Солепромышленный комплекс хохловского музея - вещь уникальная. Таких сохранилось всего два и оба они являются частями Усть-Боровского солеваренного завода, расположенного вблизи Соликамска. Одну производственную линию перевезли в Хохловку, одну сохранили на месте, теперь это музей "Соль России", остатки других догнивают на территории бывшего завода.
Выварка соли из воды местных солёных источников началась в Прикамье ещё в древности. Первые настоящие солеваренные промыслы появились в Прикамье в начале 15-го века с началом русской колонизации. На этом промысле в 1430-м году вырос целый город - Соль Камская (Соликамск). Солезавод, часть которого мы увидим, был основан в 1878-м году купцом Александром Васильевичем Рязанцевым. Завод проработал 90 лет - с 1882-го по 1972-й.
Производство соли выварочным способом начиналось с бурения скважины. При древних технологиях на бурение одной скважины могло уйти несколько лет. Стальные трубы тогда делать ещё не умели, поэтому в скважину загоняли деревянные. В этом был и свой плюс. Если металл от контакта с солевым раствором быстро корродировал, то дерево, пропитываясь солью, только крепчало. Башня в плане имеет квадратную форму, кверху сужается. Внутри находятся рассолоподъёмные механизмы. Сначала соляной раствор поднимали вёдрами вручную, потом насосами на конной тяге, ближе к концу 19-го века стали применять паровые машины. Техника была дорогая, и башня защищала её от воздействия атмосферных факторов.
Здесь башня расположена в самой высокой точке солепромышленного комплекса, из неё рассол поступал по деревянным трубам в следющие звенья технологической цепочки.
2.
3. Загадочная деревянная труба на внешней стороне стены рассолоподъёмной башни. В неё нет ни входа, ни выхода.
4. Из башни рассол подавался в соляной ларь. Это, пожалуй, самое аутентичное здание музея. Его не смогли разобрать, настолько оно пропиталось солью, и перевозили целиком.
300 метров до воды его везли на катках, кое-где приходилось поддомкрачивать. Всё-таки вес немалый - 100 тонн. В Соликамске пришлось строить специальный причал, там его погрузили на баржу, спустили по Каме. Здесь тоже строили причал и с большими трудностями поднимали на место, где он сейчас стоит.
5. Ларь служил в качестве отстойника и накопителя рассола. Отсюда раствор поступал в варницу.
6. Варница представляет собой прямоугольный сруб, перекрытый четырехскатный крышей с деревянной вытяжной трубой. Внутри была печь, над которой подвешивался огромный металлический противень (чрен или цирен) площадью более 100 кв.м. На него наливали соляной рассол и выпаривали его. Для сушки вываренной соли над циреном устроены деревянные полати.
Ту работу, которую в
Хорватии или стране басков делает солнце, здесь делали люди. Да и добыть рассол из глубокой скважины, которую надо было ещё пробурить, намного сложнее, чем из моря. Большим трудом доставалась соль, потому и была она такая дорогая. А соль нужна была не только щи посолить, но и для сохранения мяса. При отсутствии холодильников и технологии термического консервирования в банках, засолка была единственным способом сохранить мясо.
7. Выпаренная и просушенная в варнице соль засыпалась в кули и поступала в соляной амбар.
8. Соляной амбар стоит на берегу реки. Отличается большими размерами: длина амбара достигает 28 метров, высота 16 метров. Внутри находилось три отделения. Соль загружали сверху - с помоста на крыше. Раньше амбары оборудовали эстакадами, с которых соль грузили на баржи. Бревенчатые клети, на которых стоит амбар, защищали соль от намокания.
9. Таскали кули с солью не только мужчины, но и женщины. Мужской куль был пятипудовым, женский - трёхпудовым. Клали куль на плечи. Соль попадала на шею, затылок и уши. Отсюда и прозвище "пермяк - солёные уши".
Я уже был в этом музее лет примерно 30 назад. В то время доступ внутрь был открыт, можно было посмотреть кое-какое оборудование, стояли кули с солью, можно было попробовать их приподнять. Всё было наглядно и весьма впечатляюще. Не знаю по какой причине, но в этот раз всё было закрыто. А жаль!
10. На противоположном музею берегу залива есть выход скальных пород. Скорее всего это гипс.
11. Берега залива обеспечивают хорошую акустику. Две тётушки в национальных костюмах пели для экскурсантов "долгу протяжну печальну песню". Пели негромко, но слышно их было хорошо даже на приличном расстоянии.
12. Результаты работы волн.
13. А ещё там растут красноголовики.
Перейдём к сельскохозяйственной части нашей прогулки.
14. Ветряная мельница построена в середине XIX века в деревне Шихири Очёрского района. Она принадлежала зажиточному крестьянину Кузьме Рахманову, а затем и его потомкам. В 1931-м году была коллективизирована. Мельница работала до 1966 года в колхозе «Красный боец». Относится к типу шатровых мельниц с неподвижным срубом основания и подвижным оголовьем, которое двигали с помощью специального рычага-хвостовины. Так мельницу подстраивали под направление ветра, чтобы лопасти всегда находились в движении.
15. До революции лопасти обтягивали рогожей, а затем установили фанеру. С горизонтального вала крутящий момент передавался на вертикальный, который приводил в движение жернова. За свою работу мельники брали плату - десятину (1/10 от полученной муки). Ветряная мельница - довольно редкое для Урала явление, в основном строили водяные, они меньше зависели от погоды.
16. Общественный зерновой амбар построен в 1906-м году в селе Хохловка но не прямо здесь, а на другом берегу реки Хохловка. Так страховались от возможного пожара, дома могут сгореть, но хлеб должен остаться целым.
Представляет собой прямоугольный сруб с четырехскатной крышей. Восемь сусеков амбара могли вместить до 125 тонн зерна. Для предохранения зерна от сырости амбар приподнят над землёй с помощью специальных подпорок-стульев. В нижних венцах постройки можно заметить отверстия для вентиляции - продухи. На чердаке хранился сельскохозяйственный инвентарь.
17. Гумно с овином из села Ошиб Кудымкарского района.
Овин и гумно предназначены, соответственно, для сушки и обмолота снопов. Этот овин имел подземную и наземную части. Для ускорения просушки в нижнем ярусе (ямнике) топили печь-каменку. Тёплый воздух поднимался на верхний ярус и ускорял просушку снопов.
После просушки снопы граблями доставали из овина и относили на соломорезку, где колоски отделяли от стеблей. Затем колосья раскладывали на глинобитном полу и с помощью цепов мололи. После обмолота зерно веяли - лопатами подбрасывали вверх. Так избавлялись от посторонних примесей. Открытые ворота и щели в стенах создавали сквозняк, давая возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Затем зерно собирали лопатой и пропускали через специальное сито. Ломаное зерно сразу относили на мельницу, а цельное хранили в амбаре.
18. Соломорезка. У деда была похожая, но он ей не колоски отрезал, а измельчал солому на подстилку для коровы и поросят. Потом это всё вместе с навозом относилось на навозную кучу, а на следующий год шло на удобрение огорода.
19. Деревянная льномялка, но это уже из другой серии.
20. Под одним из навесом проходила выставка местной художницы, которая увлеклась коми-пермяцким эпосом.
21. Здесь по сути иллюстрации народных сказаний.
22.
23.
24. Главная героиня этих сказаний - Чёкыш. Здесь что-то про корову и луну.
25. Одна из коми версий сотворения мира. Их Каин пока ещё не убил их Авеля.
26. Деревянные фигурки. Они должны были стоять на вершине холма среди деревьев, но там мы их не нашли. А они здесь, у домика на выходе с территории музея.
27.
Постройки музея - не раз использовались в качестве декораций для съемок кино. Здесь снимали фильмы «Ермак», «Золотой полоз», сериал «Серебро» («Путь на Мангазею») и другие.
Само по себе село Хохловка - место историческое. Это было типичное горнозаводское село, В 1756-м году здесь был пущен медеплавильный завод. Но медеплавильное производство оказалось нерентабельным и в 1784-м его перестроили на железоделательное. В 1785-м году завод был пущен на выковку железа при шести кричных горнах. Однако в 1866 году завод прекратил свою работу, а в 1890 году был разрушен до основания. Остатки завода затопило при заполнении Камского водохранилища.
В 1856-м году на средства заводчика Лазарева была построена Иоанно-Предтеченская каменная церковь. В июле 1940 года церковь закрыли и отдали под клуб. Да наших дней здание не сохранилось. Да и на месте многих зданий села, стоявшие по берегам реки Хохловка сейчас плещутся воды Хохловского залива.
Другие отчёты об этой поездке:
Село Калинино Водонапорные башни Грибочки-масляточки Белогорский монастырь Хохловка, часть 1Хохловка, часть 2
Кунгур в двух частях
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм в 2-3 частях
Пермские храмы
Пермский трамвай
Пермь, завод им. Шпагина
Прогулки по Перми 3-4 части