Вырос город Рыбинск из рыбной слободы, что и нашло отражение в названии города. Затем была хлебная эпоха, когда Рыбинск стал крупнейшей перевалочной базой и местом торговли зерном. Окрестные земли житницей назвать сложно, но зато здесь кончался глубоководный участок Волги, по которому доставлялось зерно и многие другие товары из губерний, расположенных ниже по течению в бассейне Волги. Здесь шла перегрузка на баржи меньшего размера, которые можно было провести по мелководьям Верхней Волги, Шексны и далее по системе каналов в Санкт-Петербург. На зерновом заработке сформировался нынешний старый центр города.
С развитием сети железных дорог роль Рыбинска в торговле зерном стала уменьшаться и в 1920-х возник новый вектор развития города - машиностроение. К западу от старого центра возникло производство авиационных двигателей, а вокруг него появились жилые дома и общественные здания. Там же стал формироваться новый центр города с широкими улицами и большой центральной площадью.
Так дореволюционное трёхэтажное здание, бывшее ранее на городской окраине, оказалось эстетической доминантой нового центра.
2. Бывшее коммерческое училище, затем авиационный институт, потом техникум, теперь авиационный колледж. Построено это красивое здание в 1905-м году.
В 1932-м году был создан Рыбинский авиационный институт для подготовки специалистов для авиамоторного завода. С началом войны институт вместе с заводом эвакуировали в Уфу. Сейчас это УМПО (Уфимское моторостроительное производственное объединение) и УГАТУ (Уфимский государственный авиационный технический университет). Из известных выпускников: Павел Соловьёв, автор двигателя ПС-90, генеральный конструктор Пермского КБ, Павел Дерунов - директор Рыбинского моторостроительного завода и целый член Политбюро А.П. Кириленко. Соловьёву и Дерунову установлены памятники в Рыбинске, мы их ещё увидим. Сейчас колледж носит имя Павла Соловьёва.
3. Здание старое, но посмотрите, в каком состоянии кирпичи! Умели же раньше делать!
Архитектор Альфред Парланд, автор церкви Спаса-на-крови. Инициаторами и учредителями семиклассного училища стали Волжско-Камский коммерческий банк и Рыбинский биржевой комитет. Проект подразумевал здание Ш-образной формы, дворики которого стали прекрасным местом отдыха для студентов во время больших перемен.
4. Общественно-культурный центр рядом с колледжем.
5. Здание интересное, но вот информации о дате постройки и авторе проекта я не нашёл.
6. Оба эти здания находятся на площади Дерунова - самой большой площади города..
7. Там же на площади установлен и памятник Павлу Дерунову. За спиной Дерунова до самой Волги тянется аллея Славы.
8. По бокам постамента разрезанный вдоль стилизованный газотурбинный авиационный двигатель.
9. По этой аллее мы и пройдём. Такая деталь, как большая доля хвойных деревьев в декоративных посадках говорит о том, что Рыбинск уже почти северный город.
10. Бюст генералу Батову, уроженцы Рыбинского уезда.
11. На пяти плитах выбиты имена Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.
12. В конце аллеи стоит обелиск с вечным огнём.
13. Сам обелиск был установлен в 1967-м году, а 10 лет спустя на его вершине был установлен "Авиатор" с пропеллером в руках. Автор Авиатора - Григорий Постников.
14. В 2010-м году было установлено зенитное орудие
15. и самоходная артиллерийская установка ИСУ-152.
16. Продолжается строительство Волжской набережной. Она будет продлена ещё на полтора километра. Это не просто место для прогулок, но и укрепление берега.
17. Дворец спорта "Полёт" с ледовой ареной. Местный хоккейный клуб с одноимённым названием как-то не на слуху. Похоже, что здесь базируется молодёжная команда, дочерняя для ярославского "Локомотива". Про взрослую ничего не слышал.
18. По-моему изначальный вариант здания смотрелся лучше. ДС был построен в 1977-м году.
19. Набережная будет продлена до микрорайона Северный.
20. Вернёмся немного назад, в сторону старого центра. Узнаваемые по узким окнам-бойницами АТС советского времени. Конструктивизм, плавно перетекший в модернизм.
21. "Дядя Вася", он же "Батя", он же командующий ВДВ. Ради интереса полез в Википедию, насчитал там 32 памятника и бюста только в России. И это не считая разных мемориальных плит и досок, которые есть чуть ли не в каждом городе. Если так дальше пойдёт, он обгонит "наше всё". Во всяком случае, в отдельно взятом Рыбинске они сравнялись.
22. Часть квартала на углу нынешних улицы Свободы и проспекта Ленина занимала городская тюрьма. От неё сохранилось четырёхэтажное здание, сейчас здесь педагогический колледж.
Подобный казус я наблюдал в прошлом году в Кунгуре. Там тоже тюрьма стояла на улице Свободы.
23. При тюрьме была церковь Александра Невского. Понятно, что её прихожанами были только сидельцы.
24. В 1955-м году на месте церкви построили жилой дом.
25. Рядом в 1957-м году был построен этот дом. Т.е. уже после начала борьбы с архитектурными излишествами. В угоду этой самой борьбе дом не был оштукатурен.
26. Но квартиры в доме были всё ещё полногабаритными и кое-какие "архитектурные излишества" остались.
27. Здесь селилось городское начальство.
28. Ещё один "номенклатурный" дом на проспекте Ленина. Проект довоенный, дом и строить начали до войны, но достраивали уже после, силами пленных немцев. Первый дом с лифтом в Рыбинске.
29.
30. Про кварталы конструктивистских жилых домов завода я уже рассказывал. По красной линии улицы Рапова их заслоняют сталинки первой половины 1950-х годов.
31. Дворец культуры завода им. Павлова (сейчас Сатурн) введён в 1937-м году. Архитектор А.Я. Корнфельд.
32. Сейчас основой экономики города является машиностроение, а самым крупным предприятием ПАО "ОДК-Сатурн".
В 1916-м году на государственный кредит началось строительство автомобилестроительного завода "Русский Рено". В 1918-м году он был национализирован, зарубежный партнёр покинул этот бизнес, а в одиночку большевики автомобили производить были не в состоянии. Нечто похожее мы наблюдаем и сейчас, причём с тем же самым Рено. Судьба промплощадки решилась в 1924-м году, когда Совнарком приянл решение о передаче завода Авиатресту для организации производства на нём авиационных двигателей. Завод получил название "Государственный авиационный завод № 6.
Первый двигатель был выпущен только в 1928-м году. Это был М-17, производился по лицензии, купленной у БМВ. В 1927-м году завод снова переименовали, он стал государственным авиационным заводом № 26 им. В.Н. Павлова. С 1934-го года начался выпуск двигателя М-100, опять же лицензионного, купленного во Франции "Испано-Сюиза". На заводе было своё КБ, но с самостоятельными разработками у них дела не ладились. Следующий двигатель М-103 - это та же Испано-Сюиза, только модернизированная.
В 1939-м при МАИ было создано КБ-2, в котором сформировался коллектив КБ Рыбинского завода. Тогда заводское КБ возглавлял уже достаточно известный конструктор В.Я. Климов. Под его руководством был создан М-105, но это опять же модернизация, пусть и достаточно глубокая, той же Испано-Сюизы. В начале войны завод, КБ и институт были эвакуированы в Уфу, но когда немцев отогнали от Москвы и обстановка на фронте немного стабилизировалась, производство авиадвигателей в Рыбинске возобновили.
33.
В 1944-м году завод начал выпускать уже отечественный двигатель АШ-62ИР. Но опять же это была разработка не рыбинцев. Двигатель был разработан под руководством Аркадия Швецова в пермском ОКБ-19. Хотя и у него далёким прототипом является американский Wright R-1820-F3. Но можно считать, что с него уже начинается эра производства в Рыбинске пермских двигателей. Этот двигатель, кстати, до сих пор эксплуатируется на АН-2.
Первым самостоятельно разработанным в Рыбинсом КБ-36 стал двигатель М-253К, но дальше опытной серии в 23 штуки он не пошёл. Такая же судьба постигла и первый турбореактивный двигатель ВД-7(РД-7). В итоге предприятие практически стало серийным заводом, выпускающим двигатели разработки других КБ, в частности, различных модификаций двигателя Д-30, разработки опять же пермского КБ под руководством Павла Соловьёва.
34. Памятник Павлу Александровичу Соловьёву. Он закончил Рыбинский авиационный институт, затем уехал Пермь и работал там до конца своих дней.
В 1992-м году предприятие акционировалось и стало называться АООТ "Рыбинские моторы". В 2000-м предприятие было определено как головное по разработке, серийному производству и ремонту судовых газотурбинных двигателей. В Газпроме все газоперекачивающие агрегаты, выпущенные в Рыбинске имеют индекс РМ (Рыбинские моторы) и по классификации относятся именно к судовым. Но в производстве судовых двигателей рыбинский завод существенно уступал украинской Зоре-Машпроекту, расположенной в Николаеве. Когда дело дошло до полного разрыва с Украиной, ремонту николаевских двигателей поручили не Рыбинску, а "Тюменским моторам". По крайней мере для тех, которые работали в Газпроме.
В 1997-м завод возглавил Юрий Ласточкин, о котором я уже упоминал. Он смог присоединить к Рыбинским моторам Волжский машиностроительный завод (сейчас "ОДК-Газовые турбины"), куда впоследствии была передана наземная тематика - газоперекачивающие агрегаты и газотурбинные электростанции. В отношении новых разработок Ласточкин пошёл по китайскому пути - он не стал покупать разработки других КБ, а просто купил главного конструктора - М.Л. Кузьменко. Здесь есть забавный нюанс. В каких-то источниках фамилия пишется с мягким знаком КузЬменко, а в каких-то без него. Путаница эта возникла во многом из-за того, что у Кузьменко-главного есть брат, тоже конструктор, ток вот у того фамилия в паспорте Кузменко. "Здеся всё от меня зависит, сказала паспортистка". Так вот, в Рыбинск на более выгодные условия переехали не только братья, но и часть пермского КБ.
Но это не сильно помогло. Двигатель PowerJet SaM146 для Сухой-Суперджет-100 опять же производится по французской лицензии и не целиком, а только "холодная часть" - вентилятор и ТНД (турбину низкого давления). В 2001-м году Рыбинские моторы были объединены с ОАО "Люлька-Сатурн". КБ Люльки находится в Москве, в районе платформы Яуза. Сменилось и название. Теперь объединённое предприятие стало называться НПО "Сатурн". В 2008-м году Сатурн, как и многие другие предприятия загнали в госкорпорацию - ОДК (объёдинённая двигателестроительная корпорация). В Рыбинске планируется производство и нового перспективного двигателя ПД-14, разработанного опять же пермяками.
Ещё завод известен производство снегоходов. Первые снегоходы "Буран" вышли на испытания в 1971-м году, а в 1972-м началось их серийное производство. Кто знает, Буран - это такая рабочая лошадка. До больших скоростей на нём не разгонишься, но проходимость хорошая и можно починить своими силами. казалось бы - вот оно, родное, советское, колхозное. Но нет, оказывается и буран был "слизан" с канадских Бомбардье, три выставочных экземпляра которых были удачно куплены в 1970-м году на выставке в Москве.
В 2011-м году ОДК выделила производство наземных агрегатов в отдельную структуру "ОДК-Газовые турбины". Выделилось и производство снегоходов, теперь это АО "Русская механика".
35. Прежде чем закончить рассказ, пройдёмся немного по аллейке возле проходной Сатурна.
Это странное сооружение называется монумент "Эра космоса".
36. Автор конечно нафантазировал...
37. Памятник уроженцу села Васильевское, которое теперь входит в городскую черту, генерал-лейтенанту Ф.М. Харитонову. Скульптор М.Г. Манизер
Ещё из этой поездки:
Корабли на Волге Водонапорные башни Рыбинск. Мост Рыбинск. Заволжье Рыбинск. Полиграф Рыбинск. Конструктивизм Рыбинск. Вокруг ГЭСРыбинск. Новый центр и Сатурн
Рыбинск. Вокруг вокзала
Рыбинск. Храмы
Рыбинск. Старый центр (2 части)
Калязин. Современные достопримечательности Калязин. СвистухаКалязин. Восточная часть
Калязин. Западная часть
Калязин. Колокольня
Село НовоеБольшое Село
Углич. Богоявленский монастырьУглич. Алексеевский и Воскресенский монастыри.
Углич. Кирпичные клеймаУглич. Город
Пошехонье
Тутаев. Борисоглебск
Тутаев. Романов (2 части)