Нет-нет, речь не пойдет о селфи, как подумали, я уверена, "дети нашего времени". Речь тут пойдет, как ни странно, о живописи. Я уверена, что многим кажется, что она - уходящий объект вместе с бумагой, книгами, телевизорами и магнитофонами. Мне так тоже, иногда, кажется. Но посмотрев новую выставку "Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина" в Тель-Авивском художественном музее, обработав фотографии с нее, я снова ощущаю настоящую мощь живописи и ее победу над сиюминутным и суетным.
Причина для создания этой выставки была, можно смело сказать, скандальная. Я уверена, что многие израильтяне-любители искусства, и не только русскоговорящие, были потрясены продажей мэрией Рамат-Гана картины В.Серова "Портрет Марии Цетлиной" из Рамат-Ганского музея русского искусства в 2014 году. За картину было получено более 60 мил. шекелей и на эти деньги мэрия решила построить новое грандиозное здание для этого музея и нескольких других, существующих в этом городе. Пока здание строится, музей будет закрыт и на коллекцию Цетлиных, хранящуюся в этом музее, будет не посмотреть. Это привлекло внимание д-ра Дорона Лурье, куратора выставки. В Рамат-Ганском музее он нашел несколько портретов и решил добавить к ним еще несколько, чтобы сделать выставку портрета. В результате в разных музеях и частных коллекциях Израиля было найдено 80 портретов, авторы которых тем или иным образом связаны с Россией. Таким образом появилась выставка "Русская история, от Путина до Распутина."
Вот картины из Рамат-Ганского музея.
Сразу приношу извинение за качество фотографий, которые сделаны с картин под стеклом. Пастели, работы углем и сепией, вытащенные из запасников, где они, обычно и находятся, к нашему большому сожалению, выставляются под стеклом, что очень мешает съемке.
В. Серов "Портрет Анны Цетлин", 1910г. Бумага, уголь, мел.
В. Серов "Портрет Марии Цетлин", 1910г. Бумага, уголь, мел.
А.Яковлев "Портрет Марии Цетлин", 1910г.. Бумага, сепия.
Л.Бакст "Портрет Валентина Цетлина" (фрагмент) 1916г.. Бумага, сепия.
В. Серов "Портрет Мамонтовой" (фрагмент) 1894г.. Пастель на холсте.
Неизвестный художник "Портрет Михаила Цетлина" ок. 1910-1914гг. Холст, масло.
М. Воробьёва-Стебельская (Маревна) "Автопортрет" 1915г.. Холст, масло. Музей русского искусства, Рамат-Ган.
Теперь, я считаю, что нам стоит немного познакомится с автором куратором выставки, д-ром Дороном Лурье.
За что я глубоко уважаю д-ра Дорона Лурье, так это за то, что он большой приколист на тему изобразительного искусства умеет говорить об искусстве без патетики и пафоса. Он не пытается рассказать о картинах больше, чем самой картиной рассказал нам ее автор. Для меня это принципиальный момент.
На эту выставку он собрал картины, которые он вынул из пыльных запасников без его участия мы бы никогда и не увидели. Ни одна картина на выставку не приехала из-за границы, что демонстрирует нам какое количество хороших картин находятся в запасниках наших музеев, экспозиции которых состоят из бесконечных убогих инсталляций (не канализация).
Работы на выставке охватывают последние 120 лет, и авторов Дорон разделил на 3 группы. Первая: авторы, которые родились, жили и умерли в России, а картины их оказались в Израиле.
Вторая: авторы родились в России и уехали на Запад.
Третья: авторы, которые родились в России и уехали в Эрец-Исраэль и Израиль, в зависимости от времени.
И. Репин "Портрет пианистки Софии Ментер". Холст, масло. Коллекция Сары и Моше Меир.
И. Репин "Портрет Марка Антокольского", 1900. Тель-Авивский художественный музей. Уголь, холст.
В.Верещагин "Портрет пожилой женщины с книгой", 1868г.. Холст, масло. Музей Израиля (Иерусалим).
Чем отличается настоящий портрет от селфи кривых ручек ножек на фоне Лувра? Тем, что он стремиться передать внутреннюю сущность модели, подчеркнуть какие-то черты, невидимые на первый взгляд.
А. Шурыгин "Портрет Исаака Левитана", 1889г.. Холст, масло. Музей Израиля (Иерусалим).
П. Литвиновский "Эхад Хаам, портрет", ок. 1925г.. Библиотека Эхад Хаам, коллекция Бейт-Ариэла, ТА.
Слева направо:
П.Литвиновский "Портрет д-ра Шауля Черниховского" Масло, холст. Тель-Авивский художественный музей.
Л.Пастернак "Портрет Хаима Нахмана Бялика" 1921г.. Масло, холст. Музей Израиля, Иерусалим.
Л.Пастернак "Портрет д-ра Шауля Черниховского" 1923г.. Масло, холст. Тель-Авивский художественный музей.
Из рассказа Дорона в моем вольном переводе: "обратите внимание на три портрета двух поэтов. Крайний справа портрет Черниховского "в образе поэта": романтическая внешность, пышные кудри, гордый полупрофиль. Крайний слева его же портрет, но уже без попытки создания образа. А в центре Бялик, который очень страдал, что не выглядит как настоящий поэт и жаловался, что вот Черниховский выглядит как поэт с его поэтической внешностью, а он - Бялик, хоть и национальный поэт, а выглядит как банковский служащий."
Н.Ааронсон Портрет Распутина" 1916г.. Крашеный гипс. Художественный музей "Яд лебаним", Петах-Тиква.
Фотография, которой нет на выставке, но она была, когда этот портрет был выставлен в самом Тель-Авивском музее ТА, в основной экспозиции. На ней можно увидеть как Н.Ааронсон в Петербурге создает портрет Распутина.
Выставка представляет потреты не только богатых и знаменитых известных людей и политических деятелей, но и обычных людей.
М.Шеми (Шмидт) "Портрет родителей жены художника", 1922г.. Холст, масло. Художественный музей Эйн-Харод.
Л.Пастернак "Портрет Луиса и Морион Хох" 1932г.. Художественный музей, Иерусалим.
А.Архипенко "Парный портрет (Портрет Фальк)" 1920г.. Гипс, краска. Тель-Авивский художественный музей.
Надо заметить, что именно в Тель-Авивском художественном музее находится самое важное собрание работ Архипенко в мире. Так уж музею повезло. Именно здесь можно видеть его поиск соотношения цвета и формы. Эти его произведения можно назвать скульптурный рисунок или разрисованная скульптура.
А. фон Явленский "Блондинка" 1911г.. Масло, картон. Коллекция Сары и Моше Меир.
Справа налево: Зеэв Бен-Цви "Портрет Шмариягу Левина" 1934г.. Искусственный камень. Тель-Авивский художественный музей.
Н.Ааронсон "Портрет В. Ленина" 1927г.. Гипс, краска. Художественный музей Петах-Тиква.
Н.Ааронсон "Портрет Л. Толстого" 1901г.. Бронза. Художественный музей Петах-Тиква.
И.Констант (Константиновский) "Портрет жены художника" 20е годы прошлого века. Уголь, бумага. Частный музей Преслера, ТА.
О.Цадкин "Женщина". Бронза. Тель-Авивский художественный музей.
Е.Кацман "В.Ленин в гробу", 1924г.. Карандаш, бумага. Коллекция М.Гробмана.
Х.Сутин "Подросток в желтой шляпе", 1924г.. Масло, холст. Коллекция Сары и Моше Меир.
Б.Шац "Автопортрет", 1920г.. Масло, холст. Тель-Авивский художественный музей.
Я.Билит "Встреча художников" 1917г.. Слева направо: Генри Эпштейн, Хаим Сутин, Пинхас Кермен и японский художник Аяши. Масло, холст. Тель-Авивский художественный музей.
М.Тамир (Тульчинский) "Встреча четырех художников" 1950г.. Ардон, Ариха, Книспель и Тамир. Масло, холст. Частный музей Преслера, ТА.
Р.Фальк "Автопортрет" 1921г.. Масло, холст. Музей Израиля, Иерусалим.
Х.Гликсберг "Портрет Батии Лишински" 1927г.. Масло, холст. Тель-Авивский художественный музей.
Й.Зарицкий "Портрет Сони, жены художника" 1930г.
Из рассказа Дорона в моем вольном переводе: "Речь идет о временах до образования государства Израиль, т.е. до 1948г. Как известно художник Йосеф Зарицкий не зарабатывал своими произведениями, и кормила семью его жена Соня, зубной врач. Всем было известно, что у Сони была очень большая грудь. У нее было много клиентов - арабов, которые регулярно приходили к ней лечится. Она клала их головы себе на грудь и драла зубы, и им не было больно..."
А. фон Явленский "Белый тюрбан" 1912г.. Масло, картон. Тель-Авивский художественный музей.
Я.Раухвергер "Портрет музыканта Даниэля Англистера" (фрагмент) 2016г.. Пастель, картон. Галерея Гордон, ТА.
Слева направо:
Х.Сутин "Голова мужчины в профиль" 1913г.. Масло, холст. Тель-Авивский художественный музей.
Х.Атар "Автопортрет" 1952г.. Масло, холст. Художественный музей, Эйн-Харод.
Х.Сутин "Посльный от Максима" 1925г.. Частная коллекция.
М.Шеми (Шмидт) "Портрет жены художника" 1923г.. Масло, холст. Художественный музей, Эйн-Харод.
М.Шагал "Еврей со свитком Торы" 1925г.. Гуашь, бумага. Тель-Авивский художественный музей.
Это уже третья замечательная выставка, созданная д-ром Дороном Лурье в Тель-Авивском художественном музее, на которой я побывала. Я подробно рассказывала о
Выставке делфтского фарфора из израильских коллекций.
Основная экспозиция Тель-Авивского художественного музея Еще одна прогулка по этому музею Погулять вокруг музея Информация для посетителей:
На выставке будут проводиться экскурсии на русском языке (экскурсовод - Анна Кацман)
15 марта, вторник - в 20.00
31 марта, четверг - в 19.00
7 апреля, четверг - в 10.30
21 апреля, четверг- в 19.00
Стоимость участия в экскурсиях включена в стоимость общего входного билета в музей.
22 марта, во вторник с 19-00 до 21-00 на выставке состоится особое мероприятие - лекция- экскурсия и концерт струнного квартета «Авив» под управлением скрипача Сергея Островского. Экскурсия начнется в 19-00, концерт - в 20-00.
В программе концерта - сочинения Чайковского, Бородина и Бетховена.
Линк на видео концерта в музее:
https://www.youtube.com/watch?v=-Jqwr_0vdFU Билеты на концерт можно приобрести в кассе музея (телефон - 03-6077020).
Количество мест ограничено.
Сайт музея -
http://www.tamuseum.org.il Сайт выставки «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина»-
http://www.tamuseum.org.il/about-the-exhibition/a-russian-tale Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье - закрыто; понедельник, среда,
суббота - с 10-00 до 18-00; вторник, четверг - с 10-00 до 21-00; пятница - с 10-00 до 14-00.
Выставка «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина» продлится до 5 июня 2016 года.
This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2216344.html.