Белогорский монастырь

Aug 08, 2021 15:00

    Белогорский монастырь расположен примерно в 50-ти километрах от трассы Пермь - Екатеринбург в 100 км от краевого центра. Полное название - Николаевский Белогорский миссионерский общежительный монастырь 2-го класса. Есть версия, что строился он для обращения пермских староверов в "истинное православие", оттого и слово "миссионерский" в его названии. Дорога до монастыря на всём своём протяжении весьма хорошего качества.
    Стоит монастырь на Белой горе. Когда ехали, предполагали, что название "Белая" гора получила от выходящих на поверхность известняков, которыми богато Предуралье.  Но при осмотре склонов таковых обнаружено не было. Уже после поездки прочитал, что название дано из-за большого количества снега на горе, который не тает до начала мая. Но здесь и не на горе снега выпадает достаточно много, и лежит он долго.




«Случилось мне быть по делам миссии в 1890 году в заводе Бымовском. По окончании миссионерских собеседований со старообрядцами в квартиру мою, в доме единоверческого священника отца Петра Сарафанова, нарочито для свидания со мной прибыли два священника из Юго-Кнауфского завода, церковный староста и местный народный учитель. При разговоре о Белой горе они возбудили во мне сильнейшее желание лично посмотреть ее…» - вспоминал отец Стефан Луканин свое первое знакомство с Белой горой. После услышанного, «в порыве восторга» и не смотря на позднее время, все собрались и отправились за 12 верст на Белую гору… На гору прибыли лишь к рассвету… Это было в три часа поутру 9 июня 1890 года. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе поставили небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители.

2.


Через год, 29 апреля 1891 года, в память чудесного избавления наследника Российского престола Цесаревича Николая от опасности в Японии, на Белой горе был воздвигнут первый семисаженный крест, прозванный в народе Царским, а 16 июня этого же года, в неделю Всех Святых, протоиерей Стефан Луканин освятил восьмиконечный, опаянный белой жестью, крест. Весной следующего года на Белую гору был принесен, дарованный преосвященнейшим Владимиром, епископом Пермским и Соликамским, образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского. 18 июня 1893 года было освящено место для закладки храма на Белой горе в память чудесного спасения жизни Цесаревича Николая Александровича, Наследника Российского престола.
    В феврале 1894 года закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. Торжество сопровождалось уникальным действом - освящением пяти тысяч хлебов - в воспоминание описанного в Евангелии насыщении пяти тысяч человек и в предсказание широчайшей благотворительности будущей обители. В ноябре 1897-го года храм сгорел. Вообще история монастыря - это череда бедствий и несчастий как природного, так и человеческого происхождения.
12 июня 1894 года освящена закладка Иверского (верхнего, летнего) храма. Сооружение храма велось быстрыми темпами. Уже 30 мая 1895 года на Иверский храм были водружены золоченые кресты, пожертвованные кунгурским купцом Ф.Т. Шишигиным. К началу лета 1895 года постройка храма была закончена и 29 июня, при многотысячном стечении народа, епископ Пермский Петр торжественно освятил главный храм обители в честь Иверской иконы Божией Матери. Красивая галерея окружала Иверский храм со всех сторон - на ней могли разместиться до 1,5 тысяч богомольцев, не попавших в храм из-за многолюдности.

3. Иверский храм также был утрачен, от него остался один только фундамент.


4. В пределах фундамента установлен макет церкви, планируется её восстановление.


5. Два таких разных по стилю, храмы прекрасно дополняли друг друга.


23 апреля 1901 года сильная буря снесла «Царский крест». Символ Белогорского монастыря был восстановлен в сентябре. Средства на восстановление Царского креста пожертвовал купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря. На краю горы, рядом с Иверским храмом был установлен золоченный металлический крест с художественным изображением Распятия. Крест простоял до 1918 года.

6. Сейчас стоит не знаю какая по счёту версия креста.


Укомплектовывали монастырь всем миром:
колокола привезли из Москвы
«Живоносный источник» - дар жителей города Перми
Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII века), дар архимандрита Павла от первопрестольного града Москвы.
16 сентября 1897 года на Белую гору прибыл крестный ход. В дар новой обители из Москвы и Санкт-Петербурга доставлены пять святых икон:
от высокопреосвященнейшего Палладия, митрополита Санкт-Петербургского - Казанский образ Божией Матери,
от высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского - образ преподобного Сергия Радонежского,
от высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Финляндского - образ иконы Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря,
от преосвященного Иоанна, епископа Нарвского - образ святого благоверного князя Александра Невского,
от настоятеля Крондштадского Андреевского собора, протоиерея Иоанна Сергеева - образ Божией Матери «Скоропослушница».
В августе 1898 года Белогорскую обитель посетил Пермский губернатор Дмитрий Гаврилович Арсеньев. Со святой Афонской горы в монастырь доставлен Иверский образ Божией Матери «Вратарница».
В 1907 году в монастырь доставлена серебряная рака с частицами святых мощей угодников Божиих: Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, священномучеников Харлампия и Григория Армейского, архидиакона Стефана, святого Модеста, патриарха иерусалимского, великомучеников: Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона, Димитрия Солунского, Евстратия, Мины, Артемия, бессребреников Косьмы и Домиана, преподобномучеников: Ефимия, Игнатия и Акакия, новых афонских чудотворцев и части Святого Животворящего Креста Господня, дарованная Вселенским патриархом и афонскими старцами.

7. В 1893-м году старообрядец Василий Коноплев, поддавшись на уговоры, прошёл таинство святого миропомазания, присоединился к "истинному" православию, а в ноябре он стал послушником Пермского Архиерейского дома. 6 ноября 1893 года Василий Коноплев пострижен епископом Петром в монахи и наречен иноческим именем Варлаам и в тот же день  рукоположен в иеромонахи и назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой горе. Стремительная карьера. Не знаю, что о нём подумали живущие вокруг старообрядцы.


8. В 1894-м году началось строительство двухэтажного корпуса для братии.


В том же году были оборудованы столярная и слесарная мастерские, открыта школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только грамоте, церковному пению, но и различным ремеслам. На Белой горе получили воспитание всего 25 сирот. Школа просуществовала до 1917-го года.

9. В 1897-м построен второй братский корпус.


24 июня 1902 года возведен в сан игумена отец Варлаам. В этот же день состоялся большой праздник - торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского), с пределами при нем: во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Освящение провел епископ Пермский и Соликамский Иоанн.

10.


Сооружение храма продолжалось 15 лет, строительством руководил инженер Е.И. Артемов. Главным поставщиком строительных материалов был монастырский кирпичный завод, имевший три печи. Белогорский собор, выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский храм в Киеве: он стал самым красивым и грандиозным храмом Пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму - 3.000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением, пол вымостили метлахской плиткой, на предсоборную площадь положили асфальт. Общая стоимость строительства храма оценивалась в 230 тысяч рублей.

11.


12.


В июне 1917-го соборный Крестовоздвиженский храм был освящен, он стал крупнейшим на Урале. На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в том числе около 2,5 тысяч представителей духовенства. Сам собор вмещал до 8 тысяч человек.
    Храм строился не только на щедрые пожертвования. Монастырь к тому времени стал достаточно мощным предприятием. Согласно отчета монастыря за 1909 год общая численность братии составила 401 человек, во владении было 580 десятин земли. Белогорские насельники наладили значительное сельскохозяйственное производство - хлебопашество и скотоводство, в хозяйстве монастыря было 40 коров. Развивалось огородничество, пчеловодство и рыболовство (монастырь владел 9 прудами). Работали различные ремесленные мастерские, продолжал выпускаться кирпич. В это трудное для страны время, когда шла война, белогорские насельники не только зарабатывали средства на строительство собора, но сами жертвовали на благое дело. 19 марта 1916 года обитель пожертвовала 500 рублей золотыми монетами на нужды Российской армии. Успех обители достигался строгим аскетическим укладом, отказом себе в самом необходимом, кропотливым изнурительным трудом иноков - будь то сельская нива или ремесленная мастерская. Посетивший Белую Гору в 1914 году епископ Пермский и Соликамский Андроник записал в книге почетных посетителей: «Трудом и подвигом создавалась Белогорская обитель. Это да будет ей украшением и силой на многие лета».

13.


14. У монастыря пока нет своей колокольни, вместо неё деревянная звонница.


15.


16. Трапезная и надвратная церковь.


17. В трапезную мы зашли пообедать. Не сказать, что было дёшево и вкусно, но приемлемо.


18. Гостиный двор - лавки и гостиница.


19. Вид с парковки.


20. По всей видимости здесь был ледник.


21.


После октябрьской революции жизнь монастыря круто изменилась. В июне 1918 года был арестован архиепископ Пермский и Соликамский Андроник. 30 июля 1918 года большевики добрались и до Белой Горы. Пригласив якобы на собрание в село Юго-Осокино (ныне Калинино), большевики арестовали архимадрита Варлаама. «Будучи приглашен на Юго-Осокинский завод обманом, был арестован вместе с братским духовником иеромонахом Вячеславом. Отправлен в г. Осу и зверски замученный большевиками брошен в реку Каму». Это случилось 12 августа 1918 года. Отцу Варлааму было 60 лет. После трагической гибели Отца Варлаама к исполнению обязанностей настоятеля монастыря приступил иеромонах Сергий. Однако ему было недолго суждено возглавлять братию монастыря. Большевики объявили по всей стране «красный террор», называя главным оплотом контрреволюции духовенство, монастыри. С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монахов Белогорского монастыря, в том числе и иеромонаха Сергия, которого убили 10 октября 1918 года. 24 февраля 1919 года войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, взяли штурмом Осу. Белая Гора оказалась на территории, освобожденной от большевиков. 4 марта 1919 года Белую гору посетил епископ Пермский и Кунгурский Борис. Ему предстала картина страшного разорения монастыря: 102 насельника были угнаны на окопные работы; в главном алтаре собора осквернили и разворотили престол; осквернили и увезли ковчег с мощами; иконописную мастерскую превратили в театр; разгромили и разграбили монастырскую библиотеку, содержавшую отдел рукописных книг. Та же картина наблюдалась и Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек. Епископ Пермский и Кунгурский Петр назначил исполняющим обязанности настоятеля иеромонаха Иосифа.
   19 мая 1919 года произведено малое (вторичное) освящение соборного храма. На Белую Гору начали возвращаться насельники. К марту 1919 года в Белогорском монастыре числилось 132 насельника, в том числе 35 человек в скиту. Монастырь начал возрождаться. Но сравнительно благополучное время длилось около четырех месяцев. 18 июня 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и всю губернию. В июне 1919 года монастырь опустел. Возродить иноческую жизнь пытались вплоть до 1923 года. Но это не удалось. В марте 1923 года монастырь был закрыт. Деревянные постройки разбирались и перевозились в другие места. Был разобран и перевезен в Юго-Осокино Иверский храм. В 1930 году на Белой горе открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители создан белогорский дом инвалидов (Индом).

22. Соборный был храм превращен в клуб, а на месте где раньше стоял Царский крест был поставлен памятник Ленину.


В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы - дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

23. В 1980-м году пожар уничтожил купола Крестовоздвиженского собора.


24. В таком виде храм простоял до 1992-го года, когда началось его восстановление.


25. В 1902-м году в 5 км от монастыря было освящено место под строительство Серафимо-Алексеевского скита. Официальным днем основания скита считается 19 июля 1903 года. В этот день были торжественно открыты мощи Серафима Саровского. 24 июня 1904 года Епископ Пермский и Соликамский Иоанн заложил, в ските храм в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца. Через год, 22 июня 1905 года, храм был закончен. Храм был освящен Епископом Пермским и Соликамским Никанором и в этот же день епископ рукоположил иеродиакона Серафима в сан иеромонаха. Тот храм, который сейчас в скиту, явно новодельный. (Фото из Викимапии)


26. Впечатляют виды, открывающиеся с Белой горы.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33. Очень красиво там осенью, когда леса приобретают яркие краски. Там растительность отличается от той, которая вокруг Перми. Уже в лесу попадаются липы, вязы, ясени.


34.


Когда мы выехали по направлению монастыря, начался дождь, который лил пока мы не доехали до Калинино. В селе и монастыре погода дала нам побродить нормально, но только мы отъехали от Белой горы, как дождь начался снова и лил до самого нашего приезда в Кунгур.

35. Навстречу нам попался крестный ход человек на 50. Не знаю, откуда уж они шли, но на пути туда мы их не обгоняли.


Источник - официальный сайт Белогорского монастыря.
Старые фотографии с сайта pastvu.com

Путеводитель по монастырям в моём журнале

Другие отчёты об этой поездке:

Село Калинино
Водонапорные башни
Грибочки-масляточки
Белогорский монастырь
Кунгур в двух частях
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм в 2-3 частях
Пермские храмы
Пермский трамвай
Хохловка
Пермь, завод им. Шпагина
Прогулки по Перми 3-4 части

Кунгурский район, Пермский край, монастыри

Previous post Next post
Up