Борис Шац весьма известный в Израиле художник. В конце-концов, он основатель Академии Бецалель, нашего первого художественного института. В основном за это его и помнят.
Однажды на экскурсии в библиотеке Шаар-Цион - Бейт-Ариэла в Тель-Авиве мне в руки попала книга "Борис Шац. Жизнь и творчество. Монография", в которой было представлено множество работ Шаца, в основном рельефов и в основном на еврейские темы. Я не смогла устоять перед соблазном и многие из них сфотографировала.
Я решила показать еврейские мотивы Шаца, т.к. показывала вам недавно
еврейские мотивы Альфонса Леви (1843-1918). Каждый художник подошел к этой теме по-своему, так что я решила, что имеет смысл сравнить их работы.
Титульный лист книги, из которой я фотографировала работы Б.Шаца.
"Борис Шац. Жизнь и творчество. Монография", выпущено "Бней-Бецалель", Иерусалим 1925г.
Теперь несколько слов о Борисе Шаце (1866-1932).
Борис Шац (Залман-Дов-Барух Шац) родился в Ворно Ковенской губернии, Российская империя. Ныне Ворно - Варняй, Литва.
Отец Шаца преподавал в хедере (еврейская религиозная начальная школа) и отправил сына учиться в иешиву (высшее религиозное учебное заведение) в Вильно, но через короткое время Борис ушел из иешивы и порвал все связи с семьей. Он начал учиться живописи и скульптуре в Вильно и в Варшаве, в 1889г. уехал в Париж.
В Париже он начинает учиться скульптуре у
Марка (Мордехая) Антокольского, живописи у Фернана Кормона, а затем в Художественной академии.
"Памяти моего дорогого учителя Мордехая Антокольского".
В Париже Шац жил на случайные заработки, включая боксирование за деньги.
В 1894г. в Париже Б.Шац создал скульптуру Маттитьягу Хасмонея, священника из рода Хасмонеев, инициатора и первого вождя начавшегося в 167 г. до н. э. восстания Хасмонеев. Маттитьягу в руке держит меч, ногой наступает на лежащего греческого воина.
Скульптура была создана, в то время, когда проходил суд над А.Дрейфусом. Этот суд поднял во Франции волну антисемитизма. Создание скульптуры, изображающей еврея, борющегося за свободу и независимость своего народа, было ответом на происходящее. В те времена хасмонеи были символом сионизма.
Где сейчас находится эта статуя неизвестно. В Тель-Авивском художественном музее есть только гипсовая голова этой скульптуры, видимо использовавшаяся для изготовления всей фигуры.
В 1895г. Фердинанд I, князь, а затем царь Болгарии, был впечатлен скульптурой Маттитьягу Хасмонея и пригласил Шаца стать придворным художником и скульптором и основать Художественную академию, которую Шац впоследствии и возглавлял с 1895 по 1906г..
Страшный Кишиневский погром 1903 года заставил многих евреев задуматься о сионизме.
В том же 1903г. Б.Шац встретился с Б.-З. Герцлем и заразился от него сионистской идеей.
Биньямин Зеэв (Теодор) Герцль (1860-1904), основатель Всемирной сионистской организации Биньямин Зеэв (Теодор) Герцль "Если захотите, все достижимо".
В 1905г. на 7м Сионистском конгрессе Шац предложил создать Школу еврейского искусства, в которой будут также обучать и художественным ремеслам.
Б. Шац, с одной стороны, должен был быть мечтателем, чтобы в 1905 году приехать в Иерусалим (Тель-Авива еще не существовало), в старый ишув, очень бедный, где евреи жили на пожертвования, собранные в Европе и создать учебное заведение, которое будет готовить художников! Но с другой стороны, идея об обучении художественным ремеслам была весьма практична. В еврейских общинах по всему миру очень ценились предметы из Эрец-Исраэль. Вспомните хотя бы
мой рассказ про этроги.
Идея Шаца заключалась в том, что созданные в Иерусалиме художественные предметы быта, были бы в каждом еврейском доме в галуте и отражали бы сионистскую идею, таким образом можно было и заниматься сионистской агитацией и пропагандой.
В 1906г. Б.Шац основал Школу искусств имени Бецалеля бен Ури, которую в последствии называли Бецалель.
Изготовление художественных предметов быта дало работу большому количеству людей, в том числе репатриантам из Йемена, среди которых было много ювелиров.
Шац организовывал выставки работ своих учеников в Европе и США, это были первые выставки за границей художников из Эрец-Исраэль.
По его идее школа Бецалель должна была готовить мастеров широкого профиля, способных найти применение в трудных условиях жизни в Эрец-Исраэль в те годы. Поэтому помимо художественной специальности студенты изучали также прикладные ремесла. Шац мечтал воспитать поколение национально мыслящих художников, подготовленных на уровне лучших европейских школ.
Есть те, кто считают, что в глубине души Шац готовил почву для строительства Храма.
Бецалель бен Ури, в честь которого была названа школа как раз был архитектором и оформителем еврейского Храма. Меня эта мысль сильно удивляет, т.к. Шац активно нарушал еврейскую традицию в своем творчестве, создавая изображения.
В начале Первой мировой войны школа была закрыта турецкими властями, а Шац - ее основатель и директор - изгнан и жил в Цфате. В Цфате он начал писать свою книгу сионистско-утопическую "ירושלים הבנויה" ("Возрожденный Иерусалим"), рассказывающую об Иерусалиме 2018г.
После окончаний Первой мировой войны Шац вернулся к руководству школой и она просуществовала до 1929г. Она была закрыта из-за финансовых трудностей и внутренних проблем школы.
Шац пытался собрать деньги для финансирования школы за границей и в марте 1932г. во время поездки по США, в Денвере (Колорадо), он скончался. В своем завещании он просил не перевозить его тело для похорон в Иерусалим, чтобы не тратить деньги, предназначенные для школы. Тем не менее, его тело было перевезено в Эрец-Исраэль и похоронено на Масличной горе в том же 1932г.
Почему у меня появилась эта странная мысль сравнить еврейские работы Шаца и Леви, хотя один создавал скульптурные произведения, а другой - графические. Казалось бы, сложно сравнивать. Но я предлагаю сравнить подход и раскрытие темы, а не техники.
Между
Альфонсом Леви и Борисом Шацом, несмотря на разницу в 20 лет, есть много общего. Они оба жили в почти в одно и тоже время; были художниками европейской школы; оба создавали произведения на еврейскую тему, когда это было еще не очень принято; оба были выходцами из традиционных еврейских семей; оба нарушали еврейскую традицию, которая запрещает создавать изображения, при этом в своем творчестве оба рассказывали об этой самой еврейской традиции...
Их принципиальная разница в подходе. Если Альфонс Леви стремился к реальности еврейской жизни, не пытаясь ее идеализировать, то Борис Шац как раз наоборот, стремился к эпичности, монументальности, обобщенности образов.
Я уверена, что работы Шаца, в отличии от работ А.Леви, очень бы понравились Парижской еврейской общине.
Благославление раввина.
Еврейская мать.
Первая мицва.
Йермиягу.
Каббалат шаббат (буквально: «Приём субботы»; ивр. קַבָּלַת שַׁבָּת)
Хавдала (переводится как “отделение”) - церемония разделение субботы и будней.
Простирает Цийон руки свои - нет ему утешителя! Эйха 1-2:17 (איכה פרק א יז)
Старость
Около Котеля.
Около Котеля.
Молящиеся евреи.
Йеменский переписчик священных текстов
https://dona-anna.livejournal.com/745365.html ...доля моя от всех трудов моих. (Коэлет 2:11)
Переписчик священных текстов
Вернувшийся в лоно религии
Трубление в шофар.
Нетилат лулав (ивр. נטילת לולב) - взятие лулава. Лула́в - ивр. לוּלָב , буквально «молодая пальмовая ветвь».
Пророк Илиягу
"Когда конец сокровенному?" Даниэйл 11-12:7
Сват
Спящий еврей
Кроме работ на еврейскую тему, в книге "Борис Шац. Жизнь и творчество. Монография" есть и портреты известных сионистов работы Б.Шаца.
Проф. Г. Дойч
Шмуэль Гиршенберг (1865-1908), художник, один из преподавателей школы Бецалель.
Профессор Цви Герман Шапира, инициатор создания Еврейского национального фонда (קק"ל) Йосеф Трумпельдор (1880-1920), еврейский политический и общественный деятель Давид Вольфсон (1856-1914), после смерти Герцля - второй председатель Всемирной сионистской организации.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4 Проф. О. Варбург (1859-1938), в 1911-1920 годах он возглавлял Всемирную сионистскую организацию И в заключение пару живописных работ Б.Шаца из моего архива.
"Автопортрет", 1920г.. Масло, холст. Тель-Авивский художественный музей. Выставка
"Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина".
А это копия или подделка, даже и не знаю.
Вы видите, тут два почти одинаковых портрета со своей интересной историей, произошедшей еще в 1916 году.
Б. Шац был основателем Бецалель. В Академии Бецалель имелся автопортрет художника
Й. Исраэльса. Однажды там появился турецкий чиновник, проверявший оплату налогов (в это время Эрец-Исраэль еще была частью Турецкой\Османской империи). Он видит этот портрет, и говорит, что желает завтра представить эту картину паше, правителю Иерусалима. Б.Шац очень испугался и за одну ночь создает точную копию портрета, чтобы отдать ее чиновнику. На утро чиновник не приходит и копия Исраэльса остается в семье Шаца. При этом семья Шаца уверена, что у них в доме подлинный Исраэльс.
Уже в наше время дочь Шаца решила продать их "домашнего Исраэльса" через Сотбис и тут выяснилось, что в доме Шаца висела картина Шаца, копия Исраэльс, а подлинник висел в академии Бецалель.
На моей фотографии справа - подлинник, слева - копия.
Выставка
"Настоящая подделка" "Автопортрет", ок.1930г., Борис Шац
Рамка из латуни сделана Зеэвом Рабаном.
Выставка в Музее Израиля к 100-летию книги Бориса Шаца "Возрожденный Иерусалим".
"Бецалель, Иерусалим" 1982г., Давид Тартаковер.
Выставка в Музее Израиля к 100-летию книги Бориса Шаца "Возрожденный Иерусалим".
Из художников Школы Бецалель я уже рассказывала о
Зеэве Рабане Вместо заключения:
Художественная школа Бецалель и сионистский вклад в усложнение вопроса о "еврейском искусстве".
19 век был характерен не только относительным либерализмом по отношением к евреям, которые стали известными "национальными" художниками в разных странах, но и антисемитской реакцией на это: что эти чужаки делают в нашем национальном искусстве? И вообще, евреи - не европейский народ, а народ восточный, азиатский. Сионисты, искавшие свои корни в Эрец-Исраэль, ясенпень естественно, соглашались с восточным происхождением и ехали в Эрец-Исраэль. Люди искусства среди сионистов понимали, что для национального искусства в прямом смысле нужна почва под ногами. Учащиеся и учителя Школы Бецалель черпали идеи и вдохновение в бестселлере всех времен и народов Танахе. И как результат усилий этой школы и других приехавших в разное время сюда художников, родилось израильское искусство, а совсем не еврейское, имхо. Но об этом можно долго спорить:)
На экскурсию в библиотеку Шаар-Цион - Бейт-Ариэла в ТА я попала с экскурсией экскурсовода
Инны Чернявской
This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2273187.html.