Поныри - Игишево - Соборовка - Глазуновка 2011; ч.2 (велопвд)

Jan 16, 2012 18:56


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

ч.1: Поныри - Ольховатка.

        Бои за высоту 274 (1943 г.); так где находился 7-й гв. кавкорпус?
ч.2:   Ольховатка - Игишево - Соборовка - Глазуновка.

Ольховатка - Игишево - Соборовка - Глазуновка.

От Ольховатки дорога долго взбирается на водораздел в западном направлении. Расстояния воспринимаются обманчиво. Кажется, что до лесополосы с километр, а по мере подъёма оказывается, что значительно дальше. А потом - что ещё дальше. Солнце светит навстречу. Поют птицы. Жаворонки взлетают из травы. Над полями поднимается пыль, поднятая тракторами.

На этом самом участке 8 июля 1943 г. трёмстам немецким танкам и другим подразделениям при поддержке авиации удалось подавить позицию советских артиллеристов у высоты 238,1. Тем самым немцы окружили советские позиции, расположенные у деревни Кашара. От высоты 238,1 немцы продолжили наступление в нескольких направлениях. Большей частью сил они направились на запад в сторону Тёплого.




Ис-1 идёт в контрнаступление;

этот памятник-танк установлен на полпути от Ольховатки к Игишево в честь героев 19-го Перекопского танкового корпуса:



.

Ещё полукилометром далее расположен мемориал памяти артиллеристов. Он расположен на высоте 240,0:



.


.

Когда уже упомянутая в тексте немецкая сила в т.ч. около 150 танков, направилась от высоты 238,1 в сторону Тёплого, то комбриг Рукосуев задействовал свой последний резерв. 3 орудия 5-й артиллерийской батареи Глебова и взвод автоматчиков были выдвинуты на высоту 240,0. Цитата с сайта Ольховатской средней школы: «Потеряв 6 танков, немцы попятились, но, в конце концов, смяли батарею». Тем временем, советские силы успели организовать сопротивление на рубеже северной окраины села Тёплое.

Нередко можно обнаружить версию, согласно которой на высоте находились позиции артиллеристов Г.И. Игишева, которые почти все погибли, но не пропустили немецкие танки. На самом же деле, как следует из публикации на сайте Ольховатской школы, позиции батареи капитана Игишева 8 июля располагались в другом месте - ближе к деревне Кашара - и они были уничтожены немецкими танками и автоматчиками после упорного боя, длившегося с утра 8 июля и до ночи.

В 1944 г. в честь погибшего Г.И. Игишева была переименована расположенная неподалёку деревня Самодуровка (подробнее об истории Самодуровки тут).

Дорога от высоты 240,0 идёт на спуск в сторону деревни Самодуровки, то бишь Игишево. Местность полями и стройными тополями напоминает собой ландшафты более южных областей. Слева расположено село Тёплое, и местность в ту сторону иной раз чем-то напоминает ландшафты между Вытебетью и Нугрем. Окрестности самого Игишево выглядят как будто в лёгком тумане - такой эффект создаёт поднимаемая тракторами пыль с полей.

Тёплое - это современное название села. В старину же оно называлось Тёплым Колодезем. В ревизских сказках рассматривалось вместе с Самодуровкой как одно целое.

Вблизи  Тёплого расположен ещё один мемориал - воинам Сибирской стрелковой дивизии. Бои на рубеже села Тёплое начались вечером 8 июля. Немцы стянули сюда около 200 танков и мотопехоту. На следующий день им удалось захватить  южную часть села, а к вечеру 10 июля - и северную. Последние защитники села сражались и погибали в окружении. Теперь вблизи северной окраины села стоит памятник:



.

На горизонте видны Молотычёвские холмы. 9-12 июля они стали рубежом обороны, непреодолимым для фашистских захватчиков.

Около 2020 въезжаю в Игишево.

Вдоль маршрута движения иногда встречаются люди - как знать, весьма вероятно, что среди них есть мои дальние родственники.

Справа от дороги расположено здание церкви:



.


.

Колокольня, если и была, то не сохранилась. А вот алтарная сторона распознаётся хорошо. Церковь стоит при кладбище. Она действующая, но уже вечер и вход закрыт. Собственно, это единственное старинное здание, которое я заметил в Игишево, остальные наверняка все или почти все не уцелели во время войны. Думаю, тут вообще мало что могло уцелеть: в 1943 г. сражение за Самодуровку продолжалось с 7 по 10 июля и сопровождалось артобстрелами и атаками немецких танков, а немецкая авиация бомбила Самодуровку ещё с 5 июля.

Но храм - вот он. Возможно, кто-нибудь из моих предков посещал его когда-то. И как знать, может быть, здесь происходили собрания селян в послереволюционные годы (см. тут). Во всяком случае, это, по сути - центр села.
    И ещё в этом здании в 1960-е гг.  находилась сельская школа, в которой учились не только жители Игишево, но и жители окрестных деревень. Мой папа ходил сюда учиться за 6-7 км - от Подсоборовки, где они в то время жили.

Автодорога проходит над ручьём и идёт на подъём, обзор на подъёме оставляет желать лучшего.

Снова отмечаю некое сходство с местными жилыми постройками и теми деревянными домами, что когда-то стояли в Маслово. Местное жилое здание:



.

Крутой подъём:




Местность тут к моему удивлению оказалась красива, чем превзошла мои ожидания.

Пруд, несколько пасущихся коров, деревенская улица:




Даже очки одел, чтобы лучше видеть. А в очках то изображение оказалось чётче, чем на фотографиях! (тут то они сжатые, так тем более). Ну, надо же…

Пруд:




Деревенская улица:




.



Птицы кругом поют.

Увы, Солнце невысоко, и время поджимает.

Немного проехав по улице села, поворачиваю влево, полагая, что это - дорога на Соборовку, но это лишь просёлок, который выводит за огороды. И большую часть села я проезжаю поманью.

Тот просёлок поначалу идёт краем лощины. Немного не доходя пространства, занятого сиренью (там по карте обозначено кладбище), спускается в балку, выходит на другой её склон и возвращается к огородам Игишево.




Игишево. Вид с северной стороны:




Поманью добираюсь до окраины села и сверяюсь с картой.

Справа от просёлка оказывается лощина. По верху её вдоль просёлка тянется разреженная лесополоса совсем невысоких деревьев без листвы. Кажется, будто они сухие. Но нет - в северной части лесополосы листва только-только начинает распускаться. На дубы вроде не похожи, но что это такое - времени выяснять нет.

Тут я едва не уехал прямо, но затем проселок повернул правее. Я вспомнил карту, вернулся на пару сотен метров и направился по левому направлению развилки. Этот перекрёсток на карте обозначен просто в виде изгиба просёлка без ответвления вправо.

И вся эта местность вокруг - место кровопролитных боёв на направлении главного удара фашистских войск. Большая часть моего дальнейшего маршрута идёт в направлении обратном продвижению немецких танков Моделя.

Солнце уже совсем невысоко над горизонтом, его очертания завуалированы лёгкой облачностью, заходящей с той стороны.

Пересекаю просёлочную дорогу Красавка - Курган и еду далее вдоль лесополосы. Направляюсь к Соборовке. До неё - примерно километра два.

Я далеко не сразу понял, что видимая прямо по курсу древесно-кустарниковая растительность - это и есть долина речки Свапы. Соборовка расположена на том берегу, и её за деревьями ещё не видно. Заметно только одно заброшенное и изрядно разрушенное здание на этом берегу.

Просёлок поворачивает вправо, и у меня возникает сомнение - а существует ли сейчас мост через Свапу? Удастся ли здесь переправиться на правый берег? Сверился с картой. Мост должен быть правее. Туда просёлок и ведёт.

Вечер.

Дорога приближается к ложбине, видно как огибает её. На другой стороне ложбины рядом с просёлком - несколько могилок с крестами. Кто там похоронен?

С той же стороны, но только издалека донеслось почти человеческое «ха-ха!» - высокое и чуть протяжное. Думаю, это сова небольшая. Вроде, совы так умеют.

Далее просёлок идёт вдоль Свапы. До поездки я ожидал, что встречу тут участки песчаных почв, но таковых не оказалось.

Дорога поворачивает к мосту. На другой стороне виден жилой дом Соборовки:



.

Несколько далее, на правом берегу Свапы - холмы, густо поросшие сиренью:




Недалеко отсюда - место расположения деревень Подсоборовка и Курган. Но сейчас времени ехать туда нет.

Пересекаю по мосту Свапу. Это самое верхнее течение реки. До истока всего километра три. По левую сторону у основания плотины - узкое и поросшее ряской русло Свапы. По другую сторону - большой пруд. Вечер. Соловьи заливаются!



Пруд на Свапе.

Пересекаю деревенскую улицу (о Соборовке см. также тут):



.

Времени мало, и необходимо получше сориентироваться. Поэтому выезжаю сразу за огороды.

Тут есть развилка просёлочных дорог. На карте обозначена только дорога к деревне Гнилец. И хотя Солнце вот-вот зайдёт за горизонт, я решил проехать не по ней, а отыскать дорогу к деревне Александровка. На карте таковой не обозначено.

Еду вправо поманью. Приостанавливаюсь, чтобы поговорить по телефону с Соней.




Восточная окраина Соборовки.

По ходу движения к Александровке с картой сверяться не приходится, поскольку вариантов выбора маршрута, в сущности, нет. Сразу за Соборовкой следует развилка: направо - в Соборовку, налево - на водораздел. Туда и еду. Солнце тем временем уходит за горизонт.

Вдоль лесополосы просёлок выбирается на водораздел и поворачивает вправо. Засекаю расстояние. Восприятие пространства тут опять же обманчиво. Объекты кажутся ближе, чем на самом деле, и сумерки тоже препятствуют ориентированию. Примерно через полтора километра просёлок поворачивает влево, ещё метров чере 3000 - вправо и так идёт по водоразделу ещё километра полтора. Как я понимаю, просёлок идёт водоразделами куда-то очень далеко. Но мне требуется не пропустить нужный поворот влево с тем, чтобы быстрей же выбраться на асфальт: на нём в темноте легче будет ориентироваться.

При пересечении с хорошо накатанной грунтовкой (на карте не обозначена) поворачиваю влево.

Вскоре обнаружилось, что понемногу развинчивается гайка, крепящая шатун. Приходится закручивать. Заодно сверился с картой и убедился, что выеду не в Подолянь, а ближе к деревне Степной, что только к лучшему.

Уже с этой дороги виден справа «фонарь». Я решил было, что этот фонарь находится где-то неподалёку от истока Оки. На самом же деле - это мощный прожектор, и находится он аж за железной дорогой, т.е. никак не ближе, чем в 15 км. Он ещё долго будет маячить у меня впереди!

Выезжаю у фермы на бетонку. Дорога проходит по насыпи над ручьём и сменяется асфальтом. Ручей этот на карте никак не подписан, но лет так 250 - 300 тому назад, по-видимому, именно он вытекал из т.н. Самодуровского озера и принимался за исток Оки (сейчас за исток Оки принят водоток, начинающийся у деревни Александровка).

Ветра уже совсем нет. Но я уже уставший, и скорость невысока.

Темнеет.

У пруда в Очках (в смысле - возле села Архангельского) снова разговариваю по телефону с Соней.

Соловьи заливаются. Машины ходят очень редко. Использую всю ширину дороги как хочу. В сёлах облаивают собаки.

После железнодорожного переезда становятся видны огни мачт в Глазуновке. Асфальт то хороший, то разбитый. Ближе к Глазуновке у дороги стоит техника: днём тут идёт ремонт покрытия. Уже совсем стемнело, и даже светлой полоски неба на горизонте не видно.

Приезжаю ближе к часу ночи. Километраж 70 км.

продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

7.57.Троснянский район, 7.Свапа, 7.57.Соборовка, 7.57.Глазуновский район, 9.велотуризм, 7.46.север Курской области

Previous post Next post
Up