АБХАЗИЯ.
2007
- ПОДГОТОВКА; Справочная информация
-
Справочная информация; Ситуация в Абхазии накануне поездки -
ПОЕЗД; АДЛЕР - ЦАНДРИПШ -
ЦАНДРИПШ - ГАГРА - ПИЦУНДА -
ПИЦУНДА - АКВАРА -
АКВАРА - ХАШУПСА - АДЛЕР ПОДГОТОВКА.
Летом 2006 г. за пределы области почти не выезжал. И к осени окончательно созрел для поездки более авантюрной, чем походы выходного дня по соседним областям. И предложил Мише проехать на велосипедах по Черноморскому побережью Кавказа в январе-месяце. А он в свою очередь предложил махнуть в Абхазию.
Почему бы и нет? Раз при пересечении границы требуется только паспорт, попасть туда несложно. Другой вопрос - насколько возможно перемещение по Абхазии на велосипедах? Какова там обстановка?
В 1987 году мне дважды довелось побывать в Абхазии. Но то были автобусные экскурсии. С тех пор прошло без малого двадцать лет, развалился Советский Союз, на его территории возникли «горячие точки». И в Абхазии, кстати, имели место боевые действия.
Немного ранее - в 2004 г. двое моих друзей посетили Абхазию. Они отзывались об абхазах как об очень доброжелательных и гостеприимных людях. Кроме того, рассказывали, что ходили по ночной Гагре и чувствовали себя при этом спокойнее, чем в Орле. Но всё-таки они были в Абхазии летом в разгар туристического сезона, когда усилены меры безопасности. Гагра - это курортная зона. Между Псоу и Гагрой они перемещались на маршрутке, а на озеро Рица ездили экскурсионным автобусом. А чего следует ожидать в нашем случае?
Изучаю старую советскую литературу, которой располагаю, в поисках информации об Абхазии. Потом забираюсь в «Интернет». Тут самая разная информация - от очень положительных отзывов о посещении Абхазии до резко отрицательных. Это не удивительно, если иметь в виду текущую политическую обстановку в регионе. Имеются силы, заинтересованные в развитии экономики современной Абхазии и туристического бизнеса на её территории, в частности. Но в то же время имеются силы, намеренно нагнетающие обстановку вокруг Абхазии. Впрочем, не так трудно разобраться, что к чему. Во всяком случае, найти правдивый и взвешенный материал о современной Абхазии можно.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Поскольку в приведённом ниже разделе приведены почти исключительно сведения из различных источников, и сведения эти нередко затрагивают «болезненные» вопросы, сразу же привожу перечень источников:
1)Алымов Роман. Календарь войны 1992-1993 (с сайта abkhazia.narod.ru);
2)Атлас СССР. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Москва, 1983.
3)Заводская Елена. Обручённые с Абхазией… (на сайте
http://www.abhazia.org/mag/mag2004_39/mag2004_39_07.htm); 4)Выборы президента Абхазии: кандидаты, факторы, прогнозы (сообщение ИА REGNUM от 25 сентября 2004 на сайте
http://www.materik.ru/print.php?section=analitics&bulsectionid=8059); 5)Иеромонах Дорофей (Дбар). Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви. Изд-во Абхазской Епархии «Стратофил» Новоафонское Духовное Училище, Новый Афон, 2006;
6)Иеромонах Дорофей (Дбар). История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Изд-во Абхазской Епархии «Стратофил» Новоафонское Духовное Училище, Новый Афон, 2005;
7)Козаренко А.Е.. Абхазия сегодня. (с сайта www.snowcave.ru/library/opisan/abh-now.htm);
8)www.apsny.ru (сайт Абхазии на русском языке);
9)http://ru.wikipedia.org/wiki (справочная информация о численности городов).
10)
http://www.religare.ru/2_26862.html (М. Квициния. Дорога веры абхазов. Размышления по поводу некоторых выводов книги А. Крылова "Религия и традиции абхазов")
Абхазия - самопровозглашённая независимая республика на восточном побережье Чёрного моря. Самоназвание - Апсны, что переводится как «Страна души». Площадь территории - 8,6 тыс.км2. Вся она, /кроме Верхнего Кодора на тот момент/ контролируется абхазским правительством. Таким образом, площадь Абхазии втрое меньше Орловской области. Абхазия живёт по московскому времени. Столица Абхазии - город Сухум. Валюта - российский рубль. Официальные языки - абхазский и русский. Не менее 85% жителей Абхазии являются гражданами России и имеют российские паспорта. Многие из них работают в Краснодарском крае. По моей грубой оценке, 30-40 процентов абхазской территории расположено в субтропиках, остальная часть приходится на климат горной поясности. Средняя температура января в Сухуме составляет +6°С, на озере Рица -1°С. В зимнее и весеннее время в горах случаются сходы лавин.
Административно территория Абхазии состоит из 7-ми районов, центрами которых являются: Гагра, Гудаута, Сухум, Гульрипш, Очамчира, Ткварчал, Гал.
Городов насчитывается 7. По данным на 2003 г. их население таково: Гагра (10,7 тыс. жит.), Пицунда (?), Гудаута (7,7 тыс.), Сухум (43,7 тыс.), Очамчира (4,7 тыс.), Ткварчал (4,8 тыс.), Гал (7,2 тыс.). В посёлке Новый Афон проживает 1,3 тыс. чел. /нередко его называют городом/. Для сравнения: в довоенной Гагре насчитывалось около 80 тыс. жителей, в Сухуме - около 120 тыс., в Очамчире - около 19 тыс., а всего в Абхазии проживало более 500 тыс. чел.
В 2004 г. население Абхазии составляло по разным оценкам от 230 до 320 тыс. чел. Столь существенная разница в оценках, очевидно, зависит от того, экспертами которой стороны она приводится.
Большую часть населения Абхазии составляют абхазы, амшенские армяне, русские (40 - 50 тыс.), грузины-мингрелы (60 тыс.). Численность абхазов и армян, по-видимому, сопоставима. Абхазы, армяне и русские проживают в немалом числе во всех районах, кроме Гальского, в котором преобладают мингрелы. Собственно почти всё грузинское население Абхазии сосредоточено в Гальском районе. В Абхазии также проживают: греки (1,5 тыс. чел.), немногочисленные евреи, эстонцы, украинцы, поляки, немцы. В Верхнем Кодоре проживают грузины-сваны.
Православные (армяне, абхазы, грузины, русские, украинцы, греки) по разным оценкам составляют не менее 60% населения, небольшая часть населения придерживается традиционной абхазской религии (нередко именуемой «язычеством»), сравнительно небольшая часть населения представлена мусульманами-суннитами из числа абхазов, являющихся вернувшимися из Турции потомками махаджиров. В процентном отношении 49,3% абхазов исповедует православие, 28,7% - суннизм, 3,2% - традиционную абхазскую религию.
Кто такие абхазы? Абхазы - народ, издревле населявший территорию современной Абхазии. Они относятся к северокавказской языковой семье, а именно к абхазо-адыгской языковой группе, в которую также входят адыги, кабардинцы, черкесы и абазины. Пользуются письменностью, построенной на основе русской графики. Общая численность составляет 115 тыс. чел., большинство проживает в Абхазии. Хотя абхазские племена расселились в восточном Причерноморье очень давно, первые письменные упоминания о них относятся лишь к I - нач. II вв. В трудах античных авторов упоминаются абхазские племена - абазги, апсилы, саниги. У каждого из племён в то время был свой правитель (царь), находившийся в зависимости от Римской империи и утверждаемый на правление римскими императорами. Были они в то время язычниками, и большей частью придерживались местных верований. В I в. в Абхазии проповедуют апостолы Андрей Первозванный, Симон Канонит и Св. Матфий. В IV в. возникает епископия в Питиунте, в V в. - в Себастополисе (Сухум). С IV в. в Абхазии возводятся каменные христианские храмы, а полное утверждение христианства в Абхазии происходит в VI в. В середине VIII в. возникает самостоятельная Абхазская церковь, а в конце VIII в. возникает Абхазское православное государство. На VIII - X вв. приходится расцвет средневековой абхазской культуры. В это время создаются многие каменные крепости и храмы, ведутся церковные службы на абхазском языке, появляется первая абхазская письменность. Абхазские правители содействовали распространению православия среди народов Кавказа и Крыма - в частности - среди осетин. В XI в. абхазские мастера участвовали в возведении храмов в Киеве.
В конце X в. возникает объединенное царство абхазов и картвелов. Фактически власть в этом царстве оказалась у картвелов, поэтому центр общественной жизни постепенно перемещается из Абхазии в Западную Грузию. В XIII в. Абхазия попадает под влияние Генуи. В 1453 г. турки-османы захватили Константинополь, а в 1454 г. - Себастополис (Сухум). С этого времени начинается проникновение ислама на Кавказ, часть абхазского населения принимает ислам. Православные храмы Абхазии приходят в запустение, подвергаются разграблению и сжигаются турками. Действующим остаётся храм в Елорах. По причине установления турецкого владычества на побережье Чёрного моря, а также по причине исчезновения абхазского духовенства (этот процесс начался ещё в XIV в.) происходит упадок христианства в Абхазии. Функции православных священников переходят к их детям - «самозваным священникам», а христианство постепенно приобретает черты язычества. Эта стихийная трансформация христианства до сих пор сохранилась местами в виде т.н. «языческой религии абхазов».
В то самое время, когда под натиском турок пала Византия, далеко на севере крепло православное Московское государство. Ещё находясь в зависимости от Золотой Орды, Москва определила для себя роль «третьего Рима», что подразумевало не только миссию распространения православия, но и задачу защиты христианского и, прежде всего, православного населения от внешних угроз. Москва претендовала на объединение всех православных земель. Очевидно, что Османская империя преследовала цели прямо противоположные, стремясь исламизировать население завоёванных стран. В долгосрочной перспективе столкновение двух могущественных империй было неизбежным. Оно вылилось в многочисленные военные конфликты между Москвой с одной стороны и Османской империей, а также её вассальным Крымским ханством - с другой. В российской истории на протяжении веков трудно найти столь же постоянного политического противника, как Османская империя. В результате длительного противостояния Российская империя к началу XIX в. прочно закрепилась в северном Причерноморье.
Включение Абхазии в состав Российской империи относится к 1810 г. С этого времени, хотя и не сразу, начинается возрождение христианства в Абхазии. Военное противостояние России и Турции на Кавказе на протяжении XIX - нач. XX вв. тем временем продолжается. Следствием этого противостояния стала массовая миграция населения. В Турцию переселялись шапсуги, абхазы-махаджиры. Из Турции, спасаясь от преследований, от резни и геноцида в Российскую империю бежали греки-понтийцы, амшенские армяне. В частности, около 250 тысяч амшенских армян (этническая группа армян, являются выходцами из местности Амшен), проживает в настоящее время в пределах Краснодарского края и в Абхазии. С включением Абхазии в состав Российской империи в Абхазии появляется и русское население. Эти массовые переселения привели к тому, что на территории Абхазии вновь стало преобладать православие (к началу XIX в. христианская и мусульманская общины в Абхазии были близки по численности).
Кстати, о греках. Они в Абхазии проживают с античных времён. Два древнейших абхазских города возникли как греческие колонии на побережье Чёрного моря. Это Питиунт (Пицунда), основанный в VI в. до н.э., и Деоскуриада (предшественник Сухума), основанный не позже V в. до н.э. и просуществовавший до I в. н.э.
После революции в 1920-е гг. монастыри и храмы в Абхазии были закрыты, духовенство репрессировано. Определённую роль в смягчении негативных явлений того времени сыграла личность первого партийного руководителя Абхазии - Нестора Лакобы, который пользовался доверием Сталина. В 1936 г. во время ужина с Л.П. Берия Н.Лакоба был отравлен, и члены его семьи тоже были уничтожены. Репрессии 1937-38 гг., прокатившиеся по всей территории СССР, не обошли и Абхазию.
Немного ранее - в 1931 г . Абхазия была включена в состав Грузинской ССР.
Необходимо отметить, что греческое население ещё в первой половине XX в. было многочисленным почти на всём Черноморском побережье Кавказа. Местами, как например, в столице Абхазии - в Сухуме - греки составляли наибольшую по численности этническую группу. В Абхазии в то время проживало около 39 тыс. греков. В 1938 - 40 гг. произошло закрытие греческих учебных заведений, театров, газет в Абхазии и на других территориях Советского Союза. Часть греческого населения тогда покинула СССР и выехала в Грецию. В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны из Абхазии как неблагонадёжные были выселены немцы, итальянцы, персы, турки. В 1949 г. по указу Сталина произошла массовая депортация 30-ти тысяч греков из Абхазии - главным образом в Казахстан. Они обвинялись в антигосударственном заговоре. Выселения производились ночью вооружёнными военными. Депортируемым разрешалось взять с собой вещей до 100 кг веса, всё остальное имущество конфисковывалось. Многие погибли в дороге. В 1956 г . депортированные греки были реабилитированы, часть из них вернулась в Абхазию. Но вернуть хотя бы недвижимое имущество удалось немногим. Оно уже стало собственностью прибывших в Абхазию других переселенцев - главным образом, грузин. Т.н. «грузинизация» абхазской территории при И.В. Сталине и в последующем выражалась не только в резком увеличении доли грузинского населения, но и в сосредоточении важных постов в руках этнических грузин. (согласно
http://www.abkhaziya.org/books/pont/03.html заселение мингрелами территорий на юге Абхазии происходило ещё во второй половине XIX в.).
Не-грузинское население Абхазии ещё во времена СССР добивалось выхода Абхазии из состава Грузинской ССР, высказывались мнения о возможности включения в состав РСФСР. Митинги и демонстрации с требованиями вывода Абхазии из состава Грузинской ССР происходили в 1931, 1957, 1964, 1967, 1978, 1989 гг…
В декабре 1991 г. де-юре прекратил существование СССР. В первой половине 1992 г. Грузия заявила об отмене конституции ГрССР 1978 г. и о возвращении к Конституции 1921 г., в которой автономия Абхазии не прописывалась. Вслед за этим Абхазия заявила об отмене конституции Абхазской АССР и о вступлении в силу конституции Абхазской ССР 1925 г., что означало провозглашение независимости Абхазии от Грузии.
(продолжение следует... См. по ссылкам в начале этой темы)
СТРАНИЦА ССЫЛОК