Тутаев. Романовское семишатровье

Oct 02, 2022 18:59

    Когда смотришь на Романовскую сторону Тутаева с правого берега, видно шесть церквей, и все они с шатровыми колокольнями. Седьмая, старообрядческая, стоит поодаль от берега и её с противоположной стороны не видно, да и колокольня у неё самая низкая из всех.. Вид стоящих в ряд вдоль берега церквей вызывает желание обойти их все, но на практике это оказалось намного сложнее, чем представляется. Дело в том, что левый берег Волги прорезан несколькими оврагами. Эти самые овраги и отделяют церкви друг от друга.
    Чтобы дойти от одной церкви до другой, необходимо отойти от берега на 2-3 квартала, перейти через овраг по мосту или дамбе, затем опять вернуться к берегу. И так несколько раз. Хорошая проверка физической выносливости, особенно, если ещё добавляется жара и натёртые на ногах мозоли.
















2. Итак, в этой части рассказ пойдёт о церквях Романовской стороны. Сейчас их семь, что немало для небольшого городка. Но было ещё больше.


3. Слева Казанская церковь, она сохранилась. А вот две другие с этой фотографии - Спасская и Воскресенская, увы, нет, про них будет в конце поста.


4. Визитная карточка Романовской стороны - храм в честь Преображения Господня и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Он стоит ближе всех к воде и вообще просто красивый.


5. Приходится только удивляться - как за два с лишним столетия волжские воды не подмыли и не обрушили его. Казанская церковь на картине Кустодиева "На Волге".


По легенде Казанский образ Богородицы был привезен в город по велению Пресвятой Девы уроженцем Романова благочестивым Герасимом в 1588 году из селения Тетюши, что под Казанью. Многие чудеса и исцеления происходили в Романове от казанской иконы Матери Божией. В честь святого образа романовцы должны были поставить храм с приделом Рождества Богородицы. Известно, что в середине XVII века на этом месте стояли две деревянные церкви: летняя - Преображения Господня и зимняя - Рождества пресвятой Богородицы с приделом Казанской иконы Божией Матери, а также «девичь Казанский монастырь» с 14 кельями. Он просуществовал до 1756 года. А в 1758 году был возведен каменный храм, названный в честь Преображения Господня и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Он имеет пять престолов: в нижней, теплой церкви, вход в которую осуществляется с берега, - престолы в честь Рождества Богородицы и во имя Макария Унженского, в верхней, холодной - престол в честь Казанской иконы Матери Божией, Преображения Господня и во имя Святителя Николая Чудотворца.

6.


7. Храм стоит на одной оси с расположенным на противоположном берегу Воскресенским собором.


К храму ведёт Казанская улица. Надо отметить, что практически все улицы Романовской стороны, нв которых стоят храмы, названы в их честь.

8. Живописно расположение стройной шатровой колокольни с тремя рядами слухов: она стоит совершенно отдельно от церкви, на вершине крутого холма, выше и восточнее храма.


9. Под колокольней были погребены мощи преподобного Онуфрия Юродивого, которому романовцы особо молились об избавлении от зубной боли. 12/25 июня в день Святого Онуфрия Великого ежегодно здесь и ныне совершается служба местночтимому угоднику Божию.


10. В тот день на колокольне как раз монтировали новый купол.


11. Непростая это работка.


12. Старый купол затащили в гульбище церкви.


В советское время храм был закрыт и осквернён. В 1997 году он был передан верующим, и усилиями жертвователей и попечителей постепенно восстанавливается. В июле 2002 года был возрожден обычай с крестным ходом носить икону Божьей Матери Казанскую из Ярославского Казанского женского монастыря в Романов-Борисоглебск.

13. Старооборядческую церковь Тихона Армафутского пришлось поискать. Она находится в глубине города на улице Уклейнской (ныне ул. Толбухина). Эта улица является городской части дороги, связывающей Рыбинск и Ярославль по левому берегу Волги. Пока искал храм, был разоблачён местным жителем. как американский шпион. В эту часть города туристы с большими фотоаппаратами редко заходят.


Храм построен позже всех других романовских храмов, уже когда в 1905-м вышел царский указ об укреплении начал веротерпимости и раскольников стали называть старообрядцами и разрешили им строить свои церкви. В XIX веке Романов - Борисоглебск и его уезд по количеству старообрядцев занимал первое место после Ярославля и уезда. Автор проекта архитектор М. Баренкин.
    Храм был возведен в 1914 году на личные средства старообрядцев города Романова-Борисоглебска, в числе которых были известные местные купеческие фамилии. Храм одноэтажный, но светлый, с большими окнами. Построен в русском стиле, не оштукатурен, с шатровой колокольней. Вход в храм через арку под колокольней.
    В 1936-м году Свято-Тихоновская церковь была закрыта, и в ней длительное время находился тутаевский архив, поэтому здание сохранилось в хорошем состоянии до наших дней.

14. Покровская церковь на одноимённой площади.


Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1654-м, это один из наиболее древних храмов. Расположен на северной окраине Романовской стороны. Храм великолепно просматривается со стороны нескольких улиц. Необычное сочетание стройной шатровой колокольни, украшенной муравлеными изразцами, с приземистым скромным храмом, имеющим толстые стены и мощные внутренние столпы, как бы предназначенные для тяжести еще одного этажа, породило у любителей старины различные версии об истории строительства храма. Однако доподлинно известно только то, что Покровский храм стоит на территории бывшего Новопокровского мужского монастыря, упоминаемого в документах XVII-XVII веков. Он оставил свой след и в общероссийской истории. Придел по имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится в помещении храма у северной стороны и отделен от основного объема двухъярусным иконостасом.

15.


В XVII столетии в храме, возможно, еще деревянном, был престол во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. У стен монастыря располагались торговые лавки, устраивались ярмарки в Троицын день. Традиция устраивать ярмарки в выходные дни сохранялась до начала 70-х годов ХХ века.
    Особо почитаемым образом Покровского храма является икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума». Она написана на холсте и является двухсторонней: на тыльной стороне написан образ Спасителя. Об истории чудотворной иконы существует сказание: Один благочестивый человек, занимавшийся писанием икон, душевно заболел. Когда сознание возвращалось к нему, он молился Пресвятой Деве, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве человеку последовало видение Богородицы, которая заповедала ему написать образ в том виде, как Она ему явилась, и обещала, что если он исполнит это, то будет здоров. Таким образом, эта икона и написана художником во время возвращения у него сознания и названа им «Прибавление ума». Самим царем Михаилом Федоровичем храму была подарена икона святого великомученика Федора и преподобного Михаила Малеина - соименных святых царя и его отца Федора (Патриарха Филарета). Небольшая закрытая паперть Покровского храма расписана в первой половине XVIII века.
    В XX веке храм большими стараниями прихожан избежал закрытия и поэтому превратился в своеобразный оазис, где были спасены, а затем вернулись храмам многочисленные древние иконы, составляющие наше бесценное культурное наследие. Покровская церковь не закрывалась ни на один день.

16. Храм Троицы Живоначальной, что на погосте, находится на северо-западной окраине Романовской стороны. До самого храма я не дошёл, снимал его через овраг.


Построена церковь по благословению Преосвященного Самуила, Архиепископа Ростовского в 1783 году. Погост изначально был местом торговли и ярмарок, куда съезжались «гости» из дальних селений. Вокруг храма, построенного на погосте, вскоре начинали хоронить, и название погост стало ассоциироваться с кладбищем.
    Троицкий храм построен по типу «корабля»: вход в него - под колокольней, затем по одной оси (запад-восток) находятся низкая церковь, летняя, более высокая, и алтарь. В храме были престолы во имя Святой Троицы, пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца. Он оставался действующим до 1936 года. Храм отличался богатством убранства, хорошими иконами и фресками, был светлым из-за множества окон.
    Долгие годы храм Святой Троицы занимали зерносклады, и только в начале 90-х годов XX века он возвращен Церкви в полуразрушенном состоянии. На месте погоста был разбит парк. Рядом с церковью - захоронение святого мученика Михаила Белороссова, отдавшего свою жизнь за Православную веру в годы жесточайших гонений на Церковь в 1920 году, и обретенное совсем недавно по воспоминаниям родственников, чтивших память своего предка и в советское время. Помощь Божия по молитвам священномученика Михаила подается всем нуждающимся, кто обращается к нему за заступничеством.

17. В начале 90-х годов храм понемногу начали реставрировать. В 2004 году на средства благодетелей началось активное восстановление церкви, а 10 октября архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом был освящен купольный крест. С сентября 2006 года в Троицком храме начались богослужения.


18. Спасо-Архангельский храм на Архангельской улице хорошо виден с правого берега Волги.


Этот храм, как и большинство романовских храмов, стоит на месте бывших деревянных, уничтоженных пожарами. Благословение на строительство каменного храма было дано в 1746 году. 30 декабря 1751 года нижний храм освятили в честь Рождества Христова и Архангела Михаила. Верхний, летний храм был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери только в 1770 году.

19.


Почти сто лет Архангельский храм имел православный приход. Население Романова со времени раскола - трагедии в истории Русской церкви - было в большинстве своем старообрядцы, которые делились на поповцев и беспоповцев, но своей церкви они не имели. В 1854 году по просьбе романово-борисоглебских староверов, ради примирения, была разрешена постройка единоверческого деревянного храма в честь мученика Никифора. А в 1855 году, к утверждению в вере и преспеянию в любви, мире и единении со Святою, Соборною и Апостольскою Церковью по благословению Святейшего Синода им безвозмездно была передана одна из красивейших церквей города - Архангельская. В нижнем её храме был освящен придел в честь Спаса Всемилостивого. С той поры храм стал именоваться Спасо-Архангельским. Несмотря на то, что Архангельский придел упразднили из-за тесноты в 1883 году, это название до сих пор живет в народной памяти.

20.


Спасо-Архангельский храм - стройный, двухэтажный, с пристроенной с запада колокольней. В XIX веке звон одиннадцати колоколов разливался по окрестным холмам. Никифоровский храм в 1872 году был упразднен, и все церковное имущество и святыни были перенесены в Спасо-Архангельскую церковь. Особенно почиталась икона Всемилостивого Спаса, шириной в 3 аршина, высотой в 4 аршина с четвертью. Современники отмечали, что он почитался как чудотворный, был обильно обвешен подвесками и очень напоминал образ Спас из Воскресенского собора (эта чудотворная икона шириной 2 аршина 12 вершков и высотой 4 аршина 2 вершка). Святыня эта из Вологодского Прилуцкого монастыря, как говорит предание, приобретена в XVII веке купцом Ждановым, а затем передана в Спасо-Архангельский храм. Это был самый многочисленный и богатый храм после Воскресенского собора.
    В 30-е годы храм был закрыт. Судьба его святынь неизвестна, по-видимому, большинство из них для нас утрачены. В храме совершаются богослужения в престольные праздники. Во время крестного хода по романовской стороне с чудотворной иконой Спасителя из Воскресенского собора у Архангельского храма происходит длительная остановка для отдыха и трапезы паломников.

21. Крестовоздвиженский собор на Крестовоздвиженской улице.


22. Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня был возведен в 1658 году под защитой древних валов.


Проявление особой заботы царской фамилии Романовых о храме отмечалось в церковных записях, хранившихся в нем еще в XIX веке: Царь Михаил Федорович в Романовскую Крестовоздвиженскую деревянную соборную церковь пожертвовал икону Тихвинской Божией Матери, а царь Алексей Михайлович на устроение нового каменного храма дал 100 рублей.
    Первоначально соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены крепости. Высокий земляной вал с двух сторон, крутые берега Волги и прилегающего оврага, два надвратных и четыре угловых башни составляли мощь крепости, защищая собор, поэтому он выдержал за свою историю не одну осаду различного рода «добытчиков» чужих богатств. В XVI веке деревянное здание сменяет каменный четырехстолпный собор. Крестовокупольный, четырехстолпный, с пятью алтарными апсидами храм увенчан мощным пятиглавием. В южном алтарном полукружии освящен придел в честь Смоленской иконы Божией матери, в северном - устроен теплый придел, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы. Собор окружен галереей, изрядно перестроенной в XIXвеке. Крепка, под стать собору шатровая колокольня с одним ярусом слухов примыкает к нему с северо-западного угла; когда-то на ней было восемь колоколов.

23.


24. Апсиды.


25. Зайдём внутрь.


До закрытия в соборе находилось большое количество древних икон, среди них и особо почитаемые - чудотворная Тихвинская икона Пресвятой богородицы (та, которую подарил царь Михаил Федорович), Свеская икона Богородицы (перед которой молились об исцелении от пьянства), образ Страстей Господних с 72-мя частицами неизвестных святых, подаренный дворянкой Зацепиной. К середине XIX века собор сильно обветшал. Восстанавливали его в это время на средства, пожертвованные столичным и местным купечеством, а также простыми мирянами.

26. От пятиярусного иконостаса XVII века до наших дней сохранился лишь каркас.


Стенопись храма изумительна. Фрески, созданные в в два этапа в 1650-м и 1676 году, не уступают по мастерству исполнения стенописи Воскресенского собора, но, к сожалению, находятся в худшем - остро-аварийном состоянии. Росписи на галерее отражают ветхозаветную историю: сотворение мира, жизнь прародителей, историю пророка Ионы и многие другие библейские сюжеты, а также - картину грядущего Страшного Суда. В самом храме на южной стене изображены Страсти Христовы и древо Иессеево, на северной - история обретения Креста, обращение Савла, на западной - Апокалипсис и семь Вселенских соборов. На столпах в числе многих изображений святых мучеников и преподобных имеется образ князя Романа Угличского.
    В 1650-е была расписана паперть костромской бригадой под руководством Василия Ильина и с участием Гурия Никитина Кинешемцева и Сергием Никитиным. В 1676-м Уже Гурий Никитин руководил бригадой костромичей и ярославцев.

27.


28.


29.


30.


31.


Сейчас в храме высокая влажность из-за отсутствия гидроизоляции и деформации фундамента. В 2008-м были проведены первые работы по укреплению настенных росписей. В 2012-м создан благотворительный фонд имени Гурия Никитина, собираются средства для спасения храма.

32. Храм в честь Вознесения Господня, за которым закрепилось название Леонтиевской церкви, находится на юго-восточной окраине города на улице Леонтьевской. Когда-то здесь, на посаде, ближе к Волге, стоял деревянный храм Леонтия Ростовского, потому и местность эта издавна называется «Леонтьевка».


В 1743 году сгорела холодная деревянная Вознесенская церковь, а теплая, возобновленная после пожара, с приделом Параскевы Пятницы, простояла до постройки нового каменного храма и затем была разобрана. Каменный пятиглавый храм возвели в 1795 году стараниями романовского купца Григория Сырейщикова с прихожанами. Была освящена только нижняя, теплая церковь (главный престол - в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и придел - во имя великомученицы Параскевы). Верхний храм (летний) достраивался в течение двадцати лет и только в 1815 году, после отделки, был освящен Вознесенский престол.
    Романовские купцы, как известно, были щедрыми жертвователями на благоукрашение храмов. Настенная летопись сообщает о том, что стараниями и средствами местного старосты Романо-Борисоглебского купца Михаила Сергеевича Новикова, в память 18-летняго служения его родителя Сергея Михайловича Новикова в звании церковного старосты был устроен и освящен в верхнем храме в 1880 году придел во имя святителя Леонтия Ростовского и Преподобного Сергия Радонежского.
    В церкви находилось множество древних икон. Романовское население особо почитало образ великомученицы Параскевы Пятницы, по молитве у которого люди исцелялись от глазных болезней. В 1609 году, во время разорения города польско-литовскими отрядами, дерзкие похитители иконы были поражены слепотой и не смогли вынести образ из храма.
    Некоторые святыни Вознесенской церкви сохранились до нашего времени. Так, напрестольное Евангелие с изображенными на окладе Святителем Леонтием Ростовским и Преподобным Сергием Радонежским, храмовая икона тех же святых, образ Николы Можайского находятся в других храмах города.
    В 1941 году был арестован, а затем расстрелян настоятель храма иеромонах Николай Воропанов, который почитался верующими как старец. Арестованы были также несколько прихожан, среди которых был Павел Груздев. Павел Груздев всецело отдал жизнь свою Господу; впоследствии он стал почитаемым старцем, которому всевышний дал дар предвидения и возможность исцелять души и тела человеческие. Похоронен всенародно любимый батюшка на Леонтиевском кладбище. Свой земной путь он окончил в сане архимандрита.
    Уцелевшая в безбожной буре 1930-х годов церковь была закрыта в хрущевскую компанию в 1960 году. И лишь в 1989г. возвращена общине. По благословению отца Павла, с Божией помощью и помощью верующих храм был отремонтирован. В нём вновь совершаются службы.

33.


34. Не сохранилась Спасская церковь.


35. Она была построена на том месте, где сейчас стоит памятник Ленину.


Более 300 лет Спасская церковь являлась духовным центром для жителей города и окрестных сел. Источники свидетельствуют, что возводилась церковь трижды. Первоначально это была деревянная церквушка Всемилостивого Спаса, сгоревшая в 1641 году.
    Через несколько лет в Романове и округе началось моровое поветрие, о котором упоминается в летописном сказании: «Лета от сотворения мира 7163 (1654г.) в городе Романове от морового поветрия посадских людей померло 603 человека, опустелых дворов стало тогда 81 двор». Жители усердно молились Богу об избавлении от болезни и обещали поставить церковь в знак благодарности. Болезнь отступила. Та же летопись рассказывает об этом событии: «Лета 7163 (1654г.) 18 октября в Романове построена церковь в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что на площади. Заложена бысть вечером в 3 часу ночи. На утро того числа (церковь) освящена по обещанию всех того града Романова посадских людей и (построена бысть потому), что избавил Господь от морового поветрия».
    Не долго просуществовала эта церковь. Ее постигла та же участь, что и первую: в ночь на 14 ноября 1702 года она сгорела. В 1703 году романовцы заложили третью, каменную церковь Всемилостивого Спаса. В 1704 году церковь освятили. Храм и священники прослужили людям до 1935 года, когда власти вынесли решение о закрытии Спасской церкви. Сохранились фотографии конца XIX - начала XX в.в. этого храма, удачно вписанного в архитектуру площади, а также описание Спасской церкви: «Храм каменный одноэтажный, двухъярусный, с глухим сводчатым перекрытием, покрытым четырехскатной крышей. На храме 5 глав установлены на высоких узких барабанах, на алтаре тоже на высоком узком барабане установлена небольшая главка. Все они увенчаны позолоченными крестами. Крыша храма покрыта железом и покрашена голубой краской, главы украшены блестящими белыми звездами. К храму пристроена трапеза. Колокольня на треть встроена в трапезу, имеет 5 ярусов. 7 колоколов. Вес самого большого колокола 108 пудов 38 фунтов - отлит в 1850 году. Маленький колокол весил 20 фунтов. Храмовая, особо чтимая икона - икона Спасителя. Ее носили для молебствия по домам и во всех крестных ходах».
    Первое десятилетие советской власти для Спасской церкви прошло относительно спокойно. В 1922 году комиссией РИКа из храма были изъяты некоторые церковные ценности, серебряные предметы, иконы. 29 октября 1929 года Техническая комиссия горсовета произвела осмотр здания храма «в целях его сохранения от разрушения». Выявленные дефекты подлежали немедленному устранению. 17 апреля 1930 года церковь получила предписание, запрещающее производить колокольный звон в городе. Храм оставался действующим еще 5 лет. Но власти искали предлоги для его закрытия. Предлог нашли, а инициаторами закрытия и уничтожения Спасского храма выступили местные пожарные. В конце 1934 года городские власти обратились в вышестоящие органы с просьбой рассмотреть вопрос о ликвидации Спасской церкви.
    Весной 1935 года Тутаевский горсовет получил Постановление президиума облисполкома Ивановской Промышленной области № 1560 от 31 декабря 1934 года «О закрытии и сносе Спасской церкви в городе Тутаеве». Содержание его следующее: «Принимая во внимание, что здание Спасской церкви расположено в центре города и торговой площади в 30 метрах против выездных ворот и посередине выездного пути от пожарного депо препятствует проезду пожарной команды; что остающиеся по обеим сторонам узкие уличные проходы, через которые выезжает пожарная команда, вызывает неизбежность несчастных случаев в моменты скопления в этих местах горожан, в особенности в базарные дни, что здание этой церкви построено более 300 лет назад скрывает от наблюдения важнейшие объекты и жилые постройки, выстроенные позднее этой церкви; что в городе Тутаеве помимо ликвидируемой имеется еще 5 действующих церквей, в которых верующие могут удовлетворить свои религиозные нужды; что по указанным причинам Президиум Тутаевского горсовета вынес постановление о необходимости ликвидации и сноса Спасской церкви - договор с общиной церкви расторгнуть и церковь как молитвенное здание ликвидировать, с предоставлением горсовету права разборки этого здания». Церковное имущество передавали в другие храмы. В 1936 году начали ломать церковь. Сначала разобрали церковную ограду, затем принялись за храм и колокольню. Храм разбирали вручную, получалось больше щебня, чем кирпича, от которого еще долго расчищали площадь.

36. На год раньше Спасской церкви была снесена Воскресенская, стоявшая на нынешней улице Панина. Вот у неё была единственная в городе не шатровая колокольня.


Источник

Ещё из этой поездки:

Корабли на Волге
Водонапорные башни
Рыбинск. Мост
Рыбинск. Заволжье
Рыбинск. Полиграф
Рыбинск. Конструктивизм
Рыбинск. Вокруг ГЭС
Рыбинск. Новый центр и Сатурн
Рыбинск - маленькая Европка
Рыбинск. Вокруг вокзала
Рыбинск. Храмы
Рыбинск. Старый центр
Калязин. Современные достопримечательности
Калязин. Свистуха
Калязин. Восточная часть
Калязин. Западная часть
Калязин. Колокольня
Село Новое
Большое Село
Углич. Богоявленский монастырь
Углич. Алексеевский и Воскресенский монастыри
Углич. Кирпичные клейма
Углич. Город
Пошехонье
Тутаев. Борисоглебская сторона
Тутаев. Церкви Романовской стороны
Тутаев. Романовская сторона

Тутаев, Волга, церкви, Ярославская область

Previous post Next post
Up