Шевеления по поводу трамвая в Перми начались ещё в 1908-м. В 1911-м Городская дума приняла решение трамваю - быть! Но слишком долго раскачивались, началась Первая мировая, потом революции. Не до трамваев стало. В 1927-м к вопросу трамваизации города вернулись, но решение подписывала уже не дума, а совет. В 1929-м году движение торжественно открыли. Как и полагается, к празднику, к 7 ноября. Первая линия сразу оказалась междугородной, так как соединила два города - Молотово и Пермь. Впоследствии Молотово вошло в состав Перми на правах района, а затем вернуло и историческое название Мотовилиха. Но в 1940-м уже Пермь стала Молотовым. После войны с дальнейшим развитием трамвайной сети появилась потребность в расширении депо. В Разгуляе расширяться было некуда, были построены два новых - "Красный Октябрь" и "Балатово", а затем и вагоноремонтный завод. С закрытием ВРЗ ремонтом занялся "Красный Октябрь", на линию выпускает только депо в Балатово.
Трамвай КТМ-1 на стоянке возле офиса ПермГорЭлектроТранс
2. Там стоит ещё и троллейбус, но их в прошлом году ликвидировали, сами машины передали в Березники. Интересно, что в Иваново картина ровно противоположная.
3. В 1916-м году в Разгуляе успели построить трамвайное депо.
4.
Максимальное развитие трамвайная сеть получила в 1970-е годы, количество маршрутов достигло 15-ти. Был даже маршрут на правый берег Камы (№ 13), на нём люди ездили за грибами. Был скоростной маршрут в южную промзону (№ 14). К сожалению в начале 1990-х оба маршрута ликвидировали, пути разобрали. Во второй половине 1970-х, когда я частенько на трамваях ездил, весь парк состоял из красно-белых усть-катавских КТМ-5.
5. Но и на КТМ-2 успел немного поездить.
6. В Разгуляе есть разворотное кольцо, а вот депо уже очень давно по прямому назначению не используется.
7. Маршрут № 7. Усть-катавский 71-619 (КТМ-19) возле дома купца Михайлова на улице Ленина. На борту местный слоган про "Счастье не за горами".
8. Такой же, но маршрут № 5. Идёт по улице Куйбышева в районе пересечения с Чкалова.
9. Ещё одна семёрка на улице Ленина возле Рождество-Богородицкой церкви. Рассматривая фотографии, с восторгом обнаружил, что галстуки у вагоновожатых под цвет кузова. Здесь оранжевый, а на предыдущем фото малиновый.
10. КТМ-19 возле здания Пермэнерго на улице Революции.
11. Усть-катавский 71-623 (КТМ-23) возле дома № 27 по улице Горького Маршрут № 8. Вообще должен идти до Висима, но в связи с перекладкой путей в Мотовилихе идёт до Ярмарки.
12. Их в Перми ходит больше остальных, 44 из 162-х
13. Встреча КТМ-19 и КТМ-23 на улице Революции.
14. "Разгул" - это всё тот же Разгуляй.
15. 71-911ЕМ Львёнок. Пермь стала первым городом, где он начал эксплуатироваться.
16. Львёнок на улице Революции. Раньше здесь трамвайного движения не было, а теперь улица стала одной из самых оживлённых магистралей. Её расширили и проложили пути.
17. Львёнок поворачивает с Куйбышева на Петропавловскую. Скорее всего маршрут № 7.
18. Белорусский AKSM-60102. Трамвай маршрута № 5 развернулся на кольце на Бахаревке и сейчас пойдёт в сторону Перми-2.
19. КТМ-5 на улице Ленина. До сих пор их числится 28 штук.
Если Вики не врёт, в Перми числится 10 моделей, правда Лев и КТМ-8 всего по одному. Я зафиксировал 5, как раз они самые массовые в парке. В планах было у меня прокатиться, вернуться в центр из Мотовилихи на трамвае, ибо не ездил на них уже много лет. Но там идёт перекладка путей, пришлось ехать на автобусе.
А в городском генплане достаточно грандиозные планы по расширению трамвайной сети:
- по ул. Куйбышева от ул. Ленина до ул. Революции;
- по ул. Революции от ул. Максима Горького до бульвара Гагарина (в том числе на мостовом переходе через реку Егошиху);
- по ул. Крисанова от ул. Петропавловской до ул. Пушкина, далее по ул. Пушкина до ул. Борчанинова;
- на соединении шоссе Космонавтов с ул. Пушкина (в том числе на мостовом переходе через реку Данилиху);
- в микрорайон Владимирский, по ул. Краснополянская от ул. Героев Хасана до ул. Загарьинской;
- в микрорайон Крохалева, по ул. Солдатова - ул. Гусарова - ул. Гатауллина;
- в микрорайон Садовый, по ул. Макаренко - ул. Уинской - ул. Юрша - ул. Аркадия Гайдара - ул. Ушинского
Можно только пожелать удачи в осуществлении этих планов.
20. Основную массу пассажиров в городе перевозят всё-таки автобусы. Я крайне редко езжу на автобусах, а тут целых три раза прокатился. Автобусы все на газу, достаточно свежие, в одинаковом раскрасе, кондиционеры работали во всех трёх случаях. В основном МАЗы и ЛиАЗы, но есть и Волгабусы. Проезд стоит всего 24 рубля по банковской карте или 26 наличкой. Да ещё и пересадка на другой маршрут бесплатная если картой платил. После этого осознаёшь, что в Москве и Подмосковье цены явно завышены.
И, кстати, Пермь в 2021-м году поднялась на второе место в стране в
рейтинге качества общественного транспорта. На первом остался Екатеринбург, но там трамваи намного старше.
Другие отчёты об этой поездке:
Село Калинино Водонапорные башни Грибочки-масляточки Белогорский монастырь Хохловка, часть 1 Хохловка, часть 2 Прогулки по Перми. Гайва, КамГЭС, Бахаревка Пермские храмы и монастыри Прогулки по Перми, часть 2Пермский трамвай
Кунгур в двух частях
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм в 2-3 частях
Пермь, завод им. Шпагина
Прогулки по Перми