Сегодня канун пятнадцатого ава (Ту Беав), когда "дочери Иерусалима" надевали белые одежды (которые одалживали одна у другой, чтобы "не смущать неимущих") и водили хороводы в виноградниках с целью найти жениха. Со временем, как говорит Мишна, стало обычаем начинать сватовство в этот день, чтобы создавать новые семьи в Израиле.
Этот праздник в народе еще называют "еврейский день любви". К сожалению, он менее популярен в Израиле, чем Валентинов день, не имеющий к евреям никакого отношения.
У Ту Беав в иудаизме есть и другие значения, но я хочу поговорить именно о дне любви.
У меня с этим праздником связанны собственные романтические воспоминания, так как ровно 22 года назад, в Ту Беав я познакомилась с моим будущим мужем на хайфском пляже Дадо, где народ во всю праздновал. Мы тогда еще не знали об этом празднике, но, как говориться, от судьбы не уйдешь так, неожиданно для себя, соблюли древнюю традицию.
Именно поэтому сегодня я хочу поговорить о таком важном моменте в традиционной еврейской жизни, как еврейская свадьба.
В разных еврейских общинах есть разные традиции, связанные со свадьбой. Но в целом есть основные элементы, которые я постараюсь показать. Традиций очень много и я, как обычно, не пытаюсь объять необъятное.
Начнем, естественно с помолвки.
Помолвка
Тем читающим, кто сразу закричал "какой ужас, это свадьба без любви", хочу напомнить, что еще 100-150 лет тому назад практически все женились только с помощью сватовства. И не только евреи. Это был общепринятый подход к выбору будущих жениха и невесты.
До сих пор традиционным способом происходит помолвка у религиозных евреев, в частности у белзских хасидов. О такой помолвке своих дочерей нам рассказал экскурсовод в синагоге Белзских хасидов Иехезкель Фридман.
Дальше его рассказ:
"Невесту или жениха мы находим с помощью сватовства. У меня есть две дочери-невесты. И они уже посватаны. Мы-родители решаем, кто будет мужьями наших дочерей. Мы получаем предложения, и в конце-концов мы получаем одно предложение, которое нам подходит. От момента начала решения, что это возможно подходящая кандидатура до принятия окончательного решения проходит 5 часов. Происходит всего одна встреча жениха с невестой, и за 5 часов этот вопрос закрыт. Любовь и романтика начинается после свадьбы. Пара подбирается из прагматичных соображений.
Молодые люди не озабочены этим вопросом, это тяжелая работа для родителей мальчиков и девочек. Мальчики и девочки друг с другом не общаются до свадьбы. Девочки и мальчики в этой общине учатся отдельно."
"Для первой дочери я получил 50-60 различных предложений. Все это надо было обдумать и рассмотреть, это огромная работа. После окончания Песахальных праздников, родители невесты и родители потенциального жениха, решили, что возможно, будет свадьба. Молодые люди уже знали, что идет процесс, но еще не видели друг друга. Прежде всего я встретился с отцом невесты, для того чтобы обговорить финансовую стороны вопроса: каковы обязательства по поводу расходов на свадьбу (в еврейском мире это всегда строго пополам, чтобы потом не было никаких упреков), это соглашение пишется в письменном виде, составляется и подписывается.
В 19:30 я пошел посмотреть на жениха, в 20:30 прибыли родители жениха, чтобы встретится с моей дочкой, в 21:30 молодые люди встретились друг с другом. В 22:30 моя дочь дала мне знать, что все в порядке. У девушки есть возможность сказать нет, также как и у юноши. В 23:00 все пожали друг другу руки и сказали "мазаль тов". Моей дочке 18,5 лет. По понятиям общины девушки выходят замуж около 18 лет. Юноши женятся в возрасте 20 лет. Считается, что это спасает молодых людей от ненужных романов, разочарований и потери первого чувства. В воскресенье был решен вопрос к 23:00, а четверг была помолвка. После помолвки жених и невеста встречаются снова. После этого они расстаются до свадьбы, которая состоится поздней осенью.
После первой девочки, мне надо выдавать замуж вторую дочку. Девочки близнецы, второй мы уже тоже нашли жениха.
Одного из женихов я знаю лично, второй живет в Бней-Браке, но его знаю через семью. И я навел справки у тех, кто знает его лучше. Все сказали, что это хорошая партия для моей дочки."
Подробнее об общине белзских хасидов можно почитать
тут Подарки жениху и невесте конец 19 - начало 20 века. Музей "Двор старого ишува", Иерусалим.
И ашкеназы и сефарды обменивались подарками после помолвки, при этом каждая еврейская община в Иерусалиме сохраняла свои собственные обычаи, соответствовавшие месту исхода.
У сефардов жених посылал невесте на праздники подносы сладостей, где среди них самым важным было какое-то украшение. А невеста посылала в ответ свиток Эстер в красивом футляре, вышитый футляр для талита с именем жениха. У евреев-ашкеназов невеста посылала жениху часы, штреймл и талит, а жених невесте шелковое платье, вышитое золотом.
На фотографиях варианты подарков из предметов еврейского религиозного обихода.
Блюдо сахара, традиция выходцев из Афганистана. Музей Израиля, Иерусалим.
Во время праздничной трапезы при помолвке, когда публично объявляют будущих жениха и невесту, мать невесты подносит жениху специальный поднос, на котором находится большой сахарный конус, вокруг которого маленькие сахарные конусы, как знак согласия невесты. Эта традиция благословляет будущую пару для плодовитости, чистоты и сладости. И это основная часть в брачной церемонии как евреев, так и мусульман Афганистана.
Коробочка невесты, север Италии, 15 век. Музей Израиля, Иерусалим.
Такие коробочки дарились после помолвки.
Серебро, частично позолоченное, резьба.
Изображено:
мицва хала, окунание в микву, зажигание субботних свечей.
На крышке написаны на итальянском ивритскими буквами перечень приданного, чтобы служанки-христианки не знали об этом. Стрелки показывали количество домашнего текстила (скатерти, простыни, одежда), который был в доме.
Такие коробочки предназначались для хранения связки ключей от ящиков с одеждой. Сама коробочка запиралась крошечным ключом.
Приданное по традиции итальянских евреев (18-20вв.). Музей Израиля.
Перед свадьбой родители жениха и невесты договаривались о приданном, которое невеста принесет с собой в дом жениха.
В Италии было принято кроме денег, мебели и домашней утвари давать в приданное одежду, пастельные принадлежности, а также подарки, полученные от родственников. Приданное отражало социальный статус и состояние семьи невесты.
"Хлеб и сахар, помолвка в грузинской еврейской общине.", гуашь, Шалом Кабошвили
מאת
שלום קובושווילי -
www.amuse-all.net, נחלת הכלל,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18844505 Микве
Перед свадьбой невеста должна окунуться в воды ритуального бассейна, микву.
Слово "микве" впервые упоминается в Книге Бытие: "собрание вод (микве) назвал Он морями" (Бырэйшит 1:10) (ולמקוה המים קרא ימים). Слово микве буквально означает "собрание, скопление" воды. Правила окунания достаточно сложны, и для их правильного соблюдения следует тщательно изучить соответствующие разделы еврейского закона.
"Невесту ведут в микве", бумага, акварель. Шалом Кабошвили, 1939
Автор:
Shalom Koboshvili -
www.amuse-all.net, Общественное достояние,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18844381 Принадлежности для микве для невесты:
-сабо, Эрец-Исраэль, конец 19-нач. 20 века, дерево, инкрустация перламутром, ткань с золотыми нитями
-нарядное полотенце для миквы, конец 19-нач. 20 века, Турция, вышивка шелком и золотом на хлопке
-ведро для бани, Марокко, 20 век
-емкость для бани, Марокко, 20 век
Музей Израиля, Иерусалим.
Районная микве, Тель-Авив, 2012, фотография.
Музей Израиля, Иерусалим.
Хупа
Хупа - главный ритуальный элемент еврейской свадьбы.
Хупа́, ху́па (соответственно сефардское и ашкеназское произношение; ивр. חופה, буквально "балдахин" или "полог") - балдахин, под которым еврейская пара стоит во время церемонии своего бракосочетания, а также сама эта церемония. Хупа представляет собой ткань или простыню, натянутую или поддерживаемую над четырьмя шестами; иногда талит, привязанный за цицит к четырём столбам. Иногда хупу держат руками помощники, обслуживающие церемонию. Хупа символизирует будущий дом, который пара построит вместе (по другой трактовке - в который жених вводит невесту). Хотя еврейский брак считается действительным и в отсутствие хупы, она тем не менее считается основной составляющей еврейской свадьбы.
Свадьба, макет. Музей Бейт-Атфуцот, Тель-Авив.
Если нет возможности поставить хупу, то можно просто накрыть жениха и невесту талитом (талесом) и этого будет достаточно.
Тайная хупа донны Грации, 16 век, реконструкция.
Музей Донны Грации, Тверия 1724 год, автор Paul Christian Kirchner
Public Domain,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5493931748 год, Германия
Макет по мотивам изображений 18в., Еврейский музей - Дом Раши в Вормсе, Германия.
By
Moise.nedjar - Own work,
CC BY-SA 4.0,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=41419915"Еврейская свадьба" Marco Marcuola, Венеция, ок. 1780г.
Жених на картине накрывает себя и невесту тканью, которую использует как хупу.
Public Domain,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=546471Традиционная свадьба в Восточной Европе в 19 веке.
"Еврейская свадьба" Charles Henry Granger 1892 год.
By R. Taylor (1870-1900); Charles Henry Granger (1812-93) -
Fine Art America, Public Domain,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26052520 "Еврейская свадьба". Йосеф Исраэлс, 1903
מאת
יוסף ישראלס - From Jewish Art, edited by Grace Cohen Grossman,
ISBN 0-88363-695-6, page 146. Scanned with an HP ScanJet 6200C at 400DPI. Downsampled to half-resolution in The Gimp to get rid of moire effect, and saved as JPEG at quality 95., נחלת הכלל,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1857797 Хупа, макет. Еврейский музей в Bouxwiller, Эльзас.
"Еврейская свадьба", Мане-Кац
Музей Мане-Кац, Хайфа.
Трехмерная поздравительная открытка с изображением хупы, начала 20 века.
Музей Израиля, Иерусалим.
1944г., Бенгази, Ливия. Солдат из транспортного подразделения Еврейской бригады женится на девушке из местной еврейской общины.
Музей Еврейских легионов, мошав Авихайл.
В современном Израиле многие предпочитают проводить всю церемонию на открытом воздухе.
Гостиница Римоним на все руки от скуки предлагает трудящимся разнообразные услуги: хотите праздновать свадьбу? Хупа у самого синего Средиземного моря с видом на старый Акко.
Хупа на фоне моря в
Кейсарии Пурим в Бней-Браке. Жених и невеста под хупой, построенной из простых подручных средств. И сверху написано: "Мы отказываемся от квартиры и мебели, мы хотим здоровых родителей". Слева явно стоит старшая сестра, которая все и придумала.
Жених и невеста от
Михаль Негрин, магазин в Бат-Яме. Явно под хупой.
Какая свадьба без колец?
Старинные кидушные традиционные кольца использовались в брачном ритуале посвящения (кидушин). На них изображены разные символы: дом, рыбы для плодородия, пшеница и виноград для счастья, а также маген-давид и менора-семисвечник.
Кидушное кольцо занимало центральное место во время ритула объявления жениха и невесты мужем и женой.
Особенно роскошные кольца, на которых написано "мазаль тов" и изображен крошечный домик, символизирующий Храм или основание нового дома, известны в ашкеназийских общинах Германии и Италии с 13 века. Эти кольца были огромного размера и предназначались только для ритуала. После этого хранились в семьях или в общине в память разрушения Храма в надежде на создание еврейского дома.
Свадебные (кидушные) кольца,
справа Италия, 15 век, литая бронза, позолоченное. Высота 5см, ширина 2.2см
слева Австрия, 19 век, позолоченное серебро
Музей Израиля, Иерусалим.
Свадебные (кидушные) кольца,
слева Италия, 17 век, золото, филигрань
справа Италия, 17 век, золото, филигрань
Музей Израиля, Иерусалим.
Свадебное (кидушное) кольцо, Германия 19 век, копия.
Музей Бейт-Атфуцот, Тель-Авив.
Обручальное (кидушное) кольцо. Время не указано.
Еврейский музей - Дом Раши в Вормсе, Германия.
Интересный брачный элемент, пояс. В наше время я о таком не слышала.
Среди евреев Германии в 16 веке было принято, чтобы жених и невеста обменивались подарками: жених посылал невесте пояс с золотой пряжкой, а невеста жениху пояс с серебряной пряжкой.
Эти пояса жених и невеста одевали под хупой, иногда эти пояса соединяли друг с другом третьим поясом.
By
Moritz Daniel Oppenheim -
HwF6uII5K3mrng at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21908115"Еврейская свадьба" Moritz Daniel Oppenheim, 1866г.
Это пояс из Восточной Европы 20 век, Музей Бейт-Атфуцот, Тель-Авив.
Камень хупы для разбивания стакана.
Камень хупы, Бинген, Германия, 1700г. Редкий сохранившийся артефакт. По традиции немецких евреев устанавливался на наружной северной стене синагоги. В сторону этого камня женихи бросали стакан в память о разрушении Храма и чтобы отогнать злых духов. Идея смешать радость свадьбы с минутами траура связан с еврейской коллективной памятью и появляется как мотив в обычной жизни и в праздники.
Музей Израиля, Иерусалим.
А так бьют стакан на современной свадьбе.
Автор:
Brian Johnson - originally posted to
Flickr as
Mazel Tov!,
CC BY-SA 2.0,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7258634 Ктуба - брачный договор
Ктуба (также ктубба (в ашкеназском произношении иврита ксу́бо), ивр.: כתובה; "документ"; мн.ч. ктубот) - это еврейский брачный договор, неотъемлемая часть традиционного еврейского брака. В нем перечисляются такие обязанности мужа по отношению к жене как предоставление еды, одежды, исполнение супружеских обязанностей, а также обязанность выплатить определенную сумму денег в случае развода или смерти супруга. Мужчина, желающий развестись, обязан выдать своей жене гет (документ о разводе).
Самые первые красиво оформленные договора относятся к 10-13 векам, они обнаружены в
Каирской генизе.
В коллекциях разных музеев находятся сотни рукописных документов, написанных на пергаменте и на бумаге от руки, многие из них оформлены красивыми рисунками. В большинстве своем, договора оформлены изображениями растительных и геометрических мотивов, куда вписан текст. Другие варианты оформления представляют собой фигуративные изображения сцен из ТаНаХа, аллегорических образов, знаков зодиака, гербов семей, сосудов Храма. Выбор образов ТаНаХа на ктубе не случаен, он намекает на имена жениха и невесты. Это говорит о том, что рисовавшие эти образы были евреями или рисунки производились под тщательным присмотром евреев.
Ктуба (брачный договор), Ливорно, Италия, 1728
Музей итальянского еврейства, Иерусалим.. Написано от руки.
Ктуба, Феррара, Италия, 1729г. Написано от руки.
В верхней части явно изображение рая, Хавы и Адама около дерева познания добра и зла. Обе фигуры обнаженные, пусть даже изображения условны.
Музей итальянского еврейства, Иерусалим.
Фрагменты из этой ктубы.
Также как и на предыдущей изображены мужчина и женщина в костюмах 18 века. Не знаю, это абстрактные образы или портреты жениха и невесты...
Музей итальянского еврейства, Иерусалим.
Ктуба, Триест, Италия, 1740г. Написано от руки.
Музей итальянского еврейства, Иерусалим.
Фрагмент из этой ктубы.
Именно этой общине был присущ более свободный подход в оформлении брачных договоров - обратите внимание, что есть изображения даже обнаженного тела, хотя весьма условное.
Маген-давид в центе изображения и два путти или же обнаженные дамы, не знаю...
Италия, Ливорно, 1746 год, пергамент, темпера, чернила, рукописная, жених Шмариягу сын Мордехая Леви Сонсин(о), невеста Дона Хава дочь Менахема Хая Леви Сонсин(о)
Музей Израиля, Иерусалим.
Фрагмент верхней части.
Ктуба оформлена рисунками на темы Адама и Хавы, о Йоны и кита, сезонов года, символов семьи и зодиаков.
Музей Израиля, Иерусалим.
Нидерланды, Гаага, 1750г., отпечатано на пергаменте, жених Авраам сын Ицхака Исраэля Суасо, невеста Эстер дочь Ицхака Тайшийра де'Андради.
Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
Йеменская ктуба, 1795 год. Копия на керамических плитках.
Бейт-Атфуцот, Тель-Авив.
Иран, Исфаган, 1840, бумага, акварель, чернила, золотой порошек, рукописная. Жених Шмуэль сын Давида, невеста Сара дочь Шломо.
Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
Иран, Исфаган, 1866, бумага, акварель, чернила, рукописная. Жених Ицхак сын Авраама, невеста Гахар дочь Рахамим.
Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
Иерусалим, Эрец-Исраэль, 1882, бумага, акварель, чернила, рукописная. Жених Цион сын Авраама Ашерова из Самарканда, невеста Хана Батия дочь Мальки из Самарканда. Внизу история жизни пары и их фотографии в старости.
Пожертвовано семьей Ашеров, Тель-Авив.
Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
Афганистан, 1883, бумага, акварель, чернила, рукописная. Жених Йосеф сын Давида, невеста Хана дочь Шмуэля.
Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
Афганистан, 1890, бумага, акварель, чернила, рукописная. Жених Михаэль сын Элиши, невеста Хана дочь Йосефа.
Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.
Кстати,
зять царя Шломо написал ктубу своей кровью, в отсутствии других возможностей...
Свадьба - это не всегда весело: в семейном суде недавно закрыли дело по согласию двух сторон. Это случилось на свадьбе, которая буквально взорвалась из -за спора между женихом и невестой из-за суммы записанной в ктубе.
В кульминационный момент свадьбы, и когда жених объявил невесту своей женой, начался жаркий спор после того, как муж хотел записать в ктубе сумму 180.000 шекелей, а невеста требовала 555.000 шекелей, по ее словами против дурного глаза. После этого скандал охватил семьи жениха и невесты, жених решил все оставить и ушел из под хупы и вышел из зала торжеств. Через несколько минут гости жениха покинули зал.
Эта пара была жената только час.
Сразу после происшествия невеста обратились в религиозный суд, с требованием алиментов на сумму полмиллиона шекелей и также 180.000 шек, записанных в договоре. Невеста утверждала что ей был нанесен огромный финансовый ущерб, так как пара не открыла общий счет в банке и все чеки не могли быть обналичены.
Суд решил закрыть это дело, указав, что обе стороны понесли как моральный так и финансовый ущерб.
Мораль простая: договоритесь о сумме ДО хупы...
Окончание моего рассказа о еврейской свадьбе:
Во что принарядиться? * Свадьба в кибуце * Каких только свадеб не бывает... * Как это делается у адморов * Лав-стори * Мечта стать невестой * Развод
...завтра.
This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/