Шофар упоминается в ТаНаХе 72 раза. Это один из древнейших еврейских символов. Он мало изменился за прошедшие тысячелетия и легко узнаваем. В конце-концов он только чей-то рог...
Шофар - непременный атрибут празднования Рош АШана, этот праздник в Торе называется "йом тру‘а" (день трубного звука).
В течение всего месяца Элул (он начинается за месяц до Рош Ашана, еврейского нового года) принято трубить в шофар, это традиция. В сам праздник, который длится 2 дня, первые два дня месяца Тишрей, трубить в шофар и слушать его звуки это ЗАПОВЕДЬ, установленная Торой. В каждый из этих дней в синагогах нужно протрубить 100 раз. В синагогах выходцев из Марокко, Туниса, Алжира и т.д. раздается 101 звук шофара. Если первый день нового года выпадает на шабат, в шофар трубят только во второй.
Праздничный звук шофара олицетворяет собой обращение еврейского народа к Своему Б-гу, он символизирует призыв к пробуждению, что побуждает еврейский народ готовиться ко дню Искупления (Йом Кипур), празднику, который будет отмечаться спустя девять дней, на десятый день седьмого месяца года, в этом году 23 сентября (канун 22 сентября)
Трубные звуки шофара неотъемлемая часть дней трепета, наступающих после Рош Ашана и продолжающихся до Йом Кипура.
Чуть-чуть истории в изображениях.
Так как шофар - это рог животного, то есть органический материал, то сохранилось древних шофаров очень мало. Мне еще ни разу не удалось увидеть древний шофар. Но его изображения мы встречаем во множестве, и это только то, что есть у меня.
Археологическая находка из бронзы, 4 век д.н.э.
Изображены менора, шофар, лулав, виноградная гроздь, что говорит об использовании ее евреями. Текст на греческом "Ради мира жителей города Шикмона". Для чего использовался этот предмет до сих пор неизвестно. Выставлен в
Национальном морском музее (Хайфа) Кольцо с изображением меноры, шофара и лулава. 4в.н.э.
Музей Гехта в Хайфском университете Булла (не знаю, что тут имеется в виду), 5-7вв.н.э. С одной стороны менора, лулав (нераскрывшийся пальмовый лист), этрог, шофар, с другой надпись на иврите.
Музей Гехта в Хайфском университете Изображение меноры с надписью "Мир Израилю".
Синагога "Мир Израилю". Она получила это имя благодаря данной мозаике. Йерихо, 7 в.н.э.
"Музей доброго самаритянина" Менора с совочком, которым собирали золу на жертвеннике, и два шофара из самаритянской синагоги. 6в.н.э. (?)
"Музей доброго самаритянина" Табличка из
римских катакомб с изображением традиционных еврейских символов:
меноры (семисвечника), шофара, лулава (пальмовой ветви) и сосуда с оливковым маслом. 3-4в.н.э. (?)
Менора, шофары и лулавы. 5в.н.э.
Напольная мозаика синагоги в Ципори Старинный рисунок, изображающий сефардскую синагогу. Так как не подписан, то не могу точно сказать, к какому времени относится и какое трубление изображает. Трубление в шофар в Рош Ашана, 1733-1739 гравюра Bernard Picart из серии "The Ceremonies and Religious Customs of the Various Nations of the Known World"
Старинный рисунок, изображающий сефардскую синагогу.
Музей
"Четыре сефардские синагоги" Синагогальный ковчег, шофар, виноградные гроздья, изображения рук в Аароновом благословении. 19 век (?)
Синагога Ари Ашкенази в Цфате.
„
New Year greeting card (7964054468)“ von
Center for Jewish History, NYC -
https://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/7964054468/. Über
Wikimedia Commons.
1910 год, поздравительная открытка.
Школа Бецалель, нач. 20 века, выставка
"Еврейское искусство 19века, большие мастера" Современный сувенир "Коэны несут Ковчег со Скрижалями завета и трубят в шофар".
Шофар, выживший в Катастрофе.
В Яд Вашем хранится шофар, изготовленный в концлагере Скаржиско-Каменна (принудительные работы).
Он был изготовлен в 1943 году к Рош-Ашана. Идея изготовления шофара была Радошвицкого Ребе, раввина Ицхака Финклера, также заключенного этого лагеря. Он считал, что надо поднять моральный дух заключенных-евреев совместной молитвой на Рош-Ашана, и для этого нужен шофар.
Достать нужный бараний рог в лагере было очень сложно, но был найден охранник, согласившийся за деньги это сделать. Первая попытка была неудачна, был принесен рог вола, который был забракован Ребе. Со второй попытки и за еще бОльшие деньги был получен бараний рог. Сделать шофар попросили Моше Винтартера, работавшего в мастерской по обработке металла. Ребе обратился к Моше как слесарю и земляку, с просьбой изготовить шофар. Моше должен был очень сильно рисковать: внести или вынести что-то постороннее из производственных помещений могло стоить ему жизни. Все-таки, несмотря на столь высокий риск, Моше удалось сделать шофар. Слух о том, что есть шофар, мгновенно разнесся по лагерю среди заключенных, и в канун Роша Ашана собралось большое количество евреев, чтобы молиться вместе с Ребе и слушать, как он трубит в шофар.
Моше хранил шофар все время, пока был в этом лагере и когда его перевели в концлагерь Ченстохова. Но не успел взять его с собой в Бухенвальд.
После освобождения концлагеря в Ченстохова шофар был передан еврейской общине города и позднее оказался в США.
Радошвицкого Ребе не дожил до освобождения, умер в 1944 году в концлагере Шлибен. Он соблюдал кашрут и умер от истощения.
Моше Винтартеру повезло, он дожил до освобождения и по окончании войны он переехал в Эрец-Исраэль. В 1977 году он помог перевезти шофар в Израиль и передал его в Яд Вашем.
Посмотреть на этот шофар можно
тут Шофар во времена Британского Мандата
Во время арабских волнений 1929 года арабы заявили, что трубление в шофар у Котеля нарушает святость ислама. Англичане заявили, что и территория Котеля принадлежит арабам, и в следствие этого было запрещено трубить в шофар у Котеля, и это несмотря на то, что трубление в шофар неотъемлемая часть молитвы на Рош Ашана и Йом Кипур.
Трубление в шофар не только важная мицва, но она также символизирует глубокие национальные чувства и возрождение народа, вернувшегося на свою землю. И было несколько смелых евреев, которые несмотря на угрозы и страх, трубили в шофар у Котеля.
На исходе Йом Кипур 1930года Моше Сегаль, глава иерусалимского отделения Бейтар решил нарушить запрещение и по завершению молитвы у Котеля затрубил в шофар. Моше Сегаль был задержан властями и быстро освобожден благодаря главному раввину Аврааму Коэну Куку.
С тех пор и до последнего Йом Кипур перед образованием государства молодые члены Бейтара приходили трубить в шофар у Котеля, несмотря на тщательную охрану этого места Британскими властями. Шофар проносили к Котелю сложными путями и с большим риском. Часто несли 2 или 3 шофара, чтобы усложнить властям его поиск. Большинство юношей были осуждены на разные сроки -от 6 месяцев тюрьмы и больше, а так же отправлены на каторжные работы
Незадолго до Йом Кипур 1944 года Эцель распространил листовку, в которой угрожал британцам, если они будут мешать трублению. Полицейские побоялись подходить на площадь перед Котелем и трубление прошло без помех. Эти предварительные предупреждения также замаскировали нападение на 4 полицейских участка, которые произошли также по окончанию Йом Кипур.
В 1945 году был пойман Моше Каравани после того, как протрубил в шофар. Полицейский реквизировал шофар, с которым он поймал Моше. Через 40 лет, во время посещения Лондона Моше случайно встретил друга того самого полицейского, который реквизировал шофар. На следующий день полицейский вернул шофар со словами: "Его место в Эрец-Исраэль, у евреев."
Авраам Элькаям был одни из трех последних трубачей в Йом Кипур 1947 года. После освобождения Котеля во время Шестидневной войны Авраам пришел к Котелю и увидел там человека с шофаром. Он попросил у того шофар и протрубил в него. После этого к нему подошел один человек и спросил: "Что тебе в этом трублении?"
-"Я был последним, кто здесь трубил до освобождения"
На что тот человек ему сказал:
-"А я был первым в 1930", это был раввин Моше Сегаль.
Трубление в шофар раввина Горена отметило освобождение Иерусалима и так круг замкнулся.
На этой, тоже очень известной фотографии Давида Рубингера, раввин Горен трубит в шофар у Котеля впервые с 1947 года.
В гостях у производителя шофаров
Этой весной мне повезло, я побывала в мастерской Шимона Кенана, в мошаве Гиват Йоав на Голанах. И все благодаря экскурсоводу
Инне Чернявской и ее трехдневной экскурсии "Все дороги ведут к Кинерету".
Шимон Кенан родился, можно сказать, с серебряной ложкой во рту шофаром в руке и в возрасте 9 лет уже умел трубить в шофар, у него не было настоящего шофара в те годы...
...и он сконструировал из поливальной трубки и лейки, и это работало. В 18 лет он уже был признанным мастером трубления в шофар и трубил в синагоге на Рош Ашана. В те годы он регулярно трубил в шофар в синагоге и и руководил мастерской по обработке металла. 15 лет назад раввин, в синагоге которого молился Шимон, познакомил его с мастером изготовления шофаров, ушедшим на пенсию, и Шимон пошел учиться изготовлять шофары. Таким образом любовь к шофарам превратилась в профессию.
Сейчас в Израиле всего 3 производителя шофаров, по утверждению Шимона. Шимон единственный в мире производитель, который открыл эту тему для широкой публики. Он единственный, потому что в производстве шофаров есть профессиональные секреты. Поэтому в мастерской Шимон не разрешает фотографировать.
Самые большие проблемы производителей шофаров - это получение исходного материала, т.е. качественные рога.
Основным сырьем является бараний рог.
Барану должно быть как минимум 13 месяцев, чтобы его рога были годны для шофаров. В Израиле нет таких подходящих рогов, потому что у нас режут ягнят, совсем молодых баранов, и если вы покупаете баранье мясо, практически всюду, то на нем написано "мясо ягненка". Рогов у ягненка него нет.
В натуральном виде бараний рог весит 1-2 кг. Внутри рога находится кость, хотя некоторые думают, что это хрящ. Это костный стержень. Наружная часть рога, состоит из того же материала, что и человеческие ногти.
Все типы рогов являются производными кожи. У большинства копытных рога вырабатываются за счет деятельности эпидермиса, как и ногти, когти, волосы. В данном случае рог представляет собой костный стержень, одетый роговым чехлом.
Почему нужно трубить именно в бараний рог?
Потому что во время жертвоприношения Ицхака, Ицхак не зарезал своего сына, а зарезал барана. Так жертвоприношение Ицхака изображено на
синагоге Лагрива в Акко. И тут как раз видно, как круто закручены рога у взрослого барана, не зря же говорят "скрутить в бараний рог".
Но если мы находимся в таком месте земли, где нет подходящих баранов, то в Мишне написано, что все шофары кашерны, кроме шофара из рогов коровы. В память о грехе, поклонении золотому тельцу. Из-за этого евреи не используют в ритуальных целях ничего, что имеет отношение к тельцу.
У производителей шофаров нет выбора, как закупать сырье в арабских странах для производства ритуальных еврейских шофаров. Наибольшее потребление баранины как раз в арабских странах на
Курбан-байрам .
Именно поэтому раз в год Шимон выезжает в Морокко, где он родился и все знает. В Морокко до сих пор есть еврейская община, там есть синагога, там есть кашерная еда.
У него была одна попытка купить сырье в Сирии, с которой мы находимся в состоянии войны, если кто не знает. 11 лет назад, это было начало его профессиональной деятельности, и у него не было сырья - рогов. Он связался с неким Мухамедом из Стамбула, и тот добыл рога в Сирии рядом с турецкой границей. Они взяли частный самолет из Стамбула к границе с Сирией. И хотя они были на турецкой территории, но это было очень неприятно.
Один раз в 2 года он ездит в Намибию за антилопьими рогами (орикс, куду). И в Намибии и в Морокко он находится не меньше 2х недель, он сортирует и отбирает рога и грузит их в контейнер и отправляет в Израиль. Только 30% сырья можно использовать для производства шофаров - остальное или имеет трещины, или просто гнилые.
Немножко производственного процесса.
После отделения кости от рогового покрытия, будущий шофар дезинфицируется с помощью тепла, так как рог органический материал и в нем могут жить и насекомые и бактерии.
Вынимая кость из рога мы получаем на 2\3 полый рог, так как кость не доходит до конца рога. Последняя часть рога заполнена и в ней надо проделать канал. Но как раз эта последняя часть искривлена и нет специального сверла, чтобы ее просверлить. Эту часть необходимо выпрямить. Это делается нагреванием.
Производственный процесс почти весь состоит из профессиональных секретов, поэтому в мастерской нельзя фотографировать, как я уже писала выше. Но в магазине Шимона выставлено несколько фотографий, изображающих его работающего в мастерской. Так что процитировав их, я ничего вам не открою.
По прямой части уже можно сверлить.
Выпрямленный шофар. В нем уже сделали надрез. Точечно нагревают часть рога, толкают специальную палку во внутрь, так чтобы получить отверстие.
Отверстие для вдувания воздуха делается в зависимости от разных направлений иудаизма.
После этого производится шлифовка до полного блеска.
Шофар может быть украшен гравировкой с еврейской символикой (маген-давид, менора), в прошлом было разрешено писать целые фразы, буквы. Они, наверное, выглядели так, как изображены на плакате, висящем в магазине.
Четыре признака кашерности шофара:
1. Это бараний рог
2. У шофара должен быть минимальный размер, он не может быть короче, чем длина кулака и плюс 3см с каждой стороны того, кто будет трубить в этот шофар. Минимум 20см, максимально какой угодно.
3. Не должно быть повреждений.
4. Не должно быть трещин.
Шофар, если есть повреждение или трещина, не чинят, а выбрасывают. Если чинить тем же материалом, то есть рогом, то сложно и дорого. Починка делается в очень редких случаях, когда хозяину шофара он очень дорог и не возможно с ним расстаться.
Шофар может быть сделан и из рогов мертвого животного. Сырье, рога, попадают к нам некашерными.
Это рог горного козла. Эти рога также использовались вместо бараньих. На рогах есть вмятины, которые свидетельствуют о возрасте козла. В определенное время года, летом, нет достаточно еды и воды прекращается рост рога и получается впадина.
Шимон трубит в такой шофар.
Шимон считает, что он - лучший производитель шофаров, потому что
1. он умеет нейтрализовать запах.
2. он умеет обработать входное отверстия, определенным образом, что улучшает звучание и облегчает трубление.
3. он умеет очистить стружки изнутри.
Спорить не буду - ему видней:)
С Шиманом работает 2 его сына, будем надеяться, что они тоже будут производить шофары. Он нанимает на работу подростков в каникулы и до армии.
Подробнее о мастерской Шимона и его встречах с туристами на сайте Коль шофар (голос шофара)
http://www.kolshofar.co.il/site/ (иврит)
http://www.kolshofar.co.il/site/english.asp (англ.)
Разные направление иудаизма и их шофары.
Йеменские шофары.
Самые экзотические и привлекающие к себе всеобщее внимание, это, конечно же, шофары йеменских евреев. Йеменцы были отрезаны на долгие годы от остальных еврейских общин, поэтому отличаются и формой шофаров.
Йеменцы делятся на 2 группы.
Одна группа следует традиции РАМБАМа. По мнению РАМБАМа надо трубить в шофар необработанный и нераспрямленным. Если не распрямлять, то как тогда обрабатывается тот кусок рога, который не полый? Просто берется достаточно длинный рог и часть неполого куска отрезается и выбрасывается. Затем высверливается отверстие до полой части рога, и это очень сложная работа, требующая интуиции и опыта.
Другая группа йеменских евреев жила совсем вдали от цивилизации, и не имела возможности добыть бараньи рога. А доступным животным были рога
антилопы куду, длинные и завивающиеся.
Как видите, и у антилопы куду роговой чехол легко снимается с костного стержня.
Йеменские шофары тут всегда в ассортименте в магазинах иудаики, в Иерусалиме сфотографировала.
Плоский марокканский шофар.
„
Shofar“ von
Universidad Nacional de La Plata -
http://www.unlp.edu.ar/articulo/2012/4/17/texto_castellano_azzarini_shofar http://sedici.unlp.edu.ar/handle/10915/28987. Lizenziert unter
CC BY 3.0 über
Wikimedia Commons.
Совершенно плоский, сплющенный шофар - марокканский. Но не только марокканцы пользовались сплющенными шофарами. Ими также пользовались и евреи Восточной Европы и сефарды, во времена, когда власти их преследовали. Плоский шофар удобен тем, что его легко прятать под одежду.
Сефарды предпочитают полностью прямой шофар, повернутый вверх. Выпрямление шофара очень сложный процесс, требующий больших усилий, каждый второй шофар ломается, и поэтому шофары для сефардов более дорогие.
У ашкеназов принят шофар вначале прямой, а в конце изогнутый. Вы его видите на фоне йеменского, с накладками. Кстати, с накладками шофар сувенирный, не годящийся для ритуальных целей.
Современная скульптура с изображением шофара. Можно увидеть на
Мамиле, в Иерусалиме.
Шимон трубит в шофар из рога танзанийской коровы. Шофаром из коровы нельзя пользоваться в синагоге, для ритуальных целей, а на улице можно.
Шофар из рога
орикса Все шофары из рогов не баранов проходят тот же процесс.
Трубить в шофар сложно. Это не зависит ни от объема легких, ни от дыхания, зависит от движений губами.
Шимон разрешил всем желающим попробовать протрубить в шофары в магазине. Мало у кого получилось.
Подбор звучания может быть сделан по просьбе заказчика и в соответствии с принятым в каждой еврейской общине.
У разных шофаров есть разные голоса: низкий, грубый и плачущий. Это зависит от вида шофара и способа обработки.
Различают следующие виды звуков шофара:
«тки́а» («трубление») начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
«швари́м» («тремоло»), быстрое чередование нижней и верхней ноты.
Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.
«тру́а» («тревога»), серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней.
Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
«тки́а гдола́» («большое трубление») длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное).
Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.
Четыре основных звука трубления могут быть объединены в серии (последовательности)
Википедия Из обрезков рогов Шимон делает футляр для мезузы.
Ханукия у Шимона, естественно, тоже из рогов
Шофар - дело семейное.
Изготовление шофаров - дело семейное. Секреты передаются из поколения в поколение.
Во всем мире таких изготовителей считаное количество.
Есть в Израиле изготовители шофаров аж в 16-17 поколении. Семья Бар Шешет, которая ведет свою родословную с 1345 года в Испании. После изгнания из Испании они жили в Марокко, а Меир Бар Шешет отправился в Эрец-Исраэль на корабле Эксодус, в 1947году. Англичане отправили его в лагерь для перемещенных лиц в Германии (!!) В лагере к Рош Ашана он тоже сделал шофар, который до сих пор хранится в семье.
После лагеря для перемещенных лиц, куда отправляли англичане евреев, пытавшихся попасть в Эрец-Исраэль, в 1948 году он поселился в Хайфе и стал делать шофары. С 1990 года семья Бар Шешет объединилась с семьей Рибак, производителями шофаров из Польши и теперь их совместное производство находится в Тель-Авиве.
Их сайт
http://www.shofarot.com/ Шофар в магазине в качестве сувенира, не знаю кто производитель.
Старая хасидская притча про шофар от
yulen_ka Было это лет сто-сто двадцать назад, в Российской империи. Поспорили накануне Рош hа-Шана два еврея, кто лучше трубит в шофар. Спорили-спорили да и подрались. Явился городовой, с усами, саблей, форменной бляхой и фуражкой с околышем и поволок драчунов участок, где начал их допрашивать.
- Почему подрались?
- Поспорили, господин городовой, кто лучше трубит в шофар.
- Какой такой шофар?
- Ну, обычный шофар.
- Ничего не понимаю, жидовские ваши морды! Какой-такой шофар? Говорите по-русски!
- Ну, шофар, он и есть шофар.
Наконец городовому это надоело, и он поколотил евреев. А, поколотив, продолжил допрос:
- Так что такое этот ваш шофар?
- Ну-у-у, шофар - это такая дудочка…
- Так что ж вы морочили мне голову,- рассердился полицейский, - а сразу не сказали, что шофар - это дудочка?
- Потому что шофар это не дудочка.
Инфа
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%95%D7%A4%D7%A8https://en.wikipedia.org/wiki/Shofarhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D1%84%D0%B0%D1%80http://mikrarevivim.blogspot.co.il/2012/06/blog-post.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B3http://www.thekotel.org/library/article.asp?id=501http://www.shofarot.com/index.php/the-shofar/typesofshofars/ типы шофаров на англ.
http://www.yadvashem.org/yv/he/exhibitions/live_with_honor/shofar.asp?WT.mc_id=wikihttp://www.cet.ac.il/cetSite/calander/tishrey/year2.asphttps://www.youtube.com/watch?v=tu3IrmT_2xkhttp://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4568453,00.htmlhttp://www.shofar4u.com/content.php?id=2http://cms.education.gov.il/EducationCMS/Units/Moe/RoshHashana/Reshit/Roshhasana/Shofar.htm This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2191727.html.