Решение о создании музея деревянного зодчества было принято Пермским облисполкомом в апреле 1969 года. Инициатором выступил пермский архитектор Александр Терехин. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило эскизный проект его генерального плана (авторы Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторович и А.С. Терехин). Цели преследовались благие - познакомить жителей Прикамья, и не только их, с образцами деревянной архитектуры области. Многие здания, стоящие сейчас на хохловском холме, раньше находились в местах, удалённых от цивилизации, к тому же были разбросаны на большой площади. К тому же в условиях квалифицированного ухода проще продлить им жизнь. Примерно в то же время создавался аналогичный музей в Нижней Синячихе.
Решение было принято, экспонаты намечены, осталось выбрать место для музея. Оно должно было быть живописным и находиться недалеко от областного центра. И такое место было найдено на берегу Камы, на полуострове, образованном заливами реки Хохловка и безымянного ручья. От крайней северной точки правобережной части Перми по прямой всего 10 км. Но Пермь - город сильно вытянутый вдоль Камы, и от автовокзала, откуда ходит автобус в Хохловку езды получится около двух часов. И очень жаль, что большинство экспонатов музея не видно с Камы. Склон холма, обращённый к реке, покрыт лесом.
Экспозиция разбита на несколько тем, как по географическому принципу, так и по назначению построек. Есть коми-пермяцкая зона, есть северное Прикамье, есть южное. Церкви, жилые дома с хозяйственными постройками, здания сельскохозяйственного назначения, охотничьи постройки и целая соледобывающая промзона. Куда-то можно зайти внутрь, там представлена домашняя утварь, кое-какие росписи. Но в большинстве своём здания закрыты для посещения, во многих идёт вялотекущая и не очень качественная реставрация.
2. Спасо-Преображенская церковь была построена в селе Янидор Чердынского района в 1702-м году. Действовала по назначению до 1939-го года, потом использовалась под зернохранилище.
3. Интерьеры не сохранились, остались только три пристенные скамьи с резьбой. Внутрь не попасть.
4.
5. Сейчас идёт очередная реставрация. Барабан с главкой, покрытые осиновым лемехом, вроде уже закончили, но он явно заваливается.
6. Спасская сторожевая башня - один из первых экспонатов музея, перевезена в 1972-м году из села Торговище Суксунского района. А это противоположный от Чердыни край области.
Башня представляла собой остаток Торговижского острожка, построенного в 1664-м году для защиты Кунгура от нападений с юга. Некогда на ней дежурил дозорный. Острожок представлял собой деревянную крепость, имевшую, по разным данным, от 5 до 8 башен, соединенных забором. В 1671 и 1708 годах крепость благополучно выдерживала осады.
Башню оставили как исторический памятник. Сам острог был разобран еще в конце ХVIII века, поскольку утратил свое значение и пришел в ветхость. В память избавления от башкирских набегов ежегодно 1 августа в башне устраивались молебны.
7.
8. Ещё одна церковь - Богородицкая. Самая старая постройка музея. Была построена в 1694-м году в селе Тохтарёво Суксунского района. Стоит на высоком подклете. Тохтарёво стоит на берегу Сылвы, возможно, подклет - защита от подтопления.
9. Службы проходили до 1937-го года, потом в ней была школа. Перевезена в Хохловку в 1971-м году. Стоит на самой высокой точке холма, но скрыта деревьями.
10. Колокольня была построена в 1781-м году в селе Сыра Суксунского района в паре со Свято-Троицкой церковью, которая не сохранилась.
Колокольня представляет собой восьмигранный сруб, рубленный способом «в лапу». Восьмерик основания перерастает в площадку звона с большими пролетами арок, обрамленных резными полицами. Сверху постройку венчает большой островерхий шатер. Колокола размещались на высоте под открытыми аркадами. Барабан и луковичная главка шатра покрыты деревянной черепицей.
11. Высота колокольни 30 метров.
12.
13. Пожарное депо построено в 1906-м году в соседней с Хохловкой деревне Скобелевка. На крыше депо установлена смотровая башня высотой 13 метров. Со смотровой вышки круглые сутки озирали окрестности на предмет наличия пожаров. Если появлялся дым, то били тревогу, и пожарные спешили тушить огонь. В прошлые века пожары были страшным бедствием для населенных пунктов. Здесь же конюшня и помещение для дежурных.
14. Здесь можно войти внутрь.
15. Внутри представлен пожарный инвентарь, в том несколько обозов. На одном стоит бочка для воды.
16. Можно увидеть и насосы для воды фирмы "Сонин Пермь".
17. Охотничье становье. Избушка.
18. Лабаз-чамья на одном столбе. На схеме нарисован ещё один лабаз на двух столбах, но мы его не нашли.
19. Навес с очагом. Жерди служат не только защитой от ветра и осадков, но ещё и экраном. отражающим и направляющим на охотника тепло костра.
Перейдём к жилому сектору.
20. Дом коми-пермяцкого крестьянина Кудымова. Перевезён из деревни Яшкино Юсьвинского района Коми-Пермяцкого округа. Фамилия владельца перекликается с названием столицы округа. Кудымов - Кудымкар. "Кар" в переводе с зырянского на русский - город. Кудымкар - город Кудымовых?
21. Дом построен в середине 19-го века. Но в процессе достраивался - была сделана летняя пристройка, затем перпендикулярно поставлен крытый двор. Сперва изба топилась по-чёрному, но затем была поставлена глинобитная печь.
22. Стропила заодно держат и водосточные желоба.
23. Исходный материал выглядел как-то так.
24. Транспортное средство.
25. Усадьба Баяндиных-Боталовых. Владелец - зажиточные крестьяне из деревни Дмитриево Юсьвинской волости. Был у меня один знакомый коми-пермяк по фамилии Баяндин. Давно это было, но без содрогания не вспомнишь...
Усадьба состоит из двухэтажного дома, рубленного в обло, и крытого двора с хозяйственными постройками. На первом этаже дома расположены теплая изба с русской печью, клеть для хранения муки и зерна и торговая лавка. На втором этаже, на который ведёт высокое крыльцо с крытой лестницей, располагались два жилых помещения с голландской и русской печами, а также клеть. Во дворе располагались конюшня, сеновал, хлев. Тут же стояли телега и сани - главное средство передвижения. В отдельной избушке на огороде находилась синильная мастерская, где хозяин окрашивал домотканые холсты - это был еще один его заработок помимо торговли.
26.
27.
28. Изготовление льняной ткани - процесс непростой и трудоёмкий, особенно если учесть, что делалось всё вручную.
29.
30. А это уже северное Прикамье, усадьба Ф.Ф. Васильевой из деревни Гадья Чердынского района. Построена в 1880-х годах зажиточным крестьянином Тимофеем Чагиным. Впоследствии отошла Васильевой.
31. Своего рода "распашонка". Вход через сени в две одинаковые избы по бокам. В обеих были русские печки.
32. В правой избе сохранилась домовая роспись, характерная для Северного Прикамья. Домовая роспись получила распространение во второй половине XIX века. Она была по карману лишь состоятельным хозяевам, которые украшали росписью самые видные места интерьера. Самым распространенным мотивом была композиция цветущего дерева - дерева жизни - с сидящими на нем птицами. Это был своего рода оберег. Здесь же коллекция прялок.
33. Припечная доска тоже расписана.
34. "Чайничек" ведра на полтора.
35. Крыта изба тёсом, но его довели до такого состояния, что во многих местах вода течёт по стенам. Дождь кончился как раз когда мы приехали в Хохловку и потёки были хорошо заметны.
Про солепромышленный и сельскохозяйственный комплексы я расскажу в следующий раз.
Другие отчёты об этой поездке:
Село Калинино Водонапорные башни Грибочки-масляточки Белогорский монастырьХохловка, часть 1
Хохловка, часть 2
Кунгур в двух частях
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм в 2-3 частях
Пермские храмы
Пермский трамвай
Пермь, завод им. Шпагина
Прогулки по Перми 3-4 части