-
ПОДГОТОВКА; Справочная информация -
Справочная информация; Ситуация в Абхазии накануне поездки -
ПОЕЗД; АДЛЕР - ЦАНДРИПШ - ЦАНДРИПШ - ГАГРА - ПИЦУНДА
-
ПИЦУНДА - АКВАРА -
АКВАРА - ХАШУПСА - АДЛЕР 3.02.2007
Подъём в половине восьмого. Местное время, кстати, соответствует московскому. Завтракаем и собираемся.
Первым делом осмотрели железнодорожный мост в устье реки Хашупса. Архитектурный облик моста своеобразен, мост протяжённый. Именно здесь в 1992 г. произошла высадка грузинского десанта. Госсовет Грузии, оказывается, намеревался высадить десант в Псоу, но в спешке грузинские военные перепутали этот мост с другим. Посему их танки и БТРы не сразу смогли продвинуться вглубь территории. На правом берегу в устье Псоу стоит пустующее здание детского сада. Видно, что оно горело, а на стенах подсобных построек (гаражей) нетрудно заметить следы пуль.
Мост над р. Хашупса. Следы пуль.
Отыскиваем Цандрипшский храм, точнее то, что от него осталось. Храм расположен у кладбища возле Старой (Нижней) автодороги, датируется VI - VIII вв. Сложено здание из серого камня и смотрится колоритно. Сохранилась большая часть стен, половина арок, а над алтарём сохранились и своды. Черепичная кровля сохранилась лишь на очень маленьком участке свода. Пол выложен из камня. И хотя здание сохранилось частично, оно не вполне утратило своего значения как храм. Во всяком случае, на центральном оконном проёме алтаря стоит маленькая каменная плита - размером с ладонь или чуть больше. На ней изображён крест и надпись: «Господи, спаси!» Очевидно, что храм посещается и поныне.
.
Цандрипшский храм.
Между прочим, в Цандрипше можно увидеть современные жилые дома, также построенные из местного серого камня. Эти коттеджи и в архитектуре унаследовали местные традиции. Их стены порой имеют долю внешнего сходства со стенами Цандрипшского храма. Но сложены жилые дома из каменных блоков меньшей величины.
Здание железнодорожного вокзала в Цандрипше сохранилось полностью, но помещения разгромлены и пустуют.
Ж-д. станция «Цандрипш».
Ещё можно заприметь в Цандрипше металлический пешеходный мост над Старой автодорогой. Рядом находится база отдыха с небольшим, но очень аккуратным парком, где растут эвкалипты, пальмы, кипарисы и другие породы деревьев.
Турбаза в посёлке Цандрипш.
Из Цандрипша направляемся к Гагре. Подъёмы на автодороге не страшнее, чем у нас. Во всяком случае, они много положе тех подъёмов, что встречались мне в окрестностях Новосиля, Мценска, Чекалина, Алексина. Наверное, длиннее. Во всяком случае, дорога незаметно набирает высоту, поднимаясь по склону над морем. Море постоянно находится по правую сторону, и очень близко. Пляжи галечные. Внизу между автодорогой и морем проходит железная дорога. Склоны спускаются к железной дороге очень круто. По краю автодороги тянутся невысокие каменные ограждения. Асфальт весьма хорошего качества, ровный, без колдобин. Очевидно, после войны он был уложен заново. Имеется по одной полосе движения в каждую сторону плюс края асфальта шириной от метра до двух. А это очень удобно для движения на велосипеде, просто идеально! По левую сторону вдоль склона тянется стена, выложенная из камня. Полагаю, она защищает проезжую часть от осыпающихся камней.
Автодорога из Цандрипша в Гагру. Пицундские сосны и другие породы деревьев.
Сосны над обрывами.
Населённых пунктов между Цандрипшем и Гагрой всего три. Первый из них - Холодная Речка. Где-то здесь, говорят, расположена брежневская сталинская дача, но туда всё равно не пускают у нас была неверная информация о том, что туда не пускают, и задерживаться мы не стали. Следующий пункт на старых картах обозначен как Гребешок. Третий - Чагрипш (на старых картах - Чигрипши). На въезде в Чагрипш имеется крутой зигзагообразный поворот с ограниченным обзором. Красивое место. Плодоносящие мандарины, ухоженные домики. Вдалеке виден хребет Авюца, можно различить многоэтажные дома Новой Гагры и окрестности Пицунды. Ненадолго задерживаемся здесь. На краю дороги валяются какие-то крупные морщинистые плоды. Я не знаю, что это такое, и не решаюсь их попробовать.
Чагрипш (авт. М.Л. Шиков).
Посёлок Чагрипш. Вдалеке - гора Мамзышха и
Пицундский мыс, можно различить высотки Новой Гагры.
Позже мне удалось выяснить, что это вполне съедобный фрукт. По-русски растение называется «аннона игольчатая», по латыни - «Anona muricata», по-английски - «soursop».
Вблизи Чагрипша повороты на автодороге в особенности имеют ограниченный обзор. Здесь же имеется единственное на дороге место, где правый край разрушен свежими оползневыми процессами.
Свежий оползень на горном склоне.
Можно заметить, что водители, приближаясь к тому или иному повороту, нередко предупреждают о себе не громким коротким гудком.
Морской пейзаж вблизи Гагры.
До города Гагра уже недалеко. Гагра - административный центр Гагринского района, курортный город, вытянутый вдоль морского побережья километров на десять. Город условно подразделяется на Старую Гагру и Новую Гагру. Курортом в большей степени является Старая Гагра - это северная часть города. В античные времена поселение на месте Старой Гагры при греках именовалось как Триглит, а при римлянах - как Нитика.
Непосредственно на подъезде к Гагре начинается крутой длинный спуск с перепадом высот около полутора сотен метров. Спуск приводит к очень красивому Жоэкварскому ущелью. Жоэкварское ущелье расположено на самом въезде в Гагру. С автомобильного моста можно увидеть поблизости ещё один автомобильный, а также железнодорожный мосты, а на дальнем плане - заснеженные вершины хребта Берчиль с высотами более 2 тысяч метров. Ближе расположены хребты и горы пониже - Жовеху, Люнивоху и Гагрская. Они покрыты листопадным дубово-буковым лесом. В это время года листьев на деревьях нет.
Гагра. Жоэкварское ущелье 01.2007 То же самое место 07.1987 (авт. А.С. Чекушкин)
.
У подножья Гагрской горы стоит разгромленное мародёрами в послевоенные годы войны и пустующее теперь здание пансионата торгового центра.(перечёркиванием и курсивом в тексте на этой страничке приведены поправки неточностей, замеченных читателями).
По другую сторону автодороги расположена крепость Абаата (V в.). Трёхметровые стены со стороны дороги сохранились. На территории крепости стоит храм св. Ипатия Гагрского (Званба), возведённый в VI - VII вв. Здание храма небольшое, но до наших дней сохранилось очень хорошо. Непривычно выглядит алтарь с раннехристианской символикой. В советское время здесь был музей, где экспонировалось оружие. Потом его закрыли. Говорят, некоторое время при храме был батюшка, и здесь проводились службы. Сейчас здание пустует. Однако прихожане храм посещают.
Крепость Абаата: храм Св. Ипатия Гагрского.
Здесь же, на территории крепости Абаата находится несколько зданий, которые прежде использовались как дома отдыха. Однако же они стоят разгромленными и пустующими со времени грузино-абхазского конфликта. Помещения ещё не восстановлены, хотя в ближайшее время ремонтные работы ожидаются. И здесь же на территории крепости размещается ресторан Абаата. Одной из стен ресторана является каменная стена крепости, увитая плющом. С других сторон стены составлены стеклянными занавешенными перегородками. Зимы в Абхазии не особо холодные, и потому не требуется утеплять помещение столь сильно как в средней полосе. Помещение предстало перед нами в новогоднем виде: наряженная ёлочка, действует небольшой фонтан. Вообще, выглядит уютно.
Ресторан «Абаата».
Далее бегло осмотрели Приморский парк, здание ресторана «Гагрипш», проехали вдоль морского берега. Пляж, стоит отметить, заметно замусорен отдыхающими-«матрасниками», от массы которых ничего другого ожидать не приходится.
Приморский парк. Ресторан «Гагрипш».
Дом Нестора Лакобы
Здание бывшего санатория «Грузия».
Очень красиво выглядит центральная улица в Старой Гагре вблизи Приморского парка, особенно на изгибах. Пока перемещаемся по Гагре, я неоднократно останавливаюсь для того, чтобы запечатлеть гору Мамдзышха с разных точек. Высота горы - 1866 м. Она расположена близко от морского побережья. На вершине горы лежит снег, на фоне которого необычно смотрятся плодоносящие мандарины и высокие эвкалипты.
Гора Мамзышха. Вид из Новой Гагры на горы.
Гора Мамзышха.
Мамдзышха известна как одна из важных точек абхазской обороны. В Новой Гагре на фоне Мамдзышхи можно увидеть изображение флага Абхазии с цитатой С. Багабш: «Наша цель - независимость». От Грузии, понятное дело. Они её ещё при СССР добивались. Рядом изображены три флага - Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья на фоне российского триколора. Недвусмысленный намёк на то, каким видят жители Абхазии своё будущее. Кстати, о символике абхазского флага. Сочетание белых и зелёных полос символизирует веротерпимость: белый цвет - православие, зелёный - мусульманство. И хотя в плане соотношения православных и мусульман, в плане исторической значимости памятников культуры, да и в историческом плане Абхазия является в большей степени православной, но на флаге изображены полосы одинаковой ширины. Ладонь символизирует доброжелательность и открытость абхазского населения. Семь звёзд символизируют семь исторических провинций, на которые приходится территория современной Абхазии. К современным административным районам эти исторические названия отношения не имеют. Помимо всего этого символика абхазского флага имеет и много других значений, о них можно узнать, например, здесь:
http://adgil.narod.ru/Republic_of_Abkhazia/simvolika_abhazii (символика Абхазии).
Разрушенные войной здания Новой Гагры
частично восстановлены.
Весьма наглядная символика.
Тем временем из-за облаков стало проглядывать Солнце, отчего сразу же потеплело.
Едва автодорога выходит из города и входит в село Псахара, как сразу становится заметно уже. Край асфальта теперь имеет ширину не 1 - 2 м, а всего полметра. Это, конечно, не столь удобно для велосипеда. Длится участок километра два, затем края становятся немного шире.
Эвкалипты, плодоносящие мандарины, заснеженная Мамзышха.
В селе Псахара приостановились у заброшенной бензаправки. Отсюда открывается замечательный вид на Новую Гагру и на южный склон Мамдзышхи. Миша подкармливает местного пса: думали, он ничей. Ан подошёл местный мальчуган, пёс, оказывается, его. Он нас сфотографировал на мой фотоаппарат; кадр удачно скомпонован.
Новая Гагра. Вид из Псахары.
Несколько далее в виде спуска в правую сторону отходит дорога на Пицунду. Она менее оживлённая, но внимание терять не следует. Местами на поворотах продолжение дороги плохо просматривается. Имеется участок с односторонним движением. Асфальт повсюду хороший. По дороге в Пицунду встретили четверых велотуристов, на ходу поприветствовали друг друга.
Аккуратно выглядит село Алахадзы, по левую сторону вдоль дороги имеется несколько скамеечек, а за ними забор, огораживающий чайную плантацию.
Почти на всём протяжении дороги по левую сторону хорошо видно в отдалении Бзыбское ущелье и горы с заснеженными вершинами. Особенно красиво смотрятся они от озера Инкит.
Вид в сторону Бзыбского ущелья с автодороги на Пицунду.
Озеро Инкит.
Помимо того, с дороги можно увидеть саму Бзыбь, но в самом нижнем течении. Здесь она течёт, перемежая неширокие рукава с галечными пляжами. В горах она, надо думать, вовсе не такая.
Река Бзыбь в нижнем течении. Санаторий «Самшитовая Роща».
Вблизи дороги трудно не заметить высокое здание пансионата «Самшитовая Роща». Помимо него, о развитии туристической инфраструктуры свидетельствуют вывески, расположенные неподалёку: «конные прогулки», «музей дикой природы». И то, и другое расположено чуть в стороне от автодороги, но наш путь лежит непосредственно в Пицунду.
(продолжение следует...) СТРАНИЦА ССЫЛОК