Шестоднев: встреча Бога и современного человека

Jan 31, 2012 00:18


С.А. Сошинский "Шестоднев: проблема согласования или кризис встречи". Самый глубокий текст по проблеме соотнесения библейского Шестоднева с научными данными о возникновении и эволюции мира, который я видел. Он из этого сборника, который я приобрёл на только что прошедших Рождественских чтениях.

Четыре года назад я сформулировал свои основные мысли о т.н. "креационизме" на тот момент. Тогда я был убеждённым эволюционистом, т.е. за толкование Шестоднева в духе современной научной космологии ("дни" - это целые эпохи, которые могли длиться миллиарды лет, "да будет свет" - это появление электромагнитного излучения, "отделение света от тьмы" - отделение излучения от вещества и т.д.), не исключая, конечно, и множества других смыслов под теми же словами. Как известно, слово Божие принципиально многозначно, но среди множества смыслов есть и научный.

С тех пор моё мнение изменилось. Во-первых, такая трактовка несколько унижает слово Божие: наука изменчива, стоит ли привязывать вечное слово Божие к изменчивым научным концепциям? Будут меняться научные представления о Вселенной - и каждый раз перетолковывать многотысячелетний текст что ли? Во-вторых, если смотреть правде в глаза, то соотнесение Шестоднева с данными науки всё-таки довольно натянуто, есть и прямые несоответствия и сложности. Надо отдать должное "креационистам" за их призывы аккуратно обращаться со святоотеческим преданием. Проблема возникновения мира - не какая-то отвлечённая, святые отцы считали, что она имеет важное вероучительное значение. Поэтому и Библия, и труды отцов о Шестодневе не должны трактоваться вольно, как нам нравится, в угоду сегодняшнему дню. Хотя и поразительно то, что соотнесение науки и Шестоднева вообще может быть, что из всех древних космологических представлений только библейские могут быть сколько-нибудь адекватно соотнесены с современной наукой. А в-третьих, наверное, самое главное, я согласен с автором предлагаемой статьи: подход эволюционизма - "механический", "редукционистский". Проблема низводится просто до проблемы формального перевода с языка на язык (с языка Библии на язык науки и обратно), сам человек, решающий эту проблему, при этом не меняется.

Мне нравится идея автора, что проблема Шестоднева - это "одна из форм встречи современного человека с Богом", что человек должен что-то понять из этой встречи. Человек должен понять, что от него хочет Бог, для чего Он открыл человеку видимое противоречие между картиной творения в Шестодневе и картиной мира, даваемой наукой. "...Каждая встреча с Богом никогда не такая, как мы ожидаем. Всегда это трудное испытание. Известно, что значит: Бог посетил этот дом". Кстати, в прошедшее воскресенье на литургии как раз читалось евангельское зачало о посещении Иисусом Христом дома Закхея. "Возможно, не будет ложным сказать, что в проблеме соотнесения Библии и науки Бог посетил науку. Другими словами, поставил людей перед очень непростой проблемой, связанной с оценкой нашего мышления и всей цивилизации. Может ли современная наука быть рассмотрена в некоторой духовной перспективе? Может ли научное мышление иметь также богословское измерение, и если да, то какое?"

православие и наука

Previous post Next post
Up