Впечатления от Рождественских чтений-2012

Jan 29, 2012 00:37


Я не зря на днях написал о проблеме науки и религии. Цель - зафиксировать состояние своих мыслей накануне Рождественских чтений. Хочу здесь поделиться впечатлениями о них.

Участвовал (в качестве слушателя) в секции "Наука в свете православного миропонимания". Она проходит в Институте физики Земли РАН, организуют люди с миссионерского факультета ПСТГУ, некоторые из организаторов по первому образованию, как я понял, геологи. Секция очень понравилась, она намного интереснее похожей секции на Физфаке МГУ, которую я посещал раньше. Почти нет докладов "ни о чём", почти все - интересные, много нетривиальных мыслей.

В центре внимания - проблема соотнесения текста Шестоднева с научными данными о происхождении и эволюции мира. Хотя были и другие темы. То, что доклады зачитывались на фоне геохронологической шкалы, висящей в конференц-зале института, придавало всей секции гармонию, как мне показалось:)

Понравилось то, что на этой секции аккуратно относятся как к святоотеческому преданию, так и к науке, даже если и непонятно, как одно и другое согласовать. По-честному выясняют, что по изучаемым проблемам (того же Шестоднева) думали святые отцы, и одновременно подчёркивают достоверность научных результатов. Не пытаются притянуть одно к другому за уши. Общая атмосфера - это воздержаться от окончательных ответов, но всё-таки не погрешить ни против научной истины, ни против Предания Церкви.

Были и чисто научные доклады про эволюцию. Вообще, сама тема эволюции вызывала жаркие споры. Про этот круг проблем я ещё напишу отдельно, а здесь перечислю факты, которые я узнал на этой секции и которые показались мне интересными/любопытными.

1. Оказывается, автор нестационарной Вселенной (по сути - концепции Большого взрыва) русский математик и физик Александр Александрович Фридман был православным. На его могиле был установлен большой мраморный крест. А сама теория нестационарной Вселенной долгое время считалась в СССР "поповщиной", не изучалась. Только в 60-е годы ситуация стала меняться, о ней стали узнавать. Это интересно! Атеисты смотрели на науку как на свою "дубину" против религии, а тут стыдливо решили скрыть один из её результатов. Впрочем, сейчас атеизм уже "переварил" теорию Большого взрыва, включил и в свой состав тоже.

2. Патриарх Кирилл и его окружение считают согласование научного и религиозного мировоззрений важнейшей задачей, проводится множество конференций.

3. Познакомился с жизнью и служением доктора наук протоиерея Глеба Каледы. В этом году данная конференция была его памяти.

4. Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, сделал доклад о том, что говорят святые отцы о природном мире до грехопадения человека. Он сказал, что согласно святым отцам даже до грехопадения смерть быть могла (поедание растения, естественная смерть животного; бессмертным был только человек), но не могло быть страдания (в частности, хищничества). Этот тезис (что животные согласно святым отцам могли быть смертными) вызвал дискуссию: другой священник утверждал, что смерти не было даже в животном мире. На мой вопрос, как это согласовать с данными науки, которые говорят о хищничестве задолго до появления человека, о. Александр сказал, что не знает ответа. Предположил, что следует разобраться в природе времени и вечности, в самом ли деле библейская и естественнонаучная временные шкалы линейно соотносятся друг с другом.

5. Всемирная организация здравоохранения прогнозирует увеличение психических болезней к 2020 г. в связи с утратой религиозных и семейных ценностей. У верующих сильная стрессоустойчивость.

6. По поводу проблемы эволюции. Один выступавший биолог (на всякий случай не буду называть имя) сказала, что для того, чтобы биологу отказаться от концепции эволюции, надо либо застрелиться, либо перестать быть биологом. Сообщила о том, что эволюцию в биологической истории можно наблюдать (вопреки утверждениям т.н. "креационистов"). Это же подтвердил и другой биолог.

6. Помимо стандартной, т.н. синтетической теории эволюции существует ещё эпигенетическая теория эволюции (понятно, что существует ещё масса разных теорий эволюций, но на конференции внимание было уделено эпигенетической). Предложена она, кстати, во многом русскими учёными И.И. Шмальгаузеном и М.А. Шишкиным. В её основне, как я понял, - не случайные мутации, а регуляторные механизмы. Согласно ей изменение генома - не причина, а следствие эволюции. По сути это новый ламаркизм. Докладчик посетовал, что часто в западных журналах не принимают статьи, если не следуешь стандартной, принятой парадигме. Кстати, докладчик (из Палеонтологического института РАН) вынужден был обратиться к эпигенетической теории не просто так, а по причине определённых противоречий в классификации млекопитающих. В данной теории противоречия снимаются.

7. Н.С. Серебряков, канд.геол.-минер.наук, сотрудник ИГЕМ РАН и преподаватель ПСТГУ сделал доклад об отношении русских богословов кон. XIX-нач. XX веков к теории эволюции Дарвина. Сначала, как я понял, отношение было настороженным, затем даже положительным, но в любом случае все богословы сходились на том, что человек произошёл не в результате эволюции, а в результате специального акта творения (даже если такая позиция была и непоследовательной: принимаем дарвинизм, но не принимаем один из его тезисов).

8. Свящ. Олег Мумриков попытался так согласовать данные науки об общем происхождении человека и обезьян с библейским описание особого творения человека (Быт.1:26-27). Человек был сотворён по особому Божественному акту, а родство с приматами - следствие его грехопадения. Библия говорит о том, что Господь по изгнании Адама и Евы из рая сделал им кожаные одежды (Быт.3:21). Помимо буквального смысла здесь может быть и иносказание: "кожаные одежды" - это животноподобное существование человека. Каков был конкретный механизм облечения человека в "кожаные одежды", неизвестно. Но Господь даёт человеку возможность забыть Его.

9. Квинтессенция "радикального креационизма" выражена следующими словами протестантского пастора из одного креационистского фильма: "Мы доказали, что Земле 7,5 тыс. лет, значит, есть Бог, значит, Вы обязаны Ему служить". Т.е. смысл - принудить человека к вере в Бога. А это, как известно, совсем не то, чего хочет Бог.

10. Всех поразили два доклада о сложнейших научных расчётах по установке исторических колоколов на колокольню Данилова монастыря (чтоб тяжелейшие колокола не сорвались, чтоб не сильно раскачивались, чтоб не дребезжали, чтоб вибрация от них не разрушила колокольню и т.д.). Один доклад делал старший звонарь монастыря иеродиакон Роман, второй доклад принадлежал коллективу светских специалистов, занимавшихся этим трудом. Расчёты и перерасчёты происходили долго, несколько лет, участвовало множество организаций. У слушателей осталось восхищение от проделанной работы и удивление, как же наши деды-прадеды устанавливали колокола, не имея никаких компьютеров!

11. Для памяти, важные даты эволюции мира и Земли с научной точки зрения:

13,7 млрд. лет назад - возникновение Вселенной, Большой взрыв
4,6 млрд. лет назад - возникновение Земли и Солнечной системы
3,8 млрд. лет назад - возникновение жизни на Земле
1,5-2 млн. лет назад - появление первых людей

По последней дате возникли споры: можно ли считать тех, кто появился 1,5-2 млн. лет назад, людьми. Но 200 тыс. лет назад - уж точно были люди в современном смысле.

жизнь, православие и наука

Previous post Next post
Up