Еврейская сюита, Испания.

Dec 19, 2016 12:03



Евреи были торжественно изгнаны из Испании более 500 лет назад. Католические монархи Изабелла и Фердинад рассматривали как свое большое достижение сделать все население христианским, католическим... Иноверцам в Испании не было места.



Можно ли сейчас найти хоть какие-то реальные следы пребывания евреев в Испании? Именно такой вопрос возник у меня перед очередной поездкой в эту страну. Можно ли найти следы большой цветущей общины, которая преуспевала во многих областях жизни страны и полностью исчезла с карты Испании.

В общем, кто о чем, а я как обычно о нашем, о девичьем еврейском.

В качестве эпиграфа:

"Еврейская сюита" ("Suite Hebraica"), автор композитор M. Gonzalez.

В небольшом городке Аранда-де-Дуэро (исп. Aranda de Duero), в весьма глубокой испанской провинции, мы попали на концерт оркестра ВВС Испании. И среди исполняемых произведений оказалась эта самая "Еврейская сюита".


Честно говоря, мы все-таки ожидали хоть какой-то намек на мелодии, которые звучали там 500 лет назад. В конце-концов, есть же песни тех времен на ладино, которые исполняют до сих пор... А тут были и "Купите бублички", "Хава нагила" и "Эвейну шалом алейхем", и "На Дерибасовской открылася пивная" просто клейзмеровские мелодии...
Публика слушала с большим интересом, оказывается это музыкальное произведение весьма популярное, судя по ютюбу. Я очень сомневаюсь, что кроме нас с мужем, были еще слушатели, имевшие отношение к еврейству. Поэтому они не поняли наше саркастическое хихиканье во время исполнения сюиты.

Сами можете послушать, может найдете что-то музыки евреев-сефардов. Может и со мной поделитесь.

image Click to view



Обломки истории.



Говорят, что евреи селились на Иберийском полуострове еще во времена Первого Храма. Традиция рассказывает о том, что город Толедо был основан евреями после разрушения Первого Храма. Семья Абарбанель, одна из самых известных еврейских семей Испании считает себя потомками царя Давида. По семейным преданиям, эта семья прибыла в Испанию еще до разрушения Первого Храма.... Говорят...

Мусульмане, завоевавшие в 711-718 гг. почти весь полуостров, закрепили за евреями статус зимми, т.е. не имеющих равных прав с мусульманами. Тем не менее евреи получили в то же время общинную автономию, свободу вероисповедания и экономической деятельности.
С 10 в. Пиренейский полуостров стал важнейшим центром еврейской учености и культуры, при этом евреи испытывали сильное влияние мусульманского окружения. Образованные слои еврейского общества в значительной степени были интегрированные в экономическую и политическую систему исламских государств в этот период. Время до конца 11 века называют Золотой век евреев в Испании. Учёные датируют начало Золотого Века либо 711-718 годами (после мусульманского завоевания Иберии) либо 912 годом (правление Абд ар-Рахмана III); конец золотого века также датируется по-разному: 1031 (конец Кордовского халифата), 1066 (Резня евреев в Гранаде), 1090 (вторжение Альморавидов), или серединой XII века (вторжение Альмохадов).

Единственным настоящим артефактом, который мы увидели за время этой большой поездки был...


...фрагмент еврейского надгробия 13 века, встреченный нами совершенно неожиданно в Ските Святого Сатурия (Ermita de San Saturio), в городе Сория.

Еврейская Сеговия

Первые признаки присутствия евреев в городе Сеговия восходит к 1215 году, когда Хиральдо, епископ города, запрещает азартные игры между евреями и христианами в приходе Сан - Мигель в самом центре города. Это показывает, как происходила повседневная совместная жизнь этих двух групп жителей города.



Еврейская община, средневековая миниатюра, 13 век.

Сорок лет спустя, в 1252 году, присутствие евреев в городе является полностью свершившимся фактом. Об этом можно узнать из послания Папы Иннокентием IV к епископу Сеговии, в котором он требует от евреев носить отличительный знак на их одежде.



Документ, в котором говорится о том, что евреи должны носить отличительный знак на одежде. Из архива Кафедрального собора (Сеговия).

Евреи Сеговии занимались торговлей и ремеслами, община была довольно зажиточной, что не могло не вызывать зависть у их христианских соседей.


Еврейская торговля, средневековая миниатюра, 13 век.

Евреи в Сеговии занимались торговлей и мелким производством. Некоторые из них, занимавшиеся производством кожи и тканей, были очень богаты. Но основная масса была мелкими ремесленниками и торговцами. Нет никаких записей, говорящих о том, что евреи занимались сельским хозяйством или выращиванием крупного или мелкого рогатого скота.

Волна погромов, прокатившаяся по Испании в 1391 году не миновала Сеговию. Погромы и притеснения продолжались и позже. В начале 14го века евреев обвинили в осквернении гостии, затем в том, что они хотели отравить епископа. Многие евреи тогда погибли, многие бежали из города. Тогда же у общины были отняты две синагоги и евреев выселили из Старого еврейского квартала в новый, расположенный на территории монастыря. Позднее в Сеговии погрому подверглись и марраны.

В 1412 году король Хуан II обнародовал законы, которые очень ограничивали кастильскую еврейскую общину. Это законодательство ограничивает правовую и административную независимость общины, запрещало евреям выполнять определенные виды профессиональной деятельности и установило социальную сегрегацию еврейской общины.
Законы 1412 года обязали евреев и мусульман жить в отдельных районах.
Если в течение почти 200 лет у евреев было мало ограничений по выбору места жительства в Сеговии, то в 1412 году все изменилось. В основном евреи жили в районе где сейчас находится Кафедральный собор, но ситуация ухудшились в 1481 году, когда они были вынуждены жить в гораздо более жестких границах "гетто".



"Его Пасха", именно так я поняла надпись на этом памятнике.

В 1485 пекарям было запрещено выпекать мацу в их печах, как это было принято. Такое решение не имело никакого объективного основания, кроме того, что христианская Пасха была очень близка. Это время муниципальные власти города Сеговия поддерживали агрессивную позицию по отношению к евреям города. Таким образом это было нанесено серьезное оскорбление еврейской общине.
Примерно в 1486 году в Сеговии был создан суд инквизиции. Конфликты между христианскими и еврейскими общинами очень углубились.

В Гранаде, 31-го марта 1492 года, всего через несколько месяцев после окончательного разгрома мавров, католические монархи, Изабель и Фердинанд, обнародовали Указ по которому все евреи со всей Испании должны были покинуть эту страну в течении четырех месяцев или принять христианство. Так закончилось почти 300летнее еврейское присутствие в Сеговии.

Погулять по "еврейской Сеговии"...

В Сеговии, до изгнания, жило очень много евреев. Еврейский квартал Сеговии располагался вдоль крепостной стены города.

Вот план города с указанием мест, которые когда-то были еврейскими или вели к еврейским местам.


1-Древняя главная синагога, ныне церковь Корпус Кристи; 2-Ворота солнца; 3-Дворец Авраама Сеньора, ныне Еврейский учебный центр или Информационный центр Еврейского квартала; 4-синагога Ибанез де Сеговия; 5-место синагоги Дель Кампо; 6- площадь Мерседес, место Старой синагоги; 7- Дом еврея; 8-Дом солнца, кашерная еврейская скотобойня, сейчас Музей Сеговии; 9-Ворота св. Андрея; 10-холм Антонилла; 11-Мост звезды; 12-Еврейское кладбище; 13-место синагоги Бургос.

Начнем, естественно, с бывшей Главной синагоги, а ныне церкви Корпус-Кристи. Синагогой это здание было недолго, всего несколько десятилетий, начиная с 1373 по 1419гг.. Здание было отобрано у евреев католической церковью, после того как евреев обвинили в осквернении гостии, поэтому, наверное, церковь и назвали "Корпус Кристи", что означает "тело Христово".
В церкви весит картина, изображающая это предполагаемое событие.
Катастрофический пожар в 1899 году уничтожил практически все остатки старой синагоги и она была восстановлена в начале 20-го века. Дальнейшие реставрационные работы включали попытки восстановить большую часть старой синагоги с ее подковами арок, с капителями, украшенными растительными и геометрическими узорами и красивый, деревянный потолок.



Реконструкция зала синагоги, которую можно увидеть в Информационном центре Еврейского квартала.



Так выглядит церковь изнутри сейчас - я перефотографировала фотографию в Информационном центре Еврейского квартала.



Капитель колонны из синагоги, копия в Информационном центре Еврейского квартала.



Мы, к сожалению, не смогли туда попасть, так как было закрыто как раз в дни нашего пребывания в Сеговии.



Так снаружи выглядит бывшая Главная синагога, ныне церковь.



Недалеко от бывшей Главной синагоги, если пройти по улице Juderia Vieja (Старый еврейский квартал) и свернуть на улицу Sol (солнце), то мы попадем к воротам Sol, которые вели за городскую стену из Еврейского квартала.

Дворец Авраама Сеньора, ныне Еврейский учебный центр или Информационный центр Еврейского квартала (Centro Didáctico-де-ла-Judería).


Это здание было частью имущества Авраама Сеньора. Это был очень богатый и могущественный еврей, который к моменту его смерти в 1493 году, имел врагов как в еврейской, так и в христианской общине Сеговии. Авраам Сеньор был лидером еврейской общины Сеговии и видным политическим деятелем 15-го века.
Он был также главным раввином Кастилии, приближенным королевы Изабеллы и одним из богатейших людей Испании. Он, вероятно, достиг такого большего влияния в испанском суде, которого не достигал ни один еврей когда-либо прежде.

"Авраам Сеньор защищает евреев в суде", Emilio Sala, 1889г.


Par Emilio Sala Francés - [2], Domaine public, Lien

Это удивительно, если вспомнить, что это происходило во времена правления Изабеллы и Фердинанда, когда зверствовала инквизиция и был издан указ о высылке евреев из Испании.
Авраам Сеньор старался много делать для еврейской общины. Поэтому, когда стало известно об указе об изгнании евреев из Испании, он, вместе с еще одним выдающимся деятелем еврейской общины, доном Ицхаком Абарбанелем собрал огромную сумму денег, чтобы откупиться заплатить католическим королям с тем, чтобы они отменили указ.
Ицхак Абарбанель, как и Сеньор, имел большое влияние на королей. Он был финансовым советником Изабеллы и Фердинанда (практически, министром финансов). Евреям уже неоднократно приходилось откупаться, так что их план вполне мог бы сработать. И если бы не Торквемада, который помешал королям взять деньги, указ был бы отменен... Великий инквизитор заявил: "Иуда Искариот продал своего господина за тридцать сребреников. А Ваши Величества готовы теперь продать его за тридцать тысяч монет!" Это легенда - как это было на самом деле, неизвестно. Но свершившийся факт - изгнание евреев Испании состоялось...

Католические короли очень ценили и Авраама Сеньора и Ицхака Абарбанеля, и не хотели с ними расставаться. При этом выход был только один: крещение. Тут пути двух знаменитых евреев расходятся: Авраам Сеньор соглашается на крещение, а Ицхак Абарбанель уходит в изгнание, разделив судьбу со своим народом.
Авраам Сеньор крестился и получил имя Фернандо Перес Коронель, его крестными стали сами Изабелла и Фердинанд, обряд совершил кардинал Толедо. Коронель становится правителем провинции Сеговия и членом Королевского Совета. Интересно, что не все члены его семьи приняли христианство, часть семьи, в том числе родной брат, отправились в изгнание.

Но оказалось, что не все так просто с крещением Авраама Сеньора. Совершенно удивительная история была опубликована в 2009 году. Вот мой краткий вольный пересказ ее...
Живя в Израиле я уже не удивляюсь разнообразию человеческого материала, который тут можно встретить. Поэтому наличие представительницы 17 поколения потомков Авраама Сеньора в Израиле как бы и не удивляет. Тем более, его родной брат не крестился и покинул Испанию.
Так вот, эта энергичная дама приехала в Сеговию и, естественно, отправилась в дом своего знаменитого предка. Из изучения архивов ей было известно, что в огромном дворце Сеньора находилась синагога, где он и члены его семьи тайно молились уже после крещения, что говорит о том, что они были марраны, то есть перейдя в католичество продолжали тайно соблюдать еврейскую традицию.
В настоящее время Информационному центру принадлежит не все здание-дворец Сеньора, а только его часть, остальное принадлежит Францисканскому монастырю, который никому не рассказывает о наличии древней тайной синагоги. Только благодаря огромной энергии и желанию, израильтянке удалось попасть в монастырь и найти там синагогу знаменитого предка - у нее было точное описание, где искать. Оказалось, что синагога находилась на момент ее посещения, в почти нетронутом виде, там находился Синагогальный ковчег и бима.
Честно говоря, очень сомневаюсь, что францисканцы согласятся показать эту синагогу еще кому-нибудь...



Фрагмент остатков синагоги Ибанез де Сеговия.



Площадь Мерседес, место Старой синагоги.

Прямо возле городской стены находилась еврейская скотобойня.


Тут как раз хорошо видна городская стена и сохранившееся здание, бывшая скотобойня.
В 1287 году в книге нотариальных записей еврейский мясник был назван в первый раз. Этот документ также является первым свидетельством в том, что евреи Сеговии уже были наделены своими собственными институтами.
Есть документальные свидетельства 15 века, в которых фигурируют уже 2 мясника. Описаны дренажные точки, необходимые для облегчения уничтожения крови и остатков убитых животных.
Кашерная скотобойня является одним из важнейших мест в еврейском квартале. Потребление мяса и забой животных регулируется целым ряд религиозных положений и ритуалов. Скотобойня была расположена на окраине еврейского квартала, у городской стены, чтобы избежать неприятных запахов в городе.



Сейчас в этом здание находится Музей Сеговии.



В еврейский квартал вели ворота св. Андрея, через них была самая прямая дорога к Еврейскому кладбищу, которое находилось склоне напротив городской стены.



Еврейское кладбище было раскопано археологами несколько раз, но информации от этих исследований было получено немного. Надгробия были разграблены вскоре после того, как оставшиеся евреи были обращены в христианство. Кроме того, после 1492 г. монархи дали разрешение на повторное использование камней с еврейских кладбищ в качестве строительного материала. Именно поэтому можно найти фрагменты надписей на иврите в более поздних строениях.
Тем не менее, можно увидеть различные способы захоронения, используемые во времена существования еврейской общины Сеговии: могилы, вырезанные в известняке в форме человеческого тела или пещеры-комнаты, предназначенные для нескольких погребений. Могилы были ориентированы в направление Иерусалима.

В Сеговии было даже два еврейских квартала, Старый и Новый.



Теперь именами еврейских кварталов названы улицы... Эта имени старого...

Улица Juderia Vieja (Старый еврейский квартал) проходит параллельно стене. Несмотря на изменения, произошедшие на протяжении веков, здесь можно еще встретить старинные дома, в которых могли бы жить евреи в средние века.



Дома построены, в основном, из кирпича с деревянными рамами, многие из них побелены. Почти все из домов имеют небольшие дворы, где проходила большая часть частной семейной жизни. Большая часть таких домов были скромными, за исключением дворцов отдельных важных сановников.



... а эта улица имени Нового еврейского квартала...



Около Информационного центра Еврейского квартала установлена памятная доска знаменитому в Испании Андресу Лагуна - де - Сеговия (Сеговия , 1499 - Гвадалахара , 1559). И не случайно. Он считается потомком еврейского врача, принявшего христианство. Андрес Лагуна - де - Сеговия был известным испанским гуманистом, врачом, специалистом в фармакологии и ботанических лекарственных средствах.

Все для туриста...

Информационный центр Еврейского квартала основан в 2004 году городским советом Сеговии. Он имеет небольшую выставочную площадь, которая рассказывает об истории евреев Сеговии и Испании. Информационные доски и два видео-презентации (один в 3D) на испанском и английском языках направлены на тех, кто мало знает о еврейской истории и культуре.
Что можно увидеть в Информационном центре Еврейского квартала, который на самом деле является ликбезом для туристов и местных жителей на еврейские темы? За 500 с лишним лет все еврейское тут было капитально забыло и требует обучения с нуля.
Большая часть экспонатов не имеет к Сеговии никакого отношения, а просто рассказывает о еврейской традиции.



Ктуба (брачный договор) 1920г., Марокко. Подробнее о таких договорах тут



Копия на пергаменте иллюстрации к Средневековому изданию Торы из Толедо. Изображены предметы из Храма: менора; ритуальные совочки, которыми собирали золу на жертвеннике; щипцы, которые использовались для удаления фитилей из меноры; Скрижали Завета; Стол хлебов предложения



Костюм, представленный в Информационном центре Еврейского квартала, не подписан и остается только предполагать, о том, кто и когда носил такую одежду.



Свиток Эстер, неизвестного времени.



Сумка для тфилин, 1800г.

Панорама, которая показывает, как выглядит сейчас место, где когда-то находился Еврейский квартал, если смотреть с Еврейского кладбища.

На этой фотографии из Еврейского учебного центра указаны 9 точек, мест, важных для туристов, не обязательно связанных с еврейской жизнью.
1-еврейское кладбище; 2-Дом солнца, кашерная еврейская скотобойня, сейчас Музей Сеговии, 3-Альказар (королевский дворец); 4-ворота св. Андрея; 5-церковь св. Андрея; 6-Кафедральный собор Сеговии (Santa Iglesia Catedral de Nuestra Señora de la Asunción y de San Frutos); 7-Дворец Авраама Сеньора, ныне Еврейский учебный центр или Информационный центр Еврейского квартала; 8-Ворота солнца; 9-Древняя главная синагога, ныне церковь Корпус Кристи.

Кроме того....


....чтобы показать туристам, где когда-то жили евреи, эти места помечены специальным знаком...



... вот таким. На иврите написано ספרד (сфарад), что значит Испания. От этого слова происходит название евреев, выходцев из Испании, "сефард".



Чтобы никто не сомневался, где он находится, есть крупные надписи "Еврейский квартал".



Дворики и улочки Еврейского квартала.
Местами показана оригинальная кладка.



Эти древние дома помечены вот таким значком, и указаны годы реставрации, имхо.



Дом Simuel Denan, про который я, к сожалению, ничего не нашла, кроме того, что он имеет хороший вид на еврейское кладбище. Даже и не знаю, вид на кладбище, это плюс или минус при покупке? В те времена, я думаю, был плюс. Навевал философские мысли о бренности всего земного.

Еврейский квартал имеет и места общественного питания. Некоторые наивные авторы в сети думают, что если у заведения еврейское название...


...типа "Менора", так оно и кормит кашерно. Это проверить не удалось, кафе закрыто и, видимо, давно. Признаков кашерности тоже не найдено.

Но все остальные, увиденные мной там заведения, не годятся для соблюдающих кашрут.






Особенно меня порадовал вот этот ресторан "Еврейский квартал" с индийской и пакистанской кухней... То есть нет сомнения, что и такая кухня может быть кашерной, но тогда должно быть указано...



Ну и сувениры на все вкусы, включая маген-давид с менорой в центре.

Инфа
https://michaelharrison.org.uk/2012/10/a-walk-around-the-jewish-quarter-of-segovia/
http://www.redjuderias.org/google/google_maps_print/segovia-en.html
http://melbourneblogger.blogspot.co.il/2011/02/segovias-secret-synagogue-revealed.html
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%A1%D7%A4%D7%A8%D7%93
http://www.eleven.co.il/article/13778
http://gala67.livejournal.com/63410.html
https://en.wikipedia.org/wiki/Abraham_Senior
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%A6%D7%97%D7%A7_%D7%90%D7%91%D7%A8%D7%91%D7%A0%D7%90%D7%9C

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

еврейское, Испания

Previous post Next post
Up