принципе, этим комментарием моей знакомой все самое важное о фильме и сказано. Не во всем с ним согласен, но с него началось все переосмысление фильма, а потом вдруг «случайно» появился еще автор рецензии
««Груз 200». Размышление над фильмом», который также помог своими комментариями.
Итак, перед нами разворачивается трагедия России, правопреемницы СССР - в фильме показано ее прошлое, настоящее и будущее (об этом поговорим ниже). И в самой кульминации фильма, Россия предстает пред нами валяющейся на полу, изнасилованная, растерзанная, как дешевая проститутка в красных туфлях на голое тело, между тремя трупами:
- труп жениха-десантника: десантник, который есть суть советская десантура и воины, т.е. советская армия, участвовавшая в позорно слитой войне в Афганистане, о которых страна забыла и по сути сдала и списала, как ненужный утиль и отход. Это труп, который намертво привязан наручниками к стране-девушке - этот тот скелет в шкафу, от которого, никак не избавишься и не вычеркнешь из истории;
- труп уголовника: уголовник, который поимел девушку и воспользовался ею по полной, который есть суть - та беспредельная преступность, которая наводнила всю страну и насиловала ее в 90х , беспредельно хозяйничала, взобравшись грязными ногами в постель;
- труп импотента мента: мента, который беспомощно и равнодушно наблюдал, как преступность насилует страну. По сути, внутренне мент (прим.: я намеренно называю «мент», а не милиционер, дабы отделить понятие преступной милиции от добропорядочных милиционеров) , тот же уголовник, только с другой стороны и в погонах - он получает внутренне удовлетворение от наблюдаемого бесчинства, ибо он ощущает себя хозяином положения - не партийные боссы, которые безгранично правили, а именно он - теперь пришло его время, теперь он реальная власть. По сути он с уголовником брат-близнец, но у него есть одно важное преимущество - он может безнаказанно убивать своего брата (что и видим в сцене, когда мент Журов заметает малину на квартире у алкаша, в роли Баширова).
В сцене, незримо присутствуют еще одни определяющие герои, которые раскрывают всю истории трагедии девушки России, которая искала свободной любви и забав, и нашла ее на грязной постели среди разлаживающихся трупов и роя мух, но главное - в ней присутствует тот самый «Груз-200», в котором и находится послание всем нам ныне живущим. Но обо всем по порядку.
Приключение Алисы в стране чудес
Некий ушлый парень, без рода и корней, который не понятно откуда взялся, это суть Запад. Носит яркую красную футболку, с большой надписью «СССР» - т.е. это самая главная, красная цель его интересов. Россия, как легкомысленная девушка старлетка, ищет приключений на свою голову и ведет себя, как последняя шлюха - вместо того, чтобы сохранять верность своему жениху десантнику и дожидаться его, она начинает заигрывать с Западом. Жених надежен для семейной будущей жизни, но с ним не так интересно, к тому же он беден, и у него нет тех штучек, которые так соблазняют ветреное девичье сердце, поэтому, почему бы и не пофлиртовать на лево.
Не прелюбодействуй.
(Исх.20:14)
Анжелика, так зовут главную героиню, на самом деле внутри еще наивный ребенок, комсомолка, как дочь партийного работника, воспитана в вере в светлое будущее, но с взрослением, видя всю семейную кухню изнутри, понимает, что горизонты, которые ей сулит отец, не такие светлые и ясные, поэтому, как любой тинэйджер, она особо чувствует всякую ложь и желает всячески вырваться из под гнета и контроля отца и обрести свободу. И тут как раз и подворачивается Запад, который давно уже пасётся у ее дома, подбрасывая ей через бетонный забор всяческую фарцовку в красочной упаковке.
Нет, однозначно Анжела не была изначально такой испорченной, ведь душа у нее суть ангельская.
Ономастическая справка:
Анжела - «ангельская» (фр.-греч.).
Анжела, как мы можем заметить, нервна, непостоянна, любит комфорт, изящество. Фантазерка, живет в мире, созданном ее воображением. Отрицает действительность. Это - поэтесса, которая мечтает, но никогда не воплощает свои мечты в жизнь.
Видит мир через призму своих эмоций. Сильно поддается чужому влиянию. Импульсивна, возбудима, а это часто приводит к нерешительности.
Натура неуравновешенная, готовая к самопожертвованию. Подвержена нервным срывам и часто беспомощна и бессильна перед сложившейся ситуацией. Не всегда может принять правильное решение, осторожна в поступках. О деятельности только размышляет. Она неорганизованна.
Но к моменту повествования, по ее вульгарному и нелепому виду, словно накрашенная сельская корова, вышедшая на городскую площадь, можно понять, что она уже успела вкусить запретных плодов с «дерева соблазна», которые взрастил Запад - плоды, о которых она тайно всегда мечтала и грезила, вдруг стали доступными, как никогда.
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела;
(Быт.3:1-6)
И вот от поедания этих плодов, девушка уподобляется невесте Запада - предел ее мечтаний это красные туфли. Где в Советскому Союзе можно было найти еще такие красные туфли, мечта фетишистов, в которых можно было сойти за Мерлин Монро и стать объектом вожделений мужчин? Правильно - только с того дерева, что росло за забором, т.е. за бугром. В Советском Союзе таких туфель нельзя было найти, разве что только калоши с красной стелькой. Вкусив плодов и насытившись, тело жаждет приключений, которые Анжелика и находит на свою ветренную голову.
С легкодоступной особой, каждый волен вытворять все, что хочет - теперь игры в куклы закончились. Теперь она сама становится куклой
в чужих играх и переходит из рук в руки - она не вольна над собой, она полностью во власти сильных дядек. Так она вначале попадает на хутор в Калякино, скрывается в сарае от Алексея, а потом ее подбирает Журов.
И вот, даже тогда, когда мент Журов только-только собирается увезти ее из хутора Калякино к ее новому «семейному очагу», уже после того, как мираж светлого розового будущего был изощрено поруган бутылкой в бане, и предстала реальность темноты, в ее пугающей черной грязи, когда уже стало ясно, что ничего хорошего ее впереди не ожидает, разве только круги ада, она все еще держится за те соблазны о которых грезила - она вдруг вспоминает, что забыла в бане свои красные туфли. У нее был еще шанс для спасения - отказать от этих туфель, за которые она продала свою душу, оставить, как улику, по которой следственные органы, выйдут на оборотня в погонах, но она сама ставит крест на своем спасении и для нее начинается новая жизнь.
Детство Алисы кончилось. Западная кукла, которую мы увидим в углу ее нового "семейного очага", оказалась «Прелестной Долли» (известный фильм ужаса 90х годов), исполненной злого духа.
(part1) (
part2) (
part3)
обсуждение в группе
drugoe_kino:
(
part1)(
part2)
(с) Дрэничеру Александр
"Записки мирянина" Рубрика:
"Иди и видь" Заметки по теме:
"Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу".доп.теги:
А.Балабанов рецензия толкование 9 июля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com