страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение ч.1. Очки ч.2 Соборовка ч.3 Курган ч.4 Самодуровка XVII - нач. XX вв.
ч.5 Соборовка и Самодуровка 1930-е ч.6 Кретовы из Молотычей ч.7 водохранилище на Свапе Игишево.
Едем просёлком в направлении на Красавку. Комбайны работают на полях. Миновав одну лесополосу, поворачиваем влево немного не доезжая следующей.
Эта грунтовая дорога как будто немного сместилось, то ли мне чудится, что в мае она проходила по другую сторону лесополосы, то ли нет.
Въезжаем в Игишево (бывш. Самодуровка). Современным названием деревня обязана капитану Г.И. Игишеву, артиллеристы которого упорно противостояли немецкому наступлению и почти все погибли в неравном бою неподалёку от деревни.
Едем по улице Игишево (фото деревни см. также
здесь). Поначалу деревня немного похожа на Соборовку - тоже дома по одной стороне и деревья, кусты - по другой:
.
Но эта деревня более обжитая. А далее есть весьма и весьма крутые спуски-подъёмы:
В деревне есть водоразборные колонки. Пополняем запасы воды. Вода хорошая, достаточно вкусная, но ощущается привкус ржавчины от водопроводных труб.
Есть, как минимум, два пруда. Возле которого то из них жил мой прадед?
За деревьями - один из прудов.
При выезде на асфальт пропускаем «Камаз» - он хорошо слышен, а вот обзор просто никакой: мешает откос асфальтовой дороги, уходящий под острым углом крутым подъёмом. Да ещё и перегиб асфальтовой дороги в конце подъема, расположенный к тому же на повороте. Водитель «Камаза» это место, очевидно, знает, и приближается к нему медленно.
Спуск. Подъём. Возле дороги - здание церкви возле кладбища. Наверное, это единственная сохранившаяся довоенная постройка. Других старинных каменных зданий мы в селе и на этот раз не видели, а деревянные, как я думаю, едва ли могли пережить сражение на Соборовском поле. Впрочем, мы видели не все постройки села.
Храм в Игишево (кадры за май):
.
.
Как знать, может быть, в этот храм когда-то давно заходили и мои предки? И как знать, может быть, именно здесь проходили собрания сельских жителей в первой половине XX в? Всё-таки это как-никак и сейчас самый что ни на есть центр села. Впрочем этого я наверняка не знаю. А вот зато точно знаю, что в этом здании в 1960-х гг. располагалась сельская школа, в которую мой папа ежедневно ходил пешком учиться из Подсоборовки за 8 км.
Самодуровка XVII - нач.XX вв.
Относительно первоначального названия деревни поясню следующее. «Самодурами» в старину власти могли называть переселенцев, осевших на новом месте по своему усмотрению, а не там где им было позволено. По этому принципу в начале XVIII в. возникли две Самодуровки в нынешнем Сапожковском районе Рязанской области (согласно сайту
http://foto-planeta.com/np/122922/novokrasnoe.html). По этому же самому принципу в конце XIX в. возникла Самодуровка, а ныне райцентр Затобольск в Кустанайской области (согласно
http://forum.vgd.ru/8/17894/0.htm). А также Самодуровка возле Минусинска (
http://forum-eurasica.ru/hst/adrianov1/33-viii-minusinsk/ ).
Но, кроме того, «самодурами» ещё называли некоторых староверов. Староверами, например, была основана в XIX в. Самодуровка в Алтайском крае. Так что самовольное поселение и староверы - две версии разные, впрочем, но не взаимоисключающие. И примером того является возникшая в XVIII в деревня Самодуровка Хвалынского уезда Саратовской губернии, а ныне село Белогорное Вольского района (согласно: Половинкин П.В. Вторая Москва на сайте
http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-1041). А как именно обстояло дело на севере Курской области - этого я не знаю.
Н.А. Благовещенский пишет: На самом севере уезда, на р. Свапе, на татарском ее берегу, лежит дер. Самодуровка...» Итак, левый берег Свапы назвался «татарским», но, конечно, не потому, что там жили татары, а потому что с той, с южной стороны из-за Свапы разбоем приходили Пахнутцевой дорогой татарские конные отряды. Пахнутцев шлях как раз шёл возле Самодуровки.
Исторически Самодуровка тесно связана с соседними сёлами - Тёплым Колодезем и Молотычами. Настолько тесно, что переписчики населения в ревизских сказках обозначали Самодуровку и Тёплый Колодезь как одно целое. Например, в последней ревизии они значатся как «Тёплый Колодезь (Самодуровка)». По-видимому, все эти селения возникли ещё в XVII в. Во всяком случае, по ревизской сказке 1719 г. в Тёплом Колодезе насчитывалось уже более 30 дворов.
Н.А. Благовещенский в книге «Четвертное право» (издана в 1899 г., посмотреть можно например, здесь
http://my.mail.ru/community/rodoslow/journal) пишет: «Вся эта обширная местность охвачена была неразмежеванной громадной дачей... входила.. в Глебовскую дачу. /В последующем/ при генеральном межевании… помянутые три села замежеваны особой дачей. Впоследствии только Молотычам удалось отмежеваться в особняк. В этих селениях заимщиков было много, а именно, в Самодуровке 8, в Теплом 6 и в Молотычах 8».
Жители Самодуровки были однодворцами (в XIX веке значатся государственными крестьянами). Однодворцы же нередко происходили от детей боярских. В допетровское время занимались обычным крестьянским бытом мирного времени, а на время военной опасности собирались в ополчение. По мере продвижения границы государства к югу, военная угроза с юга отдалялась, и однодворцы с середины XVII в. всё более сосредотачивались на сельском хозяйстве… Петровские реформы начала XVIII в. преобразовали российскую армию. Они закрепили ориентацию однодворцев на сельский быт, но в то же время явили такое явление, как рекрутчина.
Наиболее вероятным местом, откуда многие переселенцы прибыли в Усожский стан, в т.ч. и в Самодуровку, считается Орловский уезд. (Н.А. Благовещенский. Четвертное право, 1899).
Одними из жителей Самодуровки и Тёплого Колодезя издавна были Овсянниковы. Согласно Н.А. Благовещенскому, Овсянниковы были в числе заимщиков и в Самодуровке, и в Тёплом Колодезе.
Н.А Благовещенский в книге «Четверное право» пишет следующее: «…в высшей степени трудно дать ответ на поставленный вопрос: однофамильцы или родственники однодворцы Овсянниковы? Тургенев знал эту фамилию и в Орловской губернии, как же после этого судить о фатежских Овсянниковых? Что предки их или, вернее, часть предков пришла в свое время из Орловской губернии, это мы знаем из местных исследований земских статистиков, но особенных подробностей в памяти крестьян не сохранилось, а иные источники вроде писцовых книг случайны и скудны: скудна вообще источниками история нашего крестьянства, и избыть этой скудости мы подчас совсем не в силах. Волей-неволей приходится удовлетворяться предположениями, а еще чаще самыми смелыми гипотезами. По складу однодворческой жизни, по историческому развитию института четвертного владения, я лично склонен предположить, что… также родственники фатежские Овсянниковы между собой и с тургеневским однодворцем Овсянниковым. Но ведь это - гипотеза, и быть может, до смешного смелая…»
То, что Овсянниковы переселились в Фатежский уезд из Орловского уезда, само по себе довольно интересно (см. тему Орёл - Жуковка), но в этой теме ограничимся Фатежским уездом.
В первой ревизской «скаске» 1719 г. в Тёплом Колодезе перечислено 8 дворов, принадлежавших Овсянниковым (каждый четвёртый). Занятно, что фамилия в то время писалась как «Овсяняковъ» (звук «и» иногда писался как «я»). В каждом дворе (кроме одного) жил владелец с роднёй - то могли быть братья, дети, внуки. Судя по отчествам, все эти Овсяняковы были потомками 8 человек: Селявана, Ивана, Костетяна, Евдокима, Сергея, Петра, Силеентия (?), Г(? -неразборчиво). За неимением времени я не разбирал подробно записи по всем дворам, так что мог кого-то и не заметить. И возраст однодворцев не фиксировал. Но по общим прикидкам можно сказать, что упомянутые 8 человек родились ориентировочно не позже 1670-х.
В последующие два века их потомки сотворили настоящий «демографический взрыв» на севере современной Курской области. В последней ревизии 1858 г. я насчитал в Тёплом Колодезе, Самодуровке Красавке, хуторе Авсяникове и хуторе Ефимове около 500 (!) Овсянниковых, проживавших в 61-м дворе.
Казалось бы, это трудно представить! Ан нет. Мне представляется, что дочери нередко могли выходить замуж и в окрестные сёла, а сыновья обычно оставались при родном селе. И всего то достаточно, чтобы у каждого из 8 селян и их потомков в среднем рождалось по три сына. Даже с учётом высокой смертности (по ревизской сказке 1858 г. получается, что каждый пятый умирал до 18 лет) и небольшого оттока населения в другие губернии, уже через пять поколений в этом случае число однофамильцев с восьми увеличивается более чем до пятисот.
Исходя из этого несложного подсчёта можно сделать вывод, что на протяжении двухсот лет крестьянские семьи были большие, и детей рождалось в среднем по шесть-семь у каждой пары.
Согласно Н.А. Благовещенскому, фамилию Овсянниковых в Фатежском уезде (по-видимому, во второй половине XIX века) носили 155 дворов, причём 112 из них (72%) приходилось на две близко расположенные деревни - Самодуровку и Тёплый Колодезь. Цитата Н.А. Благовещенского: «Овсянников весьма распространенный род, так что трудно обнаружить, куда он пришел впервые…» .
Для меня особенно интересна приводимая Н.А. Благовещенским таблица, отображающая число дворов по этим трём сёлам - число дворов, принадлежащих представителям той или иной фамилии. Так вот, в Самодуровке более всего дворов принадлежало Овсянниковым - 78 из 219-ти (т.е. 36% жителей села носили фамилию Овсянниковы). Следующие за ними Кофановы и Болотовы владели только 37-ю и 22-мя дворами соответственно (17% и 10%). В соседней деревне Тёплый Колодезь Овсянниковым принадлежало 34 двора из 112-ти (30% населения). Следующие за ними фамилии Кофановы, Мезенцевы и Воробьёвы владели 22-мя, 14-ю и 11-ю дворами соответственно (20%, 13%, 10%). А в соседних Молотычах ни одна из этих фамилий в числе хозяев не представлена!
Не было в Молотычах Авсяниковых и в 1858 г.
Интересуясь историей моих предков, я попытался обратиться к архивным данным. Увы, по Самодуровке метрические книги сохранились только с 1880-го года, да и то не все. Я посмотрел Ревизскую сказку 1858 года. Занятно, но переписчики не сделали разграничения между Самодуровкой и Тёплым Колодезем, записав всех жителей в одну часть книги под записью «Тёплый Колодезь (Самодуровка)». В эту же Ревизскую сказку обособленно записали жителей деревни Авсяникова, хутора Ефимова и жителей деревни Крáсавка. Все жители этих деревень (а также Молотычей) относились к сословию государственных крестьян. Крепостного права в этих деревнях никогда не было.
Но, похоже, что только часть Красавки относилась к Курской губернии, а другая часть - к Орловской. Красавка курская упоминается вместе с Молотычами и Тёплым Колодезем и населена была государственными крестьянами. Красавка же орловская относилась к приходу села Гнилец, в её населении были крепостные крестьяне.
Ещё можно отметить, что хутор Ефимов в то время был небольшой деревней. А деревня Авсяникова и вовсе состояла из одного только двора. На момент переписи в ней проживало 15 чел.
Судя по Ревизской сказке, в середине XIX в. редко кто из жителей этих мест доживал до 70 лет. Да и до 60-ти - не часто. Причём, вплоть до 60-ти лет у отцов семейств могли появляться дети - но, конечно, в таком возрасте это случалось редко. Жили большими дворами. Редко, когда во дворе жил только один владелец. Обычны же были дворы с 10 - 15 жителями, а могло число жильцов доходить и до трёх десятков. Помимо хозяев, одним двором с ними могли жить семьи одного или нескольких детей с внуками, а иногда и маленькими правнуками. Изредка проживали вместе с ними более отдалённые родственники. Свадьба в дореволюционной России, насколько мне известно, разрешена была с 21 года. Но судя по Ревизской сказке, нет-нет, да и бракосочетались крестьяне на год-два ранее разрешённого. В виде редкого исключения и в 16 лет такое случалось.
Согласно той же Ревизской сказке, небольшая часть жителей Самодуровки и Тёплого Колодезя в 1856 г. были переведены на новое место жительства в Оренбургскую область.
Разумеется, я смотрел только те записи, которые касаются фамилии Овсянниковых: уж очень трудно разбирать рукописный текст.
Забавно, но все Овсянниковы в Ревизской сказке фигурируют как Авсяниковы.
Собственно, я хотел найти в Ревизской сказке запись о моём прапрапрадеде Иване Овсянникове. Однозначно, он должен был попасть в Ревизскую сказку 1858 года. Но в Самодуровке, Тёплом Колодезе, Красавке, хуторе Ефимова и в деревне Авсяникова в общей сложности на момент переписи проживало аж 47 Иванов Авсяниковых! Исходя из возрастных соотношений, мне удалось сократить «список претендентов» до 30-ти. Но который же из них является моим прапрапрадедом, я пока так и не разобрался.
Зато поиск информации о прапрадеде оказался более успешным.
Звали моего прапрадеда Андреем Ивановичем Авсяниковым. Родился он в период с февраля 1864 по февраль 1865 г.
4 февраля 1883 г. Андрей Иванович венчался со своей сверстницей Ксенией Стефановной. Её обычно звали Аксиньей. Венчание происходило в Христорождественской церкви села Молотычи. Таинство венчания проводил священник Павел Романов с диаконом Иоанном Асмоловым и пономарями Владимиром Ивановым и Гавриилом Покровским. Поручителями по жениху стали Фёдор и Димитрий Яковлевичи Голощаповы, а по невесте - Афонасий /неразборчиво/ и Пётр Стефанович Авсяниковы. Все поручители - государственные крестьяне из Самодуровки.
Девичья фамилия невесты тоже была Авсяникова. Стоит отметить, что по православному канону не допускаются браки вплоть до четвёртой степени родства (то есть до степени троюродных) (
http://peterhof-zags.ru/venchanie-v-petergofe/) . И в те далёкие времена священники следили, чтобы между прихожанами не было родственных браков. Посему следует полагать, что о какой-либо общей родне Андрея Ивановича и Аксиньи Стефановны и в селе, и им самим известно не было. И, стало быть, если у них и был общий предок, то, скорее всего, его следует искать где-то во временах ещё до основания Самодуровки, т.е. в то время, когда Овсянниковы ещё жили где-то в Орловском уезде. Кстати, в России это не редкость, когда представители широко распространённой в селе фамилии считают друг друга только однофамильцами. Нередко, так это и бывает.
В июне 1884-го года у Андрея Ивановича и Ксении Стефановны родился старший сын Павел. Крестили его в том же Христорождественском храме в селе Молотычи.
Венчание и крещение в православной церкви означает, что предки мои староверами не были - во всяком случае, во второй половине XIX века.
А вообще-то староверы в Самодуровке были. Об этом свидетельствует запись, случайно обнаруженная в метрической книге 1878 г. Архангельской церкви села Гнилец (село расположено неподалёку в Орловской области). «…деревни Самодуровки гос. крестьянина И.И.Бъелинникова раскольника безпоповицкой секты и законной жены его Александры Васильевой православного вероисповедания сын Афанасий… крещённый в 8-й день по своему рождению раскольниками; нами по просьбе его матери присоединился к Православной церкви…» Восприемниками Афанасия стали священник села Гнилец и кромская мещанка. Так что население Самодуровки было не столь уж и однородным по своим воззрениям. Наверное, споры между жителями были ещё те.
В 1892 г. у Андрея Ивановича и Аксиньи родился сын Фёдор (мой прадед).
В отличие от имени «Иван», имя «Андрей» в Самодуровке и Тёплом Колодезе было малораспространённым. Посему Семён Андреевич 1890-го г.р., Дмитрий Андреевич 1899-го г.р., Ксения Андреевна (р. ориентировочно не позже 1891) - все они, скорее всего, тоже были детьми Андрея Ивановича и Ксении Стефановны.
По метрическим книгам хорошо прослеживается, когда фамилия «Авсяников» снова стала обозначаться через «О». Вот в начале апреля 1903 г. фамилия всё ещё пишется как «Авсяников», но с конца мая 1903 г. - уже только как «Овсяников». А священник Христорождественской церкви в Молотычах и в 1903 г., и в 1907 г. был всё тот же - Павел Романов. Более четверти века служил он в храме. Может, и ещё дольше.
Упомянутая выше Екатерина Андреевна венчалась с жителем соседней Соборовки Константином Максимовичем Пичугиным. В конце ноября 1910 г. на крещении их дочери Екатерины были упомянутый выше Павел Андреевич Овсянников и девица Александра Михайловна Пичугина. Крещение происходило в Архангельской церкви села Гнилец.
В 1907 г. появилась церковь и в Самодуровке. Поначалу здание Знаменской церкви было деревянным (согласно описи метрических книг). К этому приходу относились теперь Самодуровка и Тёплый Колодезь. Но метрические книги по Самодуровке сохранились только за 1914 - 1918 гг. Вероятно, с деревянным зданием перед этим что-то произошло. И дошедшее до наших дней здание церкви является каменным.
Что творилось в Самодуровке и окрестных деревнях и сёлах в годы Гражданской войны - о том представления не имею.
Я уже упоминал, что, по моему мнению, сыновья по большей части оставались на житьё близко к месту рождения. А вот дочери нередко выходили замуж в окрестные сёла и деревни. Во всяком случае, прадед мой Фёдор Андреевич женился на уроженке соседнего села Молотычи. Забегая вперёд, отмечу, что мой дедушка Николай Федорович женился на уроженке соседней деревни Соборовка. Её же отец родился в Соборовке, а мать - в соседнем селе Гнилец. В свою очередь и её мать родилась не в Гнильце, а где-то в далёкой Польше (см. Соборовка).
продолжение следует...страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение