Преемники Макавеев.

Jul 28, 2016 10:19



Начавшаяся 28 июля 1914 года Первая мировая война была огромным потрясением не только для Европы, но и для Османской империи. Именно во время Первой мировой были созданы первые регулярные еврейские воинские формирования, объединенные позднее в Еврейский легион, который в дальнейшем станет основой Армии обороны Израиля.



Это была настолько страшная война, что русская википедия считает дату ее начала также днем 9 Ава, как и другие страшные для евреев дни.
Но на самом деле, 9 Ава 1914 года - это 1.08 1914, как раз тогда Первая мировая началась для Российской империи. Может быть эта дата имеется в виду. Сам факт сравнения этой даты с трагическими событиями, произошедшими с еврейским народом 9 Ава, говорит о многом.



Но надо сказать, что эту войну евреи встретили достойно. После почти двухтысячелетнего перерыва были созданы еврейские военные формирования, позднее объединенные в Еврейский легион.

Узнать об истории создания Еврейского легиона можно узнать в Музее Еврейского легиона, по материалам которого этот мой рассказ.

Евреи, желавшие иметь "национальный дом", считали что только Англия, бывшая в те времена огромной империей, способна помочь им. Поэтому евреям желательно было призваться в Британскую армию.
Те, кто реально мог это осуществить, это евреи жившие в тот момент в Эрец-Исраэль, то есть на территории Османской империи, часть в Европе, часть в Америке.

Евреи, живущие в Эрец-Исраэль и не бывшие гражданами Османской империи, во время Первой мирой были войны изгнали на территорию Египта, так как Османское правительство считало, что они будут поддерживать англичан. В Египте находилось 12000 беженцев, отказавшихся принимать турецкое гражданство. В декабре 1914 года Зеев Жаботинский и Иосиф Трумпельдор (также изгнанный из Эрец-Исраэль) выдвинули идею формирования из этих евреев "Еврейского легиона", который будет участвовать в британских военных действиях по завоеванию Палестины, принадлежавшей тогда Османской империи.



И. Трумпельдору эта идея была очень близка, так как он бывший военный, герой Порт-Артура.
Фотография Трумпельдора с собственноручной подписью.



З. Жаботинский в форме Еврейского легиона. В 1928 году он напишет книгу "Слово о полку", в которой и расскажет о формировании легиона и его участии в войне. Некоторые форагменты из этой книги я тут приведу.

Отряд погонщиков мулов

В начале войны британцы по разным причинам не были заинтересованы в создании боевых еврейских подразделений и не считали, что евреи могут быть хорошими бойцами. Поэтому был создан... "Сионский корпус погонщиков" ("Zion Mule Corps", известный также как "Отряд погонщиков мулов"), и уже в марте 1915 года 650 еврейских добровольцев начали подготовку в его составе.



Так в музее показан солдат из Отряда погонщиков мулов.

Евреи на первых порах не были хорошими солдатами: одевали разные носки по утру, не умели ходить строем. И на первый взгляд, были абсолютно непригодны к этой службе.



Надо сказать, что все начинали с нуля. Вот перевод военных команд на иврит с английского.



Щетка для чистки мула.



Группа солдат из Отряда погонщиков мулов.

Командиром Отряда погонщиков мулов был подполковник Джон Генри Паттерсон, ирландский протестант, также доброволецем вернувшийся в Британскую армию. Трумпельдор стал его заместителем. Жаботинский отказался участвовать в отряде, считая, что надо создавать более значительное подразделение.

Уже в конце апреле 1915 года отряд участвовал в операции на полуострове Галлиполи.

Зеэв Жаботинский, не участвовавший в боях в Галлиполи, в разговоре с Паттерсоном:
" ...- Что слышно в Галлиполи?
- Провал.
- А наши еврейские солдаты?
- Великолепны. Первый сорт.
- Трумпельдор?
- Храбрейший человек, какого я в жизни видел. Он теперь командир нашего отряда.
(По письмам из Галлиполи я знаю, что далеко не гладко и не легко наладились у него отношения с нашими солдатами и со святым упрямцем Трумпельдором; но ирландский темперамент не замечает мелочей. «Великолепные солдаты!»)

В 1916 году, не смотря на протесты Паттерсона, Отряд погонщиков мулов был расформирован англичанами.

О Джоне Генри Паттерсоне надо сказать отдельно.

Он был единственным не евреем в Еврейском легионе. В те времена выглядело очень странно, чтобы подполковник, по одним источникам и полковник по другим, британской армии, знаменитый охотник на львов стал начальником этих толком еще необученных евреев.



Зеэв Жаботинский: "...слышал я о Паттерсоне много. Протестант, но ирландец по происхождению. По профессии был он прежде инженером. В 1896 году его послали строить мост на реке Тсаво или Саво, где-то в Африке, недалеко от «нашей» Уганды. С этой постройки и пошла его слава: именно «слава» - есть особый круг людей, в котором Паттерсон считается крупной знаменитостью. Это англо-американский круг охотников за «крупной дичью». Паттерсон признанный и бесспорный авторитет среди охотников за львами. На реке Саво были у него только чернокожие рабочие, несколько сот, из племени суахили; он был там единственный белый и единственный человек, умеющий обращаться с ружьем. Случилось так, что в округе появилась шайка львов, из самого неприятного сорта - таких называют у охотников «людоедами», потому что они, раз отведав человеческого мяса, потом уже пренебрегают всяким другим лакомством. Ночь за ночью эти львы устраивали набеги на рабочий лагерь, спокойно выбирали жертву и уносили ее в гущу экваториального леса. Паттерсону пришлось вмешаться: с великим трепетом, как он рассказывает в своей книге «Людоеды на р. Саво», но с серьезным успехом. До сих пор в его домике, в мирном Букингамшире, хранятся те трофеи: восемь темно-рыжих львиных шкур и длинная рукопись - поэма на языке суахили, преподнесенная ему благодарными рабочими. На моем экземпляре его книги «Людоеды» изображено: «26-е издание». Есть англичане, которые, когда уезжают в далекое путешествие, берут с собой в дорогу только два томика: Библию и «Людоедов на р. Саво».
На фотографие обложка книги Паттерсона.



Паттерсон в палатке, Эрец-Исраэль, 1917г.



Он прошел с евреямя всю войну и написал книгу "С иудеями в Палестинской кампании".

С 40х годов прошлого века Паттерсон и его жена жили в США, где и скончались и были похоронены.



В 2014 году прах Паттерсонов был перезахоронен на еврейском кладбище в поселке Авихайль по инициативе ветеранов Еврейского легиона, живущих в этом поселке.
Он единственный не еврей, который похоронен на еврейском кладбище вместе с еврейскими солдатами и офицерами, с которыми он воевал. В соответствии с еврейской традицией, не разрешающей хоронить неевреев на еврейских кладбищах, был сооружен специальный помост, где и находится могила.

По политическим причинам британские власти были против участия евреев-добровольцев на палестинском фронте, но в конечном итоге 38-й, 39-й и 40-й батальоны были сформированы и приняли участие в военных действиях в составе экспедиционной армии Э. Алленби в Палестине, в форсировании реки Иордан и захвате ас-Салта в 20 милях к северу от Иерусалима.

38-й батальон.

В конце 1916 года, в Лондон были переведены из Египта 120 бойцов распущенного Отряда погонщиков мулов. Вначале они были включены в 21-й батальон, а позднее стали ядром будущего легиона. В Лондоне было множество еврейских ремесленников, которые добровольцами вступили в Британскую армию.
В июле 1917 года Паттерсон получил приказ сформировать еврейский полк. Жаботинский, не имеющий никакого официального статуса (он был всего лишь разъездным корреспондентом газеты «Русские ведомости»), несмотря на противодействие как британского истеблишмента, так и сионистского руководства, подготовил реальную базу для принятия этого решения.
Хотя согласованное с военном ведомстве название «Еврейский полк» («The Jewish Regiment»), из-за противодействия его противников, названных Жаботинским «ассимиляторами», было заменено на «38-й батальон королевских фузилёров» (Royal Fusiliers (англ.))



Сержанты бальона 38.

Марш еврейского батальона по улицам Лондона, 1918


Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=701762

Зеэв Жаботинский:
"2 февраля 1918 года первый еврейский батальон с привинченными штыками промаршировал по главным улицам Лондона, включая Уайтчэпель. Солдат наших специально привезли из Портсмута и приняли с большими почестями. Ночевали они в Тоуэре, среди монументов шести столетий английской истории; самое право идти через Сити со штыками на дулах было привилегией -- Сити сотни лет воевало за то, чтобы королевские солдаты не смели в нем показываться с привинченными штыками. На крыльце Мэншон Хауза, среди пышной свиты, стоял в своих средневековых одеждах лорд-мэр и принимал салют еврейского батальона. Комично: рядом с ним я вдруг увидел майора Р., одного из злейших противников наших, члена той ассимиляторской делегации, -- он стоял весьма гордо и победоносно, явно греясь на солнышке нашего успеха, раз не удалось ему помешать.
Из Сити батальон направился в Уайтчэпель. Там ждал нас тот самый генерал-адъютант сэр Невилль Мэкриди со своим штабом, и десятки тысяч народу на улицах, в окнах, на крышах. Бело-голубые флаги висели над каждой лавчонкой; женщины плакали на улицах от радости; старые бородачи кивали сивыми бородами и бормотали молитву "благословен давший нам дожить до сего дня"; Паттерсон ехал верхом, улыбаясь и раскланиваясь, с розою в руке, которую бросила ему барышня с балкона, а он подхватил на лету; а солдаты, те самые портные, плечо к плечу, штыки в параллельном наклоне, как на чертеже, каждый шаг -- словно один громовой удар, гордые, пьяные от гимнов и массового крика и от сознания мессианской роли, которой не было примера с тех пор, как Бар-Кохба в Бетаре бросился на острие своего меча, не зная, найдутся ли ему преемники...
Молодцы были эти портные из Уайтчэпеля и Сого, Манчестера и Лидса. Хорошие, настоящие "портные". Подобрали на улице обрывки разорванной народной чести и сшили из них знамя, цельное, прекрасное и вечное."



"Военная форма для пустыни", рассказы солдат еврейских батальонов. На фотографии солдаты 38 батальона.

39-й батальон.

39-й батальон был "Американский батальон", большинство его солдат были американскими евреями и небольшое количество из Англии. Еще в 1915 году Пинхас Ротенберг пытался создать воинское подразделение из еврев США и Канады. 39-й батальон был сформирован в 1917 году и призывом добровольцев занимались Д. Бен-Гурион и И. Бен-Цви, бывшие на первом этапе против инициативы Жаботинского. Командиром этого полка был назначен полковник Элиэзер Марголин.
Большинство солдат этого батальона были из организаций Гехалуц и Поалей Цион, в отличии от 38-го батальона, где было много сионистов-ревизионистов, последователей Жаботинского.



Добровольцы из Канады, 300 человек. Они служили в 39 батальоне, состоявший из еврейских добровольцев из США и Канады.



Английский легкий пулемет Левис, 1914 год. Был на вооружении батальона.



Д. Бен-Гурион и И. Бен-Цви в форме 39 батальона.



Полковник Элиэзер Марголин. Он вынужден был уйти в отставку из британской армии после арабских беспорядков 1921 года, когда его солдаты охраняли еврейские поселения при его поддержке. Его могли судить за это британским военным судом. Он покинул Эрец-Исраэль и уехал в Автстралию. В 1950 году был перезахоронен в Реховоте.



Дов Йосеф, израильский политический деятель и один из организаторов еврейских батальонов, у Котеля. Служил в 39 батальоне.



Бойцы 39-ого батальона на пути в Иорданскую долину.



Открытка к Хануке, в память освобождения Иерусалима в 1917 году. Слева - первосвещенник Матитьягу, справа 39 батальон и генерал Аленби.

40-й батальон.

40-й батальон был Батальоном Эрец-Исраэль в Еврейском легионе. Его цель, в основном, была охрана и безопасность. Он был образован после входа Британской армии в Эрец-Исраэль, и многие молодые евреи хотели призваться в армию. Еще до того как 38-й батальон вошел в Эрец-Исраэль, уже 1500 молодых людей были готовы призваться. Треть из них были девушки, которых в те времена в армию не брали.

В армию тогда шли только добровольцы.



Добровольцы из Меа-Шеарим. Как видите в те времена не было проблемы со службой в армии религиозных евреев. Тем более что Паттерсон еще в 1915 году сумел добиться от британского командования, чтобы у евреев была кашерная кухня и полковой раввин.



Призывной пункт в Иерусалиме.

Поздравление с Праздником Рош Ашана с фотографией лагеря Еврейского легиона в Эрец-Исраэль, 1918


Лагерь 40 батальона.

Около Котеля (Западной стены).



Почтовая палатка.



Первые еврейские солдаты, 1918 год.



Солдаты Еврейского легиона у подножья горы Кармель.



Дом еврейских солдат.



Леви Эшколь (Школьник) служил в 40ом батальоне, вместе с товарищами по работе.

Еще из интересных материалов музея.



Паттерсон, офицеры и солдаты 38-ого батальона 24.07 1918 при закладке первого камня Еврейского университета на горе Цофим (Скопус). Также и Э. Марголин с 10ю солдатами батальона 39 и пятью солдатами батальона Эрец-Исраэль прибыли для участия в торжестве. По плану солдаты должны были участвовать в мероприятии закладки, то есть уложить 13 приготовленных камней. Но Аленби, присутствовавший при закладке, запретил участие солдат. Эта ситуация создала серьезное напряжение между Х. Вейцманом (в центре фотографии в белом костюме) и правительством Британского мандата.
В первом ряду слева Эдвин Самуэль, сын будущего первого нацива, Герберта Самуэля. Он раньше своего папы оказался в Эрец Исраэль. Спасибо, godinerl

Организация Маген Давид Адом (Красный маген-давид), основана во время Первой мировой войны, в 1918 году в США, когда стало понятно, что нужна организация, которая предоставит евреям помощь, в частности солдатам Еврейского легиона.


Постпенно Маген Давид Адом превратился в организацию предоставляющую медицинскую помощь, по аналогии с красным крестом.



Плакат Маген Давид Адом.



Первые медсестры.



Форма солдат Еврейского легиона.



Блокнот фотографий Еврейского легиона.

После окончания Первой мировой войны солдаты из Лондона и США вернулись домой. 40-й батальон был превращен в 38-й и назван "Первый в Иудее". Его командиром стал Э.Марголин.


Офицеры этого бальона носили фуражки с кокардой в виде рисунка меноры с ивритским словом "Кадима" (вперед).

В 1921 году Легион был полностью расформирован британцами, так как он пришел на помощь евреям во время арабских беспорядков 1921 года.

Мемориальный зал музея.



Он выглядит как синагога со своим синагогальным ковчегом.



Походный синагогальный ковчег, которым пользовался раввин батальона Л. А. Фальк.



Книги памяти еврейского батальона.



В альбомах каждая страница посвящена отдельному солдату, если есть о нем информация. Вот здесь кроме фотографии и фамилии ничего нет.

Всего в трех батальонах Еврейского легиона служило евреев: 1700 из США, 1500 из Эрец-Исраэль, 1400 из Англии, 300 из Канады, 50 из Аргентины, 50 освобожденных османских пленных.



На стене мемориальной комнаты изображение солдата, который набрал воду в каску и поливает растение. Это говорит о том, что наряду с войной солдаты и живут нормальной жизнью.

В 1932 году 60 бывших солдат легиона родом из США, Канады и Аргентины основали севернее города Нетания мошав Авихайл.
Слово "авихайль" Х.Н. Бялик истолковал как "мои предки были героями". Жители стараются не подводить своим предков и соответствовать названию. Из поселка родом 4 начальника израильского генерального штаба: Игаэль Ядин, Рафаэль Эйтан, Мота Гур и Ицхак Рабин.

В 1961 году был открыт Дом легиона и музей Еврейского легиона.



Израильская, еврейская армия началась не в 1948 году, а еще 1914 году. После потери государства, казалось что после Хасмонеев не было и не будет еврейской армии. Этот рисунок как раз и изображает преемственность от Йегуды Маккавея бойцу Еврейского легиона. Боец, как я понимаю, это Э. Марголин.

В мемориальной комнате находится и вот эта картина.


"Еврейская рапсодия", автор Шмуэль Раскин. Посмотрите на разнообразную еврейскую публику, собравшуюся на картине. Может быть по мысли автора, такой же разнообразный состав и у еврейской армии, как в прошлом, так и сейчас.



Наша группа в музее.

Своего сайта Музей Еврейских легионов не имеет, но информацию для посещения можно посмотреть тут

Экскурсию в этот музей организовала экскурсовод Инна Чернявская.

Часть материалов из этого музея я уже показывала в моем рассказе Чтобы выразить невыразимое...

Как говорится, P.S.

Oт себя хочу добавить, что евреи воевали по обе стороны фронта и в армиях всех стран, участниц войны. В Германской армии тоже служили евреи. И вот тому свидетельство.



Это платок, на котором изображена молитва в Йом-Кипур в германской армии в 1870г... Много евреев служили в той армии и они были героями Первой мировой, и поэтому еще больнее для них было отношение нацистской Германии к евреям.
Экспонат из Музея немецкоговорящего еврейства. 100.000 евреев Германии участвовали в Первой мировой... 12.000 погибло.
А лучше бы ехали в Эрец-Исраэль и не сгорели бы в огне Катастрофы...
This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2233187.html.

музей, еврейское, экскурсии

Previous post Next post
Up