Шавуот: о хлебе вокруг да около.

May 22, 2015 09:12



Шавуот - такой многозначительный праздник, что даже и не понятно, о каком его значении говорить важнее. Именно поэтому я и выбрала разные аспекты этого праздника, на свой вкус.



Книга Рут - практически мыльная опера по меркам нашего времени...

Любовь, бедность, голод, чужбина, любимая свекровь, новая любовь, ребенок, судьба и промысел Б-жий - все есть в этой книге.

Давным-давно, а точнее в эпоху Судей в Иудее был страшный голод и спасаясь от него некто Элимелех, житель Бейт-Лехема, со всей своей семьей переселяется в Моав, за Мертвое море. Очевидно что в Моаве дела Элимелеха шли неплохо и он женил двух своих сыновей на знатных моавитянкских девушках, чуть ли не дочерях царя Эглона, Орпе и Рут. Но счастье быстро проходит, сам Элимелех и оба его сына умерли. Остались только его вдова Нооми и две невестки. Нооми решила вернуться на родину, ибо что делать одной на чужбине? Невестки хотели идти вместе с ней, но она стала их уговаривать остаться в Моаве. Орпа согласилась, а Рут - нет.
Рут ответила Нооми:
"Не гони меня прочь, не настаивай, чтобы я повернула обратно. Куда бы ты ни шла, я пойду за тобой, и где ты заночуешь, там и я заночую. Твой народ стал моим народом, и твой Творец - моим Творцом. Где ты умрешь, там и я умру, и там же пусть меня похоронят. Пусть так мне сделает Всевышний, и так добавит, если что-либо кроме смерти разлучит нас». (Книга Рут, 1:16-17)

Хотя казалось бы, что ей искать в чужом краю, в этой неизвестной Иудее?



Они прибывают в Бейт-Лехем к началу жатвы. Но у них ничего нет, свой надел Элимелех продал, и женщинам просто нечего есть. В чужих полях колосится зрелая пшеница...



Наверно они мечтали о такой мисочке - амулете, оберегающий от голода, т.е. приносящий сытость. Текст на иврите-арамейском, написано ивритскими буквами. Такую можно увидеть в Музее Гехта в Хайфе. Мы, современные люди, живущие в цивилизованных странах, не знаем, слава Б-гу, что такое настоящий голод, а ведь ради того чтобы не быть голодным, человек способен на очень многое.



Это самое знаменитое современное изображение Рут, работы Густава Доре (19в.), репродукция, сфотографирована в Музее Эрец-Исраэль.

"Рут" Э.М.Лилиен


By Ephraim Moses Lilien - Pinterest, Public Domain, Link

Рут, не смотря на свое знатное происхождение, чтобы не умереть от голода и не дать умереть Нооми, воспользовалась традиционным правом бедняка подбирать колосья, не собранные жнецами на поле дальнего родственника Элимелех, Боаза.



Это, конечно, значительно более позднее изображение жнеца, византийский период, из Музея Гехта в Хайфе. Но мало что изменилось и до сих пор в том, как жали пшеницу вручную.



"Рут собирает колоски", школа Бецалель, начало прошлого века. Выставка "Еврейское искусство 19века, большие мастера"

Кстати, моя мама будучи в эвакуации, во время Второй мировой войны, чтобы не умереть от голода, тоже собирала в поле не убранные колосья. Я уверена, что про свою древнюю предшественницу - Рут, она ничего не знала. И в отличие от времен Рут, во время Второй мировой войны в СССР могли за такое посадить в тюрьму с 12 лет...



Это Боаз (как его видят в парке Неот-Кдумим) хозяин поля, где Рут собирала колоски. Узнав, кто она такая, проявил к ней особую благосклонность и щедрость из уважения к ее преданности свекрови. Да и просто понравилась Боазу красивая молодая женщина, трогательная, скромная молодая вдова. Может сразу влюбился?

Что могли сделать женщины с собранным Рут зерном?



Могли просто поджарить зерна на открытом огне и съесть... Кстати вкусно, ела в парке Неот-Кдумим



Или могли раздавить вот в таком углубление в камне, как на Гиват Айекивим (גבעת היקבים - продырявленный холм) в Шомроне. В древности его использовали вместо ступки. Из раздавленного можно было испечь простые лепешки.



Зерна могли размолоть вот на такой ручной мельнице, если таковая у них была. Покрутите пару минут и сразу поймете как хорошо покупать муку в супере.

Нооми узнала у Рут в чьем поле та собирала колосья, и рассказала, что это тот самый богатый вдовец Боаз, глава их рода и родственник покойного Элимелеха и его сына Махлона, покойного мужа Рут. У Нооми появилась идея выдать Рут замуж за Боаза. То есть, Боаз вступил бы с ней в левиратный брак. Это предписанный Торой брачный союз между бездетной вдовой и братом ее покойного мужа, и обряд, освобождающий от необходимости заключать этот брак. В данном случае Боаз не был братом Элимелеха, но имел таковое право.
Такой брак обяжет Боаза также выкупить и землю Элимелеха, которую Нооми была вынуждена продать. И это бы обеспечило двум женщинам достойную жизнь...
Боаз согласился, и Рут стала его женой.

Не смотря на то что Боаз был значительно старше Рут, у них родился ребенок, Овед, который стал отцом Ишая, а тот в свою очередь стал отцом царя Давида.



Рут, как видите с колосьями, которые она собирала в поле Боаза и к ней прижимается ее пра-правнук Давид. Автор К.Кернер, Мамила, Иерусалим.

Может быть изначально Рут чувствовала свое высокое предназначение?

Моавитянка Рут не случайно вышла замуж за сына Элимелеха, перешла в иудаизм и когда он умер, пошла следом за свекровью в Иудею... Рут была праправнучкой Лота, брата Авраама.



Лот расстался с Авраамом потому что, грубо говоря, имущество не поделили. Он поселился в Сдоме, что принесло ему материальное благополучие, но жизнь его была непроста. Он пил, переспал со своими дочерьми, кошмар просто... Его потомки отошли от иудаизма, оказались в Моаве. Очевидно, что Всевышний решил, что Рут должна вернуться в религию своих предков и привел ее сначала к сыну Элимелиха, а потом в Иудею, к Боазу и познакомил их на пшеничном поле в районе Шавуота.



Однако, "как причудливо тасуется колода!" (с)М.Булгаков в ТаНаХе нет ничего случайного. Все мы знаем знаменитый бой юного Давида с Голиафом. Голиаф был потомком Орпы, по древним еврейским источникам, сестры Рут, то есть родственником Давида. Как вы помните, Орпа осталась в Моаве, не пошла с Рут и Нооми в Иудею.
Так битва Давида с Голиафом изображена на заборе вокруг синагоги Лагрива (Акко)



Еще одна битва Давида с Голиафом. Она изображена на хайфском моле Кастра, автор Арик Брауер.



А это - Давид, уже царь, потомок легендарной Рут и Боаза, играет на лире. Копия мозаики из синагоги в Газе. Ориентировочно 6 в.н.э. Находится в "Музее доброго самаритянина".

Говорят, что читать Книгу Рут на Шавуот мицва, вот и вспомнилось.

Но не только в Книге Рут речь идет о пшенице. О ней много раз упоминается в священных еврейских источниках. Да и как ее не упоминать, если это основная сельскохозяйственная культура древности в наших краях.



Пшеница - одно из семи растени, которыми Всевышний благословил Эрец-Исраэль. Она созревает как раз к Шавуоту. Кроме пшеницы мы тут видим и остальные растения, которыми Всевышний благословил землю Израиля: гранат, финиковая пальма, виноград, ячмень, маслина, инжир.
Автор К.Кернер, Синагога, Маале-Адумим.

Пару слов о самой пшенице.

Пшеница, можно сказать, виновница знакомства Рут и Боаза, одной из самых знаменитых историй любови ТаНаХа.

Никакой злак не сравнится с пшеницей по количеству видов и сортов. В каждой стране, кроме общераспространённых, есть и свои местные.
Сорта у крестьян и ботаников не совпадают. Где уж нам, простым людям, в этом разобраться:)



Вот так выглядит пшеница, однолетнее травянистое растение, высотой 30-150 см. Соцветие - прямой, линейный, продолговатый или яйцевидный, сложный колос длиной от 3 до 15 см.

На Ближнем Востоке пшеница была основной пищей еще со времен начала сельского хозяйства во времена неолита. Она множество раз упоминается в ТаНаХе.
Имеется распространенное научное предположение, что окультуривание дикой пшеницы древним человеком произошло из вида пшеницы, который на иврите называют "мать-пшеница".
Аарон Ааронсон исследовал происхождение пшеницы в Эрец-Исраэль и в начале 1906г. и идентифицировал найденную около Рош-Пины дикую пшеницу как дикую пшеницу древности. Археологические находки свидетельствуют, что пшеница была одомашнена около 8000 до 10000 гг. д.н.э.



Набросок родословной видов пшеницы по К.А.Флаксбергу, 1938г.
Представлен в музее Хайфского элеватора.



Пшеничные зерна из того же музея
Сверху вниз
Triticum dicoccoides
Triticum dicoccum
Triticum durum
Triticum vulgare

В наше время в Израиле выращивается небольшое количество пшеницы для производства мучных изделий. При этом, большая часть этой пшеницы выращивается в Негеве. Основная часть пшеницы в Израиль завозится.
У нас не только растет дикая пшеница, но и выращивается дикая пшеница, стойкая к различным заболеваниям. Какой вид - не знаю. Она выращивается и продается на вес золота очень дорого для скрещивания с существующими сортами и для выведения новых сортов пшеницы.

О значимости пшеницы для человечества свидетельствуют, например, монеты с ее изображением.
В некоторых странах такие монеты встречаются и в наше время.
Вот древние монеты из разных периодов Эрец-Исраэль из коллекции Хайфского музея Гехта. И хотя всюду подписано колос или колоски, я уверена, речь идет именно о пшенице, а не о ячмене, который тут выращивался тоже с древности. Все-таки человеческие лепешки и хлеб пекли из пшеницы, а ячменем кормили скот.



№17 монета с изображением трех колосков, времен римского наместника Понтия Пилата, 30г.н.э. №18 монета с изображением трех колосков 42г.н.э., №19 монета с изображением двух колосков, 98-117гг.н.э.



Монета с изображением колоса. 9в.н.э.



Пальма и колосья, 9-12вв.н.э.



Рога изобилия и между ними колос. Монета времен восстания Хасмонеев 128-37гг.д.н.э..



Не только на монетах появлялись злаки. Еврейский масляный светильник, украшенный изображением пшеницы и ячменя. 1-2вв.н.э. Также из коллекции Хайфского музея Гехта.



Я думаю, что эта вещь, из той же коллекции, была особенно любима самим Р.Гехтом, ведь он всю жизнь занимался хлебом. Это печать, которую ставил на хлебе пекарь, чтобы его продукция была узнаваема. Надпись "Ицхака", римский период. Надеюсь, Ицхак преуспевал.

В 20е годы прошлого века художник Зеэв Рабан занимался росписью плиток для украшения фасадов домов в Тель-Авиве. Среди этих работ две иллюстрации к "Песне восхождения" (שיר המעלות), к стиху "Те, кто сеет в слезах пожинать с радостью" (ה הַזֹּרְעִים בְּדִמְעָה בְּרִנָּה יִקְצֹרוּ )
В том смысле, что тому кто тяжело работает воздастся сторицей.



"Сеятель" З. Рабан



"Жнец" З. Рабан
Почему тут жнец пользуется косой, он ведь не траву косит, а явные злаки, не знаю. Во многих источниках написано, что жнут серпом, а совсем не косой... Может художник не знал, был далек от сельского хозяйства? Или можно и косой?



Художник Йосеф Бау в своей книге "Брит-миля", посвященной языку иврит, так проиллюстрировал слово "хлеб". "Не вкушай хлеба недоброжелателя..." (Мишлэй 22-23:6)

Хлеб и Храм

В Шавуот невозможно не сказать о Храме, ведь это один из трех праздников, когда в древности евреи шли в Храм. Кроме того, в Храме постоянно находился хлеб, 12 хлебов предложения (по одному от каждого израильского колена). Эти хлеба лежали на специальном столе, который так и назывался, Стол хлебов предложения.
Их выпекали каждую пятницу, эти хлебы были не квасные, а пресные. Во время странствия по пустыне хлебами предложения называли испечённую манну. В Субботу их помещали на Стол, убирая оттуда хлебы, лежавшие там с предыдущей недели.



В предшественнице Храма, Скинии, находились все теже самые предметы, что и потом в Храме: Кочег Завета со Скрижалями, Менора, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения. Так эти предметы выглядят на макете Скинии в Шило.



Так Стол хлебов предложения изобразил неизвестный художник 18века.
Выставкаи "Еврейское искусство 19века, большие мастера"



Слева, Стол хлебов предложения, справа, корзина с первыми плодами семи видов, которые было принято приносить в Храм.
Синагога Ципори, 5в.н.э.
Почему я поставила эти изображения в обратном по хронологии порядке? Потому что именно первое, современное изображение является сейчас общепринятым.

Хлебы, взятые со стола предложения по истечении недели, принадлежали священникам (коэнам), которые должны были есть их только в святом месте. Каждый из них получал совсем немного хлеба, но всегда был сыт.

Для тех, кто интересуется, в интернете есть и рецепт хлебов предложения (иврит)

В Шавуот было принято в жертву приносились два испеченных из пшеничной муки дрожжевых хлеба. Мука должна была быть смолота из пшеницы нового урожая.
В канун Шавуота во дворе Храма мололи пшеницу, а затем эту муку просеивали двенадцать раз. Каждый хлеб имел форму кирпича и выпекался из одного омера (около двух кг) муки. Размеры хлеба устанавливает галаха.
Один из хлебов отдавался первосвященнику, а второй - коэнам, которые съедали хлеб во дворе Храма днем в Шавуот и в следующую за ним ночь.

Кибуцы и хлеб.

Изначально кибуцы создавались именно как сельскохозяйственные коммуны. Главной культурой, которую они выращивали, была именно пшеница.



1913 год, в новой сельскохозяйственной коммуне в поселении Мигдаль пашет легендарный Иосиф Трумпельдор. Ему не мешало даже отсутствие одной руки, настолько было важно пахать землю.



В кибуце Аелет Ашахар стоит памятник "Неизвестному пахарю".



В том же самом кибуце Аелет Ашахар на здании 1923 года, о чем говорит еврейская дата (תרפ"ג), изображен сноп зерновых и орудия труда для уборки урожая. А также написано "рабочий батальон" и изображены молот и серп мастерок.



Кибуцная печь в кибуце Аелет Ашахар. Сами пшеницу выращивали и сами пекли хлеб. Во время экскурсии нам рассказали историю времен Второй мировой войны, подтверждение которой я не смогла найти в интернете. История следующая:
Во время войны в Тель-Авиве существовал оркестр состоящий из музыкантов-евреев, вывезенных разными путями из воюющей Европы. Организаторы оркестра старались спасти как можно больше музыкантов, но оркестр-то не резиновый. И один из музыкантов сбежал в кибуц Аелет Ашахар, чтобы на его место из Европы смогли вывезти еще одного человека. И так он прожил всю жизнь в кибуце и работал пекарем у этой самой печи.



Уборка урожая, то есть Шавуот, в кибуцах всегда праздновалась.
"Уборка урожая", кибуц Эйн-Гев. 1947г. С выставки "Люди Кинерета"



Здесь просто идут убирать урожай, Эйн-Гев. 1947г. Идут, кстати, по полю зерновых. С выставки "Люди Кинерета"



В кибуце Эйн-Шофет можно увидеть выставку фотографий зернохранилищ, которая проходит в кибуцном зернохранилище, его фотография в центре. Автор выставки Г. Раз начал фотографировать зернохранилища в 2009-2010, приурочив это к столетию Кибуцного движения. Выставка называется "Гиганты", чтобы подчеркнуть важность зернохранилища в кибуцной жизни. Возможность строить такие серьезные сооружения появилась только в 20е годы прошлого века, после появления завода по производству бетона "Нешер".
На выставке представлены фотографии и чертежи зернохранилищ, я показываю только несколько.

Невозможно не сказать и о том, что происходило в отсутствие хлеба.


Вот купоны (талоны) для бедных йешиботников времен блокады Иерусалима 1948г. На хлеб зеленый справа. Обратите внимание, что на воду (белый в центре) тоже были талоны как и на хлеб. И на нефть (или керосин??) были талоны... Их всех можно увидеть в информационном центре Государственного банка Израиля.

В современном Израиле печется огромное количество видов хлеба.



Пекут все кому не лень, то есть и большие заводы-пекарни, и специальные сети-пекарни, и большие и маленькие пекарни и любители хлеба дома в специальных устройствах.
Это хлеб с ярмарки на встречу Шавуоту 2013г.

Хочу вспомнить один мой рассказ о маленькой пекарне Saidels, находящейся в Карней-Шомрон (Шомрон)



Мы были в в мини-пекарне и нас угощали хлебом. Слева хлеб по рецепту Рамбама, а справа - бородинский. Если учесть, что хозяин, он же пекарь, выходец из Южной Африки, то откуда у хлопца испанская грусть него желание печь бородинский хлеб и добывать рецепт в Москве, не слишком понятно. Но у нас в Израиле удивляться ничему не приходится.



Это хлеб по рецепту Рамбама. Достался мне кусочек. Приятный такой, воздушный хлеб.



Наш пекарь Эли. Он же хозяин, бывший работник хай-тека, решивший превратить хобби в профессию. Он упорно называл свою мАафию (мАафия מאפייה - пекарня) мафией. Может не случайно?
Пекарь ужасно гордится своей микро пекарней, где все на расстоянии вытянутой руки и где печь он сложил своими руками. Работает он один, жена на подхвате.



Это живые закваски для разных хлебов.



На этой лопате Эли вносит буханки в печь.



Это машинка для замешивания теста.

Жаль, конечно, что нам не показали весь процесс производства.



Готовая продукция. Буханка 1 кг тут стоит 18,5 шек. (сегодня 1дол.=3,86шек.) и это практически ручное производство. А я покупаю в сети Лехем Тушия (большая израильская сеть пекарен) и 1кг стоит 17шек.
У пекарни есть свой сайт и на нем заказ хлеба Saidels

Всем веселого праздника!

В прошлом году к Шавуоту я рассказывала о сыре цфатит, ведь это самый первый и самый израильский из израильских сыров.

Инфа:
http://www.n-k.org.il/?CategoryID=326&ArticleID=419&SearchParam=%D7%97%D7%99%D7%98%D7%94
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%99%D7%A8_%D7%94%D7%9E%D7%A2%D7%9C%D7%95%D7%AA
http://en.wikipedia.org/wiki/Emmer
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%B4%D0%B2%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B0
http://ramat-hanadiv.cet.ac.il/hazav/wheat/wheat3.asp
http://www.evrey.com/sitep/shavuot/index.php3?menu=ruth.html
http://machanaim.org/holidays/shavuot/rut-m.htm
http://www.machanaim.org/kurs/megilot/09-rut1.htm
http://chabadpedia.co.il/index.php/%D7%A9%D7%91%D7%95%D7%A2%D7%95%D7%AA
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A2%D7%A8%D7%A4%D7%94
This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2176639.html.

еврейское

Previous post Next post
Up