Время Шестоднева

Jan 31, 2012 01:19


И ещё раз о Шестодневе. Помимо только что выложенной статьи С.А. Сошинского зафиксирую некоторые другие мысли.

1. По поводу времени существования мира. 13,7 млрд. лет Вселенной и 4,6 млрд. лет Земле - это физическое время. Оно связано с физико-химическими процессами, входит в математические уравнения этих процессов как безликая переменная t, не более. Какое мы имеем право утверждать, что это то самое время, о котором говорит Библия или даже о котором мы говорим в быту? А в решении Шварцшильда уравнений Эйнштейна гравитационного поля (это решение описывает чёрные дыры) переменная t в некоторой области (за т.н. горизонтом событий чёрной дыры) вообще перестаёт быть временем, а становится пространственной переменной. А одна из пространственных переменных r становится временем! Т.е. переменная t осталась, но она уже не есть время! Здесь наиболее ярко проявляется различие между математической переменной t и тем временем, которое мы знаем.

Помимо физического есть и масса других времён. Например, "психологическое время" (в гуманитарных науках также применяют названия "перцептуальное время", "экзистенциальное время"). Оно связано с нашими переживаниями. Мы ведь часто говорим или слышим, что и годы могут пройти, как мгновение, а может, напротив, и секунда длиться вечность. Кто сказал, что это время менее "реально", менее "фундаментально", чем то время, которое мы знаем из математики-физики-химии? И кто сказал, что Моисей, когда несколько тысяч лет назад писал Библию, под "днями творения" имел в виду именно физическое время по 24 часа?! Самой физики тогда ещё не было! Впрочем, переживать то время тоже было некому, только Богу. Так что тут очень уместно вспомнить фразу, которую обычно и вспоминают: "У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (1 Пет.3:8). Вполне возможно, что здесь имеется в виду некое "литургическое время" (в православии дневной круг богослужения соответствует дню творения, седмичный (т.е. недельный) круг - шестидневному творению плюс седьмому дню, в который Бог "почил").

"Креационист", который "ниспровергает" научные достижения и настаивает на буквальном шестидневном творении по 24 часа, сам находится в плену у науки, у сугубо научной концепции времени.

Различение физического времени и времени в других смыслах (изначально более привычных человеку), на мой взгляд, устраняет часть противоречий, связанных со сроками. Т.е. да, я понимаю дни творения в Шестодневе буквально - именно как дни, а не как миллиарды лет. Но вопрос, в каком смысле дни. И могут ли они вообще быть линейно соотнесены с физическим временем? Не факт.

2. Но остаётся вопрос, как согласовать христианские представления об отсутствии страданий у животных до грехопадения человека и данные науки о хищничестве среди динозавров и других древних животных, которые жили задолго до появления людей. Прот. Александр Салтыков мне так и ответил, что надо пересмотреть взгляды на время, на соотнесение библейской и естественнонаучной шкал ( писал об этом). Другая интересная идея, которую я встретил: грехопадениче человека повлияло каким-то образом не только на будущее, но и на прошлое. Как такое возможно? Из науки вспоминается два образа.

Первый - квантовая механика. Она, как известно, допускает параллельное существование и развитие разных альтернатив (в данном случае: древняя история Земли при условии, что грядущий человек согрешит, и при условии, что не согрешит). Человек выбирает одну из альтернатив, она актуализируется, т.е. переходит из разряда возможных в разряд осуществлённых. До появления человека мир как бы и не вполне существует: обе альтернативы не более чем возможны. Согласно квантовой механике систему актуализирует наблюдатель. Актуализирует в ту или иную сторону.

Другой образ - это т.н. машины времени, замкнутые времениподобные кривые. В нашем отделе изучались такие задачи, когда будущее влияет на прошлое (статья на русском, она же на английском, зато в свободном доступе).

3. Ещё одно нетривиальное направление мысли, связанное с эволюцией, с библейской и естественнонаучной шкалами времени предлагается акад. А.Н. Паршиным с его концепцией многих циклических времён вместо одного линейного ( также об этом писал).

православие и наука

Previous post Next post
Up