-
ПОДГОТОВКА; Справочная информация -
Справочная информация; Ситуация в Абхазии накануне поездки - ПОЕЗД; АДЛЕР - ЦАНДРИПШ
-
ЦАНДРИПШ - ГАГРА - ПИЦУНДА -
ПИЦУНДА - АКВАРА -
АКВАРА - ХАШУПСА - АДЛЕР ДОРОГА ДО АДЛЕРА.
31.12.2006. В 1915 по окончанию сборов выхожу из дома. Миша ожидает перед подъездом. Окончательно перераспределяем вещи. Добираемся до дома Миши, он спускает по лестнице во двор свой велорюкзак, и мы выезжаем в сторону железнодорожного вокзала. Помимо прочего груза, у каждого из нас имеется ещё по сумке с едой, которую приходится везти в руке. Эта провизия предназначена для того, чтобы отпраздновать в поезде Новый год. Знал бы, как неудобно будет её везти, вряд ли стал бы закупать. Так, конечно, по маршруту не поедешь, но до вокзала недалеко, и мы добираемся окольными улочками. Лишь поэтому движение на велосипеде с тяжёлой сумкой в руке ещё может быть допустимо.
Передохнули на перроне. Итак, первым делом надо узнать в справочной, с которой платформы отходит поезд, откуда начинается нумерация состава и какие номера имеют его первые вагоны. Платформа - третья, нумерация - с хвоста, начинается нумерация с шестого вагона. Наш вагон - четырнадцатый. Переходим на третью платформу. С Москвы на юг идут поезда, и, разумеется, останавливаются в Орле. По ним приблизительно определяем место остановки вагона.
Время - около 21 ч. Спешно разбираем велосипеды. Мой велосипед в совокупности с перемётными сумками не приспособлен для быстрой сборки-разборки, но за полтора часа я полностью управился и упаковал велосипед в чехол. Снял колёса, гружёный багажник, щитки. Мише проще: он снял только колёса, скинул велорюкзак, а всю остальную часть велосипеда запаковал целиком.
На перроне ст. «Орёл».
Приблизительно в 2256 подходит поезд «Москва - Адлер». Стоянка - 12 минут. Загружаемся без особых затруднений. Вагон полупустой. Велосипеды закидываем на верхнюю полку, один из пассажиров нам помогает. Затем я подстраховываю верёвкой велосипеды, а Миша тем временем достаёт еду на стол.
За 5 минут до Нового года заканчиваем все приготовления. Откупориваю бутылку шампанского. Отмечаем Новый год - вероятно, где-то под Глазуновкой.
Ну, с Новым годом!
1.01.2007. В Белгороде - российская таможня. В вагон в новогоднюю ночь зашли… Ну, разумеется не Деды Морозы, а российские таможенники и пограничники. Проверка паспортного режима. Нашего попутчика из поезда высадили. Дело в том, что он брал билет в поезд по удостоверению и надеялся по удостоверению проехать транзитом через Украину. А без паспорта это не допускается. И вот он препирался, доказывал свою точку зрения. «Ан», - говорят таможенники, - «через границу украинцы без паспорта всё равно не пропустят. Так что выходи здесь, а корешок от билета можно забрать у проводника. Мы оформим билеты через Воронеж, поедешь в объезд Украины».
В Белгороде поезд стоит полчаса. Первая остановка на территории Украины - город Харькiв. В Харькове поезд стоит час. Снова таможня, на сей раз украинская. Опять же проверка паспортного режима. Оригинально выглядит здание железнодорожного вокзала в Харькове с двумя возвышающимися по сторонам его зданиями-башенками. Времечко - что-то около 6 ч. утра. Пару часов можно поспать. Потом рассветёт, и можно будет наблюдать, что находится за окнами.
А утром за окнами поезда проносятся сосновые перелески! Не северные, конечно, леса, мха в них не видно. Но сосновых лесов много. Их никак не ожидал увидеть на востоке Украины. По всей видимости, эти леса тянутся вдоль долины реки Северский Донец. Собственно, это - окрестности города Изюм. Поезд ненадолго задерживается в городе Красный Лиман, потом пересекает широкую реку - Северский Донец - и вскоре леса исчезают.
Окрестности городов Изюм и Красный Лиман (Харьковская область Украины).
Сельские дома здесь в плане представляют собой квадрат, крыши - в четыре ската, нередко имеются ставни. По размерам дома небольшие, 3x3 окна. Это, разумеется, обобщённый и схематизированный облик.
Южнее местность более похожа на ту, что я ожидал увидеть. На северо-востоке Донецкой области она представляет собой малолесную всхолмленную равнину. Иногда за окном видны незамёршие реки.
В окрестностях Горловки и Ханженки местность выглядит скучно и невыразительно: пологая заснеженная равнина, на которой расположены сёла, посёлки, лесополосы, поля, реки с невысокими берегами. Изредка видны терриконы. Они заснежены, поросли кустами и потому выглядят почти естественными горками. Пасмурно, туманно. Снега оказалось чуть больше, чем в расположенных к северу областях, но тоже, в общем-то, немного.
Ведение записей (авт. М.Л. Шиков).
В Иловайске - украинская таможня, в Успеновке - российская. Едем далее, теперь - снова по российской территории. До Таганрога ландшафт за окном всхолмленный. Донецкая гряда, должно быть. За окном видна станция Матвеев Курган. Если верить на слово одному из попутчиков, где-то здесь попал в плен к половцам князь Игорь. Снега мало, температура воздуха за окном - чуть выше нуля. Виден Миусский лиман Азовского моря.
Миусский лиман Азовского моря.
На участке пути от Харькова до Ростова наилучшим образом выглядит здание железнодорожного вокзала в Таганроге.
После Таганрога поезд идёт вдоль берега Азовского моря. Над морем стоит густой туман, который визуально полностью сливается и с поверхностью моря, и с небом. Лишь иногда поверхность моря различима, но только вблизи берега. Море покрыто льдом! Да-а, двадцать лет назад в июле оно, помнится, ослепительно сияло солнечными бликами. Зимой выглядит совершенно иначе. Пытаюсь заснять пейзаж через грязное вагонное стекло. Чем-то это напоминает игру в «Тетрис»: мимо проносятся столбы, и надо успеть сделать кадр в интервалах между столбами, домами, возвышениями рельефа.
Заледеневшее Азовское море.
Затем поезд долго идёт вдоль рукава, который носит название Мёртвый Донец. Мёртвый Донец - это самый северный рукав в дельте Дона. Наверное, потому так назван, что течением обладает медленным. Водоём незамёрший, только по берегам имеется полоса припая - где шире, где уже. По берегам растёт много камышей либо тростника. Далее становятся видны и другие рукава Дона, обрамлённые камышами.
Рукав Мёртвый Донец в дельте Дона.
Чуть позже поезд останавливается в Ростове-на-Дону. Неподалёку от здания вокзала по правую сторону от железной дороги заметен большой памятник на высоком холме. Чуть далее поезд, ещё не успев набрать скорость, проходит по железнодорожному мосту над Доном.
Река Дон в г. Ростов-на-Дону.
Уже стемнело. Есть время перекусить, пришить оторвавшуюся лямку на рюкзаке, укрепить заодно другую лямку, продолжить записи.
Близ Ростова едем в «суперСВ»: мы вдвоём можем располагаться на своих двух полках плюс на четырёх пустующих, а еда у нас расставлена сразу на двух столиках. Но после Ростова пассажиров в вагоне прибавляется.
До Адлера есть время выспаться.
2.01.2007
Просыпаюсь в Туапсе. От Туапсе начинается санитарная зона, и туалеты закрыты до самого Адлера включительно.
Иногда за окном в темноте можно различить горы, видны огни населённых пунктов. Во время остановок слышен шум прибоя, и можно наблюдать неспокойное Чёрное море. Волны разбиваются об волнорезы.
Здание железнодорожного вокзала в городе Сочи, вероятно, наилучшим образом выглядит на всей железной дороге. А после Сочи поезд идёт возле самого края морского побережья. В стороне Адлера видна красная полоска неба.
ОТ АДЛЕРА ДО ЦАНДРИПША.
Итак, выходим с Мишей на конечной остановке в Адлере. Время - около 740. Перетаскиваем снаряжение через пути. До 11 часов занимаемся сборкой велосипедов и упаковкой вещей. Моря от станции не видно, зато между зданием вокзала и перроном растут пальмы, и выглядит это место достаточно колоритно.
Поезд «Адлер - Сухум» отправляется в 1100. В расписании указано: «по дням». Что означает словосочетание, я так и не понял. Во всяком случае, никто на вокзале не смог объяснить, по каким именно дням ходит этот поезд. Где-то около 11 ч. мы выяснили, что поезда в этот день не будет. Плохо: согласно плану мы собирались доехать до Нового Афона на поезде, а уже от Нового Афона перемещаться на велосипедах по Абхазии в сторону Адлера. Теперь же посещение Нового Афона, села Лыхны и музея «Абхазский двор» автоматически отменяется: у нас не так много времени.
Что ж, перераспределяем вещи. Затем можно начать движение своим ходом. По причине отсутствия поезда «Адлер - Сухум» отпали оба заранее разработанных варианта поездки по Абхазии. Оставался ещё запасной - более простой - вариант движения по Черноморскому побережью РФ от Адлера до Туапсе с посещением Красной Поляны. Однако же, отказаться от посещения Абхазии мы не торопимся. Попробуем проехать через КПП «Псоу», а там, если получится, посетить хотя бы часть запланированных объектов. В конце концов, «попытка не пытка». Другое дело, что такой вариант изначально не рассматривался и не просчитывался. Чистая импровизация, можно сказать.
Первые сотни метров пути на велосипедах по Адлеру. Вдалеке показались горы. Необычно: пальмы, магнолии, горы, по-апрельски тёплый январь, да и всё остальное.
Адлер. Вид в сторону горы Ачмарда.
Проезжаем кольцевой перекрёсток с поворотом на Красную Поляну, но при этом поворачиваем на село Весёлое. Примерно с километр тянется узкая дорога. По одной полосе движения в каждую сторону. Краёв асфальта, пригодных для велосипеда на этом участке нет. Обочина грязновата, но приходится ехать по ней. С прилегающих территорий с лаем выскакивают собаки. Одна псина выбежала без гавканья и бежала рядом с нами километра два. Порой она нам мешала, оказываясь на траектории движения. Но зато псы, выскакивавшие из подворотен, несколько смиряли пыл, поскольку их внимание слегка переключалось с нас на эту собаку. Под рукой у нас всё равно ничего не было, чтобы подкормить псину, еда была запакована где-то в глубине рюкзаков. На мосту через Мзымту собака от нас отстала и не спеша направилась обратно.
Мост через Мзымту. Горная панорама - от долины Мзымты до горы Монахлук.
Дорога снова становится шире. Большую часть пути по Адлеру имеется на дороге три полосы движения плюс достаточно широкие края. По пути снимаю пейзажи в южном направлении - видны горы Абхазии. Ветер встречный, что полностью соответствует прогнозу.
Адлер. На ближнем плане - Краснодарский край, на дальнем - горы Абхазии.
Адлер. До Абхазии - около километра.
Подъехали к КПП. Сначала направились тем же путём, каким проходят таможню автомобилисты. Но таможенники развернули нас на 180°, и указали, где следует проходить таможню пешеходам. А именно: нам следовало вернуться метров на триста назад. Там вправо от дороги (если смотреть в сторону Псоу) отходит малоприметный проезд. Дорога подразбита, метров через двести приводит к Казачьему рынку, поворачивает влево. Можно видеть павильоны с мандаринами - сейчас как раз самый сезон. Далее пешеходы идут между двух заборов, подходят к пропускному пункту. Таможенный контроль. Далее пешком необходимо двигаться по проходу между заборов до пунктов паспортного контроля.
Миша проходит паспортный контроль первым. О чём-то говорит с таможенником, чуть позже пересказал мне, о чём. Смысл разговора следующий. Таможенник спрашивает помимо прочего о цели визита в Абхазию. Миша простенько сообщает: да мы вот собираемся покататься по Абхазии. Тот спрашивает: «А бронежилет при себе есть?» «Да, нет», - говорит Миша, - «у нас велосипеды быстрее пули». Шутка, разумеется. Ну, а помимо шуток, таможенник
серьёзно предупредил и Мишу, и меня, что в Абхазии есть такие места, где стреляют. Да, я в курсе, и в те места мы не сунемся, и даже близко к ним не поедем.
Итак, прошли российскую таможню, и вышли на мост через Псоу. На другой стороне моста - абхазская таможня. Аналогичный контроль. Единственное отличие - необходимо платить обязательную страховку от несчастных случаев за каждый день пребывания в Абхазии в размере 10 рублей. Страхуется жизнь на 30 тысяч, здоровье - на часть этой суммы в зависимости от тяжести повреждений. Страховка обязательна в том случае, если предстоит пребывать в Абхазии от пяти дней и более. Квитанцию необходимо сохранять всё время пребывания в Абхазии и предъявить её при пересечении границы в обратную сторону. Иначе придётся заплатить штраф.
Ну, и вот мы собственно в Абхазии. Попасть сюда оказалось не сложно.
Схема движения по Абхазии.
Начинаем движение по Абхазии. Дорога имеет две полосы движения плюс широкие края. Дорога новая, асфальт ровный, без единой выбоины. Дорожные указатели - сразу на трёх языках: абхазском, русском, английском. Вдоль дороги стоят тополя без листвы, пальмы, кипарисы, сосны, эвкалипты и другие деревья. Пальмы на фоне заснеженных гор смотрятся весьма необычно. В воздухе ощущается сильный запах эфирных масел - то ли от эвкалиптов, то ли от сосен, то ли от кипарисов.
Первые километры по Абхазии: пальмы и эвкалипты на фоне заснеженных гор.
После Псоу согласно дорожным указателям расположены сёла Гячрипш и Хейвани. Видны иногда пустующие дома, их немало. Однако понять, где брошенные, а где недостроенные дома очень трудно. Активных боевых действий в 1992-93 гг. здесь вроде не велось, хотя грузинские войска полтора месяца занимали эту территорию.
Стада встречаются, иной раз можно видеть, как малочисленные коровы выходят на дорогу. Но это, конечно, далеко не те стада, что паслись здесь же в 1987 г.: тогда, помнится, экскурсионные автобусы несколько раз приостанавливались на дороге для того, чтобы пропустить стадо.
Мост через речку Лапсы. Долина р. Хашупса и г. Багнаргэс.
Далее автодорога проходит над рекой Лапсы, начинается посёлок Цандрипш, большей частью он расположен по правую сторону от дороги. Цандрипш - большой посёлок. На старых картах времён СССР он фигурирует под грузинским названием «Гантиади», что в переводе означает «рассвет».
Новая автодорога проходит по высокому мосту над рекой Хашупса, за ней начинается подъём - один из наиболее крутых на всей автодороге от Псоу до Бзыби как минимум. Впрочем, в Орловской и Тульской областях есть гораздо более крутые подъёмы, чем этот. С верха подъёма открывается вид на Чёрное море и посёлок Цандрипш. На этом месте отлично берёт мобильник. Можно дозвониться в Россию через сочинских операторов.
Вблизи Цандрипша.
Наверху подъёма расположено кафе «Мимоза». Замечательное аккуратное заведение с видом на море. Само здание выполнено из кирпича, а рядом с ним возводятся бревенчатые летние домики. Примечательно уложены брёвна на углах домиков, этот вариант отличается от наиболее распространённых бревенчатых срубов средней полосы России.
Кафе «Мимоза».
Полная тарелка хаша стоит около 60 рублей. Хаш - это жирный бульон, в котором плавают большие куски мяса. Хаш традиционно варят из свинины, требухи. Блюдо несолёное, но соль предусмотрительно имеется на столе, а также на столе стоит стаканчик с чесночной приправой.
В кафе мы были не единственными посетителями. За другими столиками тоже обедали. Местные. Один из них, уходя, оставил на столике у кассы открытую бутылку водки и, обращаясь к нам и к официанту, сказал, что мы можем попробовать из этой бутылки столько, сколько хотим - он оплатил. Другими словами, он угостил нас местной водочкой. Водка эта оказалась своеобразной на вкус. То ли она настояна на травах, то ли готовится из винограда, но пьётся легко и даже в какой-то степени приятно (чего я не могу сказать в целом о крепких напитках). В то же время это не анисовая водка, потому как вкус греческой озу я знаю. В последующем мы пробовали отыскать в Абхазии такую же водку, но не нашли. Этот своеобразный напиток оказался не единственным угощением. Сидевшие за другим столиком абхазы предложили нам тоже по стопке водочки и закуску - маринованные стручки бобов. Замечательная, кстати, закуска к водке, нисколько не хуже солёных огурчиков.
Вообще же местные люди очень доброжелательны и гостеприимны. Рассказали нам помимо прочего, что поток туристов из России в Абхазию в последние два-три года полностью восстановился, и летом все места в частном секторе заняты.
Это хорошо. Нам же теперь надобно отыскать место, где можно переночевать. И даже не только потому, что мы приняли водочки: дело близится к вечеру. Дом в частном секторе нашли не сразу. Хозяина зовут Владимиром, его кота - Жориком. Жорика подобрали и принесли в дом отдыхающие.
Вечером попробовали домашнего вина. Вино молодое виноградное и очень вкусное. Оно «играет», а цветом - насыщенное тёмно-красное. Если не смотреть вино «на свет», то в ёмкости оно кажется едва ли не чёрным. Такое вино в Абхазии и в самом деле называется чёрным вином в отличие от белого, розового и красного. Делают его из тёмных сортов винограда. В жизни ничего подобного в магазинах не покупал. Да и домашнее вино столь же вкусное не часто попадалось. А забегая вперёд, могу сказать, что и далее по маршруту мы пробовали домашнее вино, но ещё только однажды (в Пицунде) вино оказалось столь же вкусным.
Именно так выглядит настоящее чёрное молодое вино из Абхазии.
Раз нам предстоит путешествие по Абхазии, то, естественно, меня интересуют вопросы безопасности. В прессе разное пишут, и не всему можно верить. Ну, а как оно сейчас в Абхазии? Да, нет, говорит, сейчас в этой части Абхазии всё спокойно. Тихо здесь.
О телевидении. Имеется абхазский телеканал, который транслирует передачи на абхазском. Также доступны центральные российские телеканалы. Они здесь идут с тем отличием от средней полосы, что реклама транслируется местная - но тоже на русском языке. Местный колорит в рекламе заметить можно. Например, достоинства стиральных порошков расхваливаются в связи с возможностью отстирать на ткани «даже пятна аджики».
(продолжение следует...) СТРАНИЦА ССЫЛОК